Проект 1164

Идея крейсера-ракетоносца, впервые воплощенная в кораблях пр. 58, неоднократно возрождалась и после отказа от до- стройки несчастливых крейсеров пр. 68бис-ЗИФ и создания надводного атомохода пр. 63. С начала 1970-х гг. в стадию ОКР вступила разработка первенца боевого атомного надводного флота – крейсера пр. 1144 «Киров», объединившего замысел двух ранее проектировавшихся атомоходов: противолодочного корабля пр. 1144 и ракетного пр. 1164. Однако оснащенность этого корабля множеством сложнейших систем различного назначения определяла его запредельную стоимость и крайне низкий темп постройки серии на уровне одного атомного крейсера в пятилетку.

Вполне естественной представлялась идея приступить к строительству ракетоносцев другого проекта – «числом поболее, ценою подешевле». При этом, сохранив достаточно высокую ударную и противовоздушную ракетную мощь, отказались от атомной энергоустановки, которая помимо неизбежно удорожания строительства ограничивала число пригодных для этого верфей. Свели к минимальной задаче самообороны и противолодочные средства: бесполезность попыток «стратегической» ПЛО стала понятна и адмиралам.

Крейсер пр. 1164 (разработчик – Северное ПКБ, главный конструктор А.К. Перьков, затем В.И. Мутихин) по архитектурному облику стал приемником пр. 1134Б – последней модификации семейства кораблей пр. 1134. Судя по публикации А.С. Павлова, по первоначальным планам конца 1960-х гг. предполагалось просто заменить часть штатного вооружения БПК на 12 смотрящих в корму «Базальтов». Как и все проекты, призванные претворить в жизнь заманчивую идею унификации, по мере приближения к реальности новый ракетоносец становился все менее похожим на свой прототип. Пусковые установки зенитных ракет комплекса С-300Ф сменили устаревший «Шторм» и спрятались в подпалубные погреба, а в носовой оконечности корабля обрела достойное место спаренная 130-мм артиллерийская башня. Принятое после рассмотрения эскизного проекта в 1972 г. увеличение числа противокорабельных ракет до 16 определило значительную протяженность зоны размещения батареи «главного» калибра: от упомянутой артиллерийской башни до фок-мачты.


Крейсер пр. 1164 «Слава», вооруженный комплексом «Базальт».


Крейсер пр. 1164 «Слава».


По стандартному водоизмещению (9300 т) корабль пр. 1164 был меньше атомного крейсера на 62%, по длине (186 м) короче на 65 м, по ширине (20,8 м) уже на 7,7 м. При этом боекомплект противокорабельных ракет уступал пр. 1144 только на 20%, основных зенитных ракет – всего на треть. Правда, боевые возможности «Базальта» были несколько ниже, чем у высокоинтеллектуального «Гранита», также как зенитный ракетный комплекс самообороны «Оса-М» не мог сравниться с новым «Кинжалом», а автоматы АК-630 – с зенитным ракетно-артиллерийским комплексом ближнего рубежа «Кортик». По скорости (32 узла) газотурбинный крейсер даже превосходил на один узел атомоход, но его неплохая дальность плавания (7500 миль) все-таки не могла сравниться с неограниченными возможностями корабля пр. 1144.

В своей статье, посвященной кораблям пр. 1164, известный историк В.П. Кузин приводит интересное высказывание С. Г. Горшкова. Сравнивая атомный крейсер пр. 1144 с газотурбинным пр. 1164, «бессменный Главком» советского флота отметил, что объективно атомоход мощнее, но крейсер с обычной энергоустановкой «свирепее, воинственнее, агрессивнее. Будет давить на психику, а это фактор, особенно в политике, далеко не последний и не бесполезный».

Тем самым Главком неявно признал главное назначение советского надводного флота – «демонстрацию флага». Основной принцип подводных сил флота – скрытность – делал их бесполезными в качестве «большой дубинки», один вид которой мог бы охладить пыл правителей какого-нибудь нелюбезного Москве государства, зарвавшегося при разрешении локальных конфликтов.

Однако надежды на радикальное снижение стоимости и наращивание темпов строительства обычных ракетных крейсеров в сравнении с атомоходами не оправдались. Николаевский «Завод им. 61 коммунара» успел построить всего три корабля: головную «Славу» (заводской номер 2008) заложили через три с лишним года после «Кирова» за пару дней до октябрьского праздника 1976 г., а передали флоту только через шесть лет, 30 декабря 1982 г. В октябре 1980 г. на Черном море на «Славе» провели государственные испытания комплекса «Базальт». Корабль унаследовал имя от славного балтийского линкора Первой мировой войны и от не менее отважно сражавшегося в Великой Отечественной войне крейсера «Молотов», после «разоблачения антипартийной группы» в 1957 г. переименованного, как утверждали флотские охальники, по уменьшительному имени Вячеслава Михайловича.

«Маршала Устинова» (N92009) сдали 15 сентября 1986 г., а «Червону Украину» (№2010) – 25 декабря 1989 г. Последняя вскоре ушла на Дальний Восток, где в 1996 г вместо наименования крейсера-участника Великой Отечественной войны получила легендарное и более подходящее для Тихого океана имя «Варяг». Исторические реминисценции были подкреплены в 1997 г. визитом ракетоносца в бывшее Чемульпо.



Размещение ракетного комплекса «Базальт» на крейсере пр. 1164 «Слава».


Ныне это Инчхон, более известный по десанту войск ООН в 1950 г. Не избежала переименования и «Слава», перенявшая от списанного вертолетоносца имя российской столицы, глава администрации которой в те годы самозабвенно шефствовал над Севастополем и Черноморским флотом.

Спущенный на воду «Адмирал Лобов», отойдя к Украине и приняв ее имя, так и остался недостроенным. Множество комплектующих, включая главный противокорабельный комплекс, должны были изготавливаться в России. Впрочем, как экономические возможности, так и отнюдь не глобальные политические амбиции Украины определяли избыточность такого корабля для ее флота.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх