«Вулкан»

С завершением создания комплекса «Базальт» на повестку дня был поставлен вопрос о его дальнейшем совершенствовании, в первую очередь в части повышения помехозащищенности и наращивания дальности. Последнее мотивировалось постоянным ростом радиуса действия ударной палубной авиации. В случае конфликта эта авиация в первую очередь была бы нацелена на крупнейшие корабли нашего флота – крейсера пр. 1143 и 1164, которые требовалось переоснастить не менее «длинной рукой» для нанесения ракетного удара. Ведь с ростом возможностей своих штурмовиков авианосцы стремились увеличить дистанцию до отслеживавших их советских кораблей.

Создание усовершенствованного комплекса увеличенной дальности «Вулкан» было задано постановлением от 15 мая 1978 г. Разработка велась в ранее сложившейся для «Базальта» кооперации. Среди создателей СУ сменился руководитель работ по корабельной аппаратуре – им стал В.А. Червинский.

Конструкторы «НПО машиностроения» выявили возможность удвоения дальности ракеты комплекса «Базальт» при минимальных доработках маршевой ступени за счет применения титановых сплавов, некоторого снижения защищенности боевой части, но в основном путем замены стартового агрегата на так называемую стартово-разгонную ступень. Ранее использовавшиеся стартовые агрегаты к моменту завершения своей работы придавали ракете скорость, достаточную для удержания в воздухе за счет подъемной силы и осуществления эффективного управления аэродинамическими рулями. Последующий набор высоты и разгон до большой сверхзвуковой скорости производились за счет работы турбореактивного двигателя в режиме максимальной тяги, при этом расходовалась значительная частьтоплива. После выхода на заданный высотно-скростной режим полета тяга турбореактивного двигателя снижалась по команде системы управления.

На новой ракете, названной «Вулкан», реутовские конструкторы переложили задачу разгона и набора высоты на твердотопливные двигатели стартово-разгонной ступени. После ее отделения турбореактивный двигатель работал в основном в режиме пониженной тяги, понемногу расходуя топливо, что способствовало удвоению дальности. При размещении ракеты со сложенным крылом в контейнере между его стенками и бортами фюзеляжа оставались зазоры, достаточные для размещения более крупногабаритных твердотопливных двигателей по сравнению со старыми стартовиками.

Однако при этом значительно увеличилась продолжительность работы стартово- разгонной ступени, что требовало решить по-новому и задачу управления ракетой на этом участке ее полета. При кратковременной работе прежних неуправляемых стартовиков ракета не успевала получить существенных возмущений. Приобретенные относительно небольшие угловые скорости гасились на участке полета маршевой ступени. Для обеспечения старта под малым углом наклона к горизонту требовалась большая тяга стартово-разгонной ступени, отклонения которой создавали угрозу нарушения устойчивости полета ракеты. Поэтому ее твердотопливные двигатели снабдили органами управления – поворотными соплами с рулевыми приводами.

Для выработки сигналов управления поворотными соплами первоначально предусматривалось введение дополнительного упрощенного автопилота, размещаемого непосредственно на стартово-разгонной ступени. Но совместить два автопилота на одной ракете не получилось. Пришлось основательно дорабатывать имевшийся автопилот ракеты, внедряя в него микросхемы, расширив его функции и сократив его размеры. В результате удалось выделить десяток литров объема приборного отсека для расширения основной бортовой цифровой вычислительной машины. Учитывая проблемы с освоением микросхем, примененных ранее на «Базальте», разработчики бортовой аппаратуры «Вулкана» не решились еще раз осваивать новую элементную базу. В дальнейшем сохранение явно устаревших микросхем привело к трудностям в обеспечении аппаратуры элементной базой, снимаемой с производства.


Атомная подводная лодка пр. 675МК.


Атомная подводная лодка пр. 675МКВ (К-1).


Атомная подводная лодка пр. 675МКВ.


Первый автономный пуск «Вулкана» 3 декабря 1982 г. завершился падением ракеты на 8-й секунде с не отделившейся стартово-разгонной ступенью. Аналогично прошел и второй пуск в апреле следующего года. В обоих случаях уровень вибраций значительно превысил расчетный, а падению ракеты непосредственно предшествовала потеря управления по каналу курсу. Поэтому в качестве наиболее популярной версии причины аварии рассматривалось воздействие мощных вибраций. Но вскоре автопилотчики, порывшись в своих электросхемах, с изумлением обнаружили явно лишнюю перемычку… Не слишком рекламируя свое открытие, они провели «дополнительные профилактические мероприятия», с реализацией которых третий пуск 5 октября прошел вполне успешно.

Четвертый пуск вновь завершился падением ракеты на первых секундах полета, видимо, из-за обрыва одного из кабелей под действием скоростного напора. После соответствующего подкрепления конструкции пятый пуск прошел успешно. Завершить 1983 г. решили первым пуском с переоборудовавшейся еще с 1981 г. лодки К-1, которую через плавающий лед 22 декабря вывели на свободную воду в Кандалакшский залив. Но спешка не довела до добра: ракета нормально управлялась всего одну минуту… В связи с этим 25 апреля сверх программы провели контрольный пуск, который завершился вполне успешно.

Но зато на стадии совместных летных испытаний, в отличие от триумфального их хода при сдаче «Базальта», вновь пошли неудачи. При первом же пуске 10 июня 1984 г. ракета упала на 10-й секунде, так же как и при втором пуске в конце августа. На этот раз вместо присутствия лишней перемычки обнаружили отсутствие явно необходимой. Первый успешный пуск этого этапа испытаний прошел 19 сентября, после чего вновь последовала неудача из-за неполадок в системе отделения стартово-разгонной ступени.

Новые успехи чередовались с неудачами. Особенно встревожили разработчиков аварии из-за высоковольтных пробоев при потере герметизации в приборном отсеке, с которыми, казалось, покончили еще при испытаниях «Базальта». Тем не менее с учетом того, что к ноябрю 1985 г. из 18 пусков программы совместных испытаний 11 завершились успешно, а пятилетка неодолимо катилась к завершению, государственная комиссия в декабре подписала заключительный акт о проведении испытаний, рекомендовав принять «Вулкан» на вооружение. Формально обеспечив выполнение плана пятилетки, госкомиссия все же рекомендовала провести контрольные испытания. С 24 апреля по4 июля 1986 г. выполнили восемь пусков, в том числе в составе четырехракетного залпа, при этом семь из них признали успешными.

Постановлением от 13 октября 1987 г. комплекс «Вулкан» приняли на вооружение. Фактически он поступил на вооружение всего четырех подводных лодок пр. 675МКВ. При переоборудовании под применение «Вулкана» конструкция лодки подверглась значительным доработкам, так как воздействие струй стартового агрегата существенно большей тяги требовало изменения конструкции газоотводных устройств. В ходе переоборудования водоизмещение лодок пр. 675МК увеличилось на 600 м3 , а пр. 675МКВ – на 1000 м3 по сравнению с исходной субмариной пр. 675.

Кроме уже упоминавшейся К-1 на Севере к 1987 г. переоборудовали К-35 (заводской номер 539) и к 1990 г. – К-22 (№538). На Дальнем Востоке к 1988 г. перевооружили К-134 (бывшую К-34, заводской номер 183). Изнихтолько К-1 в 1986- 1988 гг. участвовала в трех боевых службах, остальные вплоть до вывода из состава флота ограничились боевой подготовкой. Все лодки вывели из состава флота в 1992-1994 гг. Кроме того, предусматривалось оснащение комплексом «Вулкан» и ракетных крейсеров пр. 11641 (усовершенствованного пр. 1164), а также перевооружение на этот комплекс ранее построенных кораблей пр. 1143 (пр. 11433, 11434) и пр. 1164 в ходе модернизационных ремонтов. Но в силу известных политико-экономических причин постройка кораблей пр. 1164 так и не завершилась. Досрочно исключили из состава флота и продали за рубеж все авианесущие корабли, кроме пр. 11434, который по заказу Индии модернизируется в полноценный авианосец с исключением ударного ракетного вооружения.

В результате из носителей крылатых ракет семейства «Базальт» в составе российского флота числятся только три крейсера пр. 1164. Судя по некоторым публикациям, «Москва» перевооружена на ракеты «Вулкан». Всего один корабль с 16 ракетами – более чем скромное завершение эпопеи с «Вулканом».

Это особенно заметно в сравнении с итогами разработки «Базальта», открывшей пусть и не реализованную полностью перспективу перевооружения почти трех десятков атомоходов, еще не достигших и середины своего жизненного цикла. Мощное противокорабельное оружие получили крупнейшие надводные корабли нашего флота. Конечно, разработчики «Вулкана» ни в коей мере не могли повлиять на судьбу тех же злосчастных авианесущих крейсеров, преждевременно «удаленных» с флота в силу политико-экономических факторов общего порядка. Однако и в последние советские годы было очевидно, что перевооружение лодок пр. 675 на «Вулкан» уже очевидно запоздало. Множество аварий на кораблях этого типа в конце 1980-х-начале 1990-х гг. свидетельствовало о неприемлемой степени не только морального, но и физического старения атомоходов первого поколения. Уже более чем анахронизмом стал надводный старт ракеты с подводной лодки.

Таким образом, «Вулкан» реально можно было использовать только с надводных кораблей, представлявших собой в большей мере инструмент политики, чем вооруженной борьбы. А для решения задач «демонстрации флага» боевые показатели оружия не имели решающего значения.



Тяжелый авианесущий крейсер пр. 11434 «Баку».








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх