«Стрела»

События, связанные с созданием и испытаниями первой отечественной управляемой ракеты, запущенной с корабля, относятся к самым малоизвестным фактам отечественной истории. Хотя в архивах и сохранились некоторые сведения о результатах таких пусков, а в альманахе «Гангут» опубликованы воспоминания кораблестроителя, участвовавшего в перевооружении черноморского крейсера «Адмирал Нахимов» в первый ракетоносец советского флота, до настоящего времени известна только единственная фотография переоборудованного корабля, снятого с кормы так, что вновь установленные элементы ракетного комплекса почти не видны.

При создании первой корабельной системы управляемого оружия было принято вполне логичное решение – максимально использовать элементы уже созданной, отработанной и запущенной в серийное производство авиационной системы «Комета». Разработка корабельного комплекса с самолетами-снарядами типа «Стрела» (система «Колчан») была задана одним из нескольких постановлений правительства по ракетному вооружению, принятых 30 декабря 1954 г.

Целью работ ставилось оснащение по вновь разрабатываемому пр. 67 наиболее современных по тому времени строящихся крейсеров типа «Свердлов» (пр. 68бис-ЗИФ) 24-28 самолетами-снарядами КСС (корабельный снаряд «Стрела») с дальностью 40 км. Установленный боекомплект рассчитывался исходя из задачи потопления пары крейсеров или семи вражеских эсминцев.

Отработку предусматривалось осуществить в два этапа, на первом из которых для проведения экспериментальных пусков на крейсере предполагалось дополнительно установить одну нестабилизированную, наводимую только по азимуту катапульту, обеспечив размещение на открытой палубе 3-4 самолетов- снарядов, смонтировать на уровне 40 м от воды стабилизированные антенные посты системы наведения, а остальные приборы управления стрельбой расставить на временных местах. Все работы и испытания предусматривалось завершить в ноябре следующего 1955 г., использовав при этом 15 самолетов-снарядов КСС.

На втором этапе для проведения совместных испытаний намечалось переоборудовать крейсер с размещением одной спаренной и двух одинарных пусковых установок взамен башен главного калибра, установить специальные корабельные приборы управления стрельбой, обеспечив размещение 4-5 самолетов- снарядов КСС. Соответствующие работы намечались на 1956 г., исходя из срока завершения испытаний к концу года. Для проведения совместных испытаний дубнинский завод №256 должен был поставить еще 15 самолетов-снарядов, уже в специальном корабельном исполнении – со складывающимися крыльями и заваливающимся килем.

Предусматривалась также проработка модификации самолета-снаряда с новой активной радиолокационной головкой самонаведения для обеспечения загоризонтного применения.

Отметим, что ранее, до выхода постановления, предполагалось переоборудование по пр. 67 уже вступивших в строй кораблей, втом числе крейсеров пр. 68К, строительство которых началось еще в довоенные годы. Но, исходя из сложности ремонта этих уже устаревших кораблей, сочли более целесообразным достроить как ракетоносцы еще строящиеся крейсера.

В дальнейшем крейсер-ракетоносец со штатным «реактивным вооружением» сохранил обозначение пр. 67, переделочный вариант корабля для испытаний I этапа стал именоваться пр. 67ЭП (ЭП – экспериментальные пуски), а корабль для II этапа – пр. 67СИ (СИ – совместные испытания).

Проектирование кораблей осуществлялось в ленинградском ЦКБ-17 Минсудпрома (ныне – «Невское ПКБ») под руководством главного конструктора В.В. Ашика. Корабельные приборы управления и станция управления стрельбой создавались под руководством И.А. Скородумо- ва в московском НИИ-10 Минсудпрома (в настоящее время – ОАО «МНИИРЭ «Альтаир») на базе соответствующей аппаратуры КБ-1. В свою очередь, НИИ-10 использовал собственный опыт в области морской радиолокации с ее корабельной спецификой – переотражением от волн, качкой, высокой влажностью, соленым воздухом и прочими проявлениями непривычного на суше дискомфорта.

Разработка пусковых установок для крейсера была поручена ленинградскому ЦКБ-34 (ныне – КБ специального машиностроения), коллективу главного конструктора Т.Д. Вылкоста.

В конце апреля 1955 г. на заводе №444 (позднее – Черноморском судостроительном) в Николаеве приступили к переоборудованию по пр. 67ЭП новенького крейсера «Адмирал Нахимов», к тому времени успевшего проплавать в составе флота всего пару лет. В носовой части корабля разместили открытую поворотную пусковую установку лоткового типа на неподвижной тумбе, изготовленную ленинградским Заводом подъемно-транспортного оборудования им. С.М. Кирова (не имевшим ничего общего с ленинградским Кировским заводом, бывшим Путиловским).

Старт осуществлялся под постоянным углом около 10°. Отказавшись от ранее заданного открытого размещения самолетов-снарядов, для них на палубе полубака соорудили побортно от второй башни главного калибра пару ангаров. Так как ширины палубы не хватало, в районе ангаров и в нос от них за борт выступали специально выполненные площадки- спонсоны. Для того чтобы орудия передней башни главного калибра не мешали подаче самолетов-снарядов к пусковой установке, их вывели на максимальный угол возвышения. Впрочем, по версии А.Б. Широкорада, башню развернули в корму, а орудия демонтировали. Спереди носовую башню защитили от струй двигателей самолетов-снарядов наклонным газоотражательным щитом.


Корабельный самолет-снаряд КСС в конфигурации хранения.


Компоновка самолета-снаряда КСС корабельного комплекса «Стрела»: 1 – ГСН; 2 – боевая часть; 3 – бак горючего; 4 – турбореактивный двигатель.



Схема самолета-снаряда КСС корабельного комплекса «Стрела».


Для наведения самолетов-снарядов на высоте 40 м над ватерлинией установили РЛС, прикрыв ее сферическим обтекателем. Для ее размещения над носовой башенноподобной надстройкой смонтировали дополнительную мачту. Остальная аппаратура, включая счетно- решающие приборы, приборы управления, устройства сопряжения со штатной РЛС крейсера «Залп», приборы контроля бортовой аппаратуры ракеты, размещалась вместо аппаратуры РЛС «Риф-А» на площадках башенноподобной надстройки. Аппаратура системы «Колчан» обеспечивала обнаружение и сопровождение целей, выдачу команд на пусковую установку и на самолет-снаряд, управление его стартом и полетом. Наведение самолета-снаряда осуществлялось по равно- сигнальной зоне луча корабельной РЛС, а на конечном участке – с использованием полуактивной головки самонаведения, принимающей отраженное целью излучение РЛС крейсера.

Переоборудование крейсера закончилось только в середине сентября, так что корабельные испытания аппаратуры вместо августа начались в октябре 1955 г., после того как корабль под командованием капитана II ранга Л .Д. Чулкова перешел из Николаева в Севастополь. Самолеты- снаряды КСС прибыли только в ноябре. Удалось провести пару бросковых пусков габаритно-весовых макетов с натурными ускорителями, а затем зимняя непогода заставила отложить проведение экспериментальных пусков на следующий год.

Впервые в Советском Союзе крылатая ракета стартовала с корабля 22 января 1956 г. Первый этап экспериментальных испытаний завершился 26 апреля 1956 г. Всего было запущено 13 самолетов-снарядов КСС по различным целям – дрейфующей десантной барже длиной 45 м и мчащемуся на скорости 40 узлов дистанционно управляемому торпедному катеру. Все корабли-цели оснащались уголковыми отражателями, с тем чтобы довести их эффективную поверхность рассеяния до уровня,соответствующего эсминцу.

При пуске самолетов-снарядов «Адмирал Нахимов» развивал ход до 24 узлов, а скорость ветра приближалась к 20 м/с. В результате в 7 из 10 пусков, проведенных на максимальную дальность 43 км (соответствующую предельной радиолокационной видимости), самолеты- снаряды попали в цели. Успешным сочли и пуск по торпедному катеру, при котором самолет-снаряд прошел за кормой цели на удалении до 30 м, которое было много меньше половины длины типовой цели – эсминца. Хуже прошли стрельбы на минимальную дальность 15 км, когда два из трех запущенных самолетов- снарядов не успели войти в луч РЛС и прошли далеко от цели. Для подтверждения надежности два самолета-снаряда запустили без проверок после хранения в течение 4,5 месяца. По результатам первого этапа испытаний вероятность попадания в крейсер или эсминец определили величиной 0,8.

В это же время было проведено также 32 совместных испытания крейсера с самолетом-дублером МиГ-17СДК, оснащенным бортовой аппаратурой ракеты КСС. Имитируя полет самолета-снаряда, самолет-дублер входил в луч корабельной РЛС и наводился на различные цели. Так как в этом случае процесс наведения прерывали задолго до попадания, в качестве «целей» (помимо десантной баржи) использовались настоящие крейсера, эсминцы и сторожевики.

В докладе ЦК КПСС, направленном 6 июня 1956 г., комиссия оценила проделанную работу как успешную и рекомендовала отказаться от проведения совместных испытаний комплекса, немедленно начав достройку оставшихся на заводах пяти крейсеров по пр. 67 со сдачей кораблей флоту в 1959 г.

Тем самым оказался невостребованным технический проект 67СИ, выпущенный ЦКБ-17 еще в конце 1955 г. В нем вопреки требованиям постановления 1954 г объем переоборудования корабля ограничивался заменой носовых башен главного калибра, шести спаренных зенитных 37-мм автоматов В-11 и торпедных аппаратов на одну спаренную пусковую установку СМ-58 со штатным погребным хранением самолетов- снарядов.

Постановлением от 26 августа 1956 г. работы по пр. 67СИ прекращались на стадии выпуска рабочих чертежей. Было решено в 1959 г. достроить по пр. 67 с системой «Колчан» по одному кораблю в Николаеве на заводе №444 и в Ленинграде на Адмиралтейском и Балтийском заводах. По-видимому, имелись в виду крейсера «Адмирал Корнилов», «Щербаков» и «Кронштадт». Предусматривалось также переоборудование по пр. 67. уже построенного крейсера (возможно, все того же «Адмирала Нахимова») на заводе N9444. В 1960 г. в строй должны были вступить еще два достроенных на Балтийском заводе крейсера пр. 67 с новой системой наведения «Вектор», судя по всему – «Таллин» и «Варяг». Предполагалось после 1960 г. ввести в строй еще два корабля с самолетами- снарядами системы «Вектор», которые должны были оснащаться активными радиолокационными головками самонаведения для поражение целей за радиогоризонтом, на дальности пусков до 100 км, обеспечивать одновременный обстрел двух целей и избирательное наведение на корабли в составе ордера. В дальнейшем проработки, выполненные по системе «Вектор», легли в основу системы управления комплекса П-35.

В материалах эскизного проекта, подготовленного в марте 1956 г., было показано, что размещение на корабле 24-28 самолетов-снарядов КСС потребует большого объема доработок, увеличения водоизмещения на 1000 т, а также недопустимого ухудшения обитаемости крейсера из-за выделения больших корабельных помещений под вновь вводимые системы. Рассмотрев эскизный проект, флот согласился уменьшить число самолетов-снарядов до 19. Артиллерия главного калибра заменялась на две расположенные в оконечностях корабля пусковые установки СМ-58. Конструктивно они были близки к ПУ СМ-59 для ракет КСЩ, использованным в дальнейшем на первых отечественных ракетных эсминцах пр. 56Э, 56М и 57бис, отличаясь от них размерами, удвоенным числом ферменных направляющих для самолетов-снарядов, а также «дульным» заряжанием. Пусковая установка разворачивалась к центру корабля, и самолеты-снаряды хвостом вперед подавались по направляющим из перегрузочного отделения в боевое. Боекомплект носовой пусковой установки составил 11 самолетов-снарядов, кормовой – 9, при этом по два КСС хранились в перегрузочном отделении. Зенитное артиллерийское вооружение кораблей усиливалось заменой шести спаренных 100-мм установок СМ-5-1 на четыре автоматические СМ-52 с почти втрое большей скорострельностью, шестнадцати 30-мм спаренных В-11 – на шесть 57-мм счетверенных ЗиФ-75. Менялось также радиолокационное и гидроакустическое оборудование корабля. Более детальные проработки по крейсеру пр. 67 были представлены в техническом проекте, выпущенном в сентябре 1956 г.


Переделочный вариант крейсера пр. 68бис «Адмирал Нахимов». На первом этапе испытаний корабль получил обозначение пр. 67ЭП.


Корабль для второго этапа испытаний – пр. 67СИ.


Крейсер пр.67(ранний вариант).


Крейсер пр.67.


Тем временем испытания самолетов- снарядов на крейсере «Адмирал Нахимов» продолжились. В 20 из 24 пусков, выполненных в период с 3 июня по 22 декабря 1956 г., были достигнуты прямые попадания. Из них семь самолетов-снарядов было запущено по натурному отсеку недостроенного тяжелого крейсера пр. 82 «Сталинград», что позволило оценить эффективность воздействия боевой части по тяжелым кораблям: толщина бортовой брони достигала 180 мм, что в 2-7 раз превышало уровень защиты «Красного Кавказа», по которому стреляли авиационной «Кометой». Был отмечен и ряд недостатков комплекса, в том числе длительная предстартовая подготовка. Представлялась недостаточной и максимальная дальность пусков,ограниченная использованием полуактивной радиолокационной головки самонаведения, обеспечиваемой подсветкой корабельной РЛС только при видимости над радиогоризонтом корпуса и надстроек цели – элементов с большой эффективной поверхностью рассеяния. Этот недостаток не проявлялся у авиационной «Кометы». При пусках и наведении авиационных самолетов-снарядов аппаратурой носителя Ту-4К с многокилометровой высоты дальность радиогоризонта составляла сотни километров. Но он резко ограничивал боевые возможности крейсера с размещением антенных постов всего в нескольких десятках метров над водой.

Поэтому планы массовой достройки и перевооружения крейсеров типа «Свердлов» самолетами-снарядами КСС не реализовались. И действительно, было бы ошибкой в 1960 г. вводить в строй корабли с самолетом-снарядом, начавшим летать на десять лет раньше. Уже в феврале 1957 г. флот выдал тактико-техническое задание на разработку проекта переоборудования этих кораблей под перспективные самолеты-снаряды. В соответствии с принятым 4 июля 1957 г. постановлением крейсера должны были достраиваться по новому проекту 64 с самолетами- снарядами П-6 главного конструктора В.Н. Челомея или с П-40 конструкции А.И. Микояна, а работы по пр. 67. прекращались.

Но намеченные к достройке крейсера- ракетоносцы не обладали боевой устойчивостью к ударам авиации и были бы обречены на бесполезную гибель в случае удаления от родных берегов на 200 км и более. Планы преобразования недостроенных артиллерийских крейсеров трансформировались в направлении внедрения зенитного ракетного вооружения. В соответствии с постановлением от 10 августа 1957 г. «Адмирал Нахимов» подлежал перевооружению по пр. 71с зенитным ракетным комплексом М-2 (на базе сухопутного комплекса С-75), при снятии кормовых башен артиллерии главного калибра, для чего в ноябре 1957 г. еще раз прибыл на завод №444 в Николаеве- Но вскоре планы перевооружения и достройки крейсеров были и вовсе отвергнуты, в значительной мере под влиянием позиции руководства судостроительной промышленности, не желавшего заниматься хлопотным и, по его мнению, бесперспективным делом. Это подтверждено документально, хотя молва огульно приписывает все беды флота того времени волюнтаризму Н.С. Хрущева.

В марте 1959 г. было предложено переоборудовать «Адмирал Нахимов», выдворенный в конце предыдущего года с николаевского завода в Севастополь, в учебный корабль для освоения личным составом комплексов П-6 и М-2. Главком ВМФ в марте и мае пытался спасти хотя бы часть недостроенных крейсеров, предлагая достроить один как опытовое судно для испытания ракетного оружия, а два – как плавказармы, но встретил непреклонное сопротивление руководства Генштаба. В итоге флот и Госкомитет по судостроению 1 июля 1959 г. предложили правительству разобрать недостроенные крейсера, что и оформили постановлением от 22 августа 1959 г.

Только «Адмирал Нахимов» как уже находившийся в строю не попал под это решение и по постановлению 21 июля 1959 г. подлежал перевооружению по пр. 1131 под зенитный ракетный комплекс М-2 с размещением двух спаренных пусковых установок на корме, но с минимальным объемом доработок, без замены универсальной и зенитной артиллерии на более современные образцы. Однако испытания зенитного комплекса М-2 на крейсере «Дзержинский» выявили его непригодность для корабельной эксплуатации. Ровно через год после начала работ по пр. 1131,21 июля 1961 г., было принято постановление об их прекращении, а 29 июля приказом Главкома ВМФ «Адмирал Нахимов» был исключен из состава флота. Флаг корабля был спущен 15 февраля 1961 г. Позже корабль использовался в качестве реальной цели при пусках самолета-снаряда КСЩ. В 1961 – 1962 гг. крейсер разрезали на металл на Севастопольской базе «Глав- вторчермета».


Схема функционирования берегового комплекса «Стрела»:

1 – участок автономного полета; 2 – участок наведения по лучу; 3 – участок самонаведения.


С крейсером «Адмирал Нахимов» связан ряд живучих, но недостоверных легенд. Якобы при посещении Черноморского флота в июне 1956 г. югославским вождем маршалом И. Тито в ходе проведения показательных стрельб крейсера погиб летчик самолета-дублера, который вместо отказавшего КСС имитировал атаку на корабль-цель и врезался в него. По более достоверной версии А.Б. Широкорада, летчик погиб при испытаниях самолета-снаряда с реальной боевой частью, оказавшись слишком близко в момент ее подрыва над целью. В печать была подброшена и совсем невероятная история об участии крейсера «Адмирал Нахимов» в проведении атомных испытаний в глубинах Черного моря. Но наши вожди трепетно относились к своему здоровью, а других теплых морей в их распоряжении не было.

Намного более удачно прошло внедрение «Стрелы» в систему береговой обороны.

Еще в начале 1953 г. руководство Минавиапрома предложило создать на базе «Кометы» береговой ракетный комплекс взамен системы с оснащенной активной радиолокационной головкой самонаведения ракетой «Шторм», разрабатывавшейся еще с апреля 1948 г. на заводе Ng293 под руководством М.Р. Бисновата. Постановлением от 19 февраля 1953 г. работы по «Шторму» прекратили, но начавшиеся через пару недель после этого немаловажные кадровые перемещения в самом высшем руководстве страны задержали реализацию созидательной части инициативы Минавиапрома.

Только 21 апреля 1954 г. по распоряжению правительства началось создание системы реактивного вооружения «Стрела» для оснащения стационарных хорошо защищенных береговых объектов. При переходе к наземному старту потребовалась определенная доработка как само- лета-снаряда, так и аппаратуры наведения. При расположении берегового комплекса на невысоком берегу отслеживающий цель луч РЛС распространялся вдоль водной поверхности. При сохранении неизменной схемы наведения КС самолет-снаряд неизбежно нырнул бы в волну. Поэтому на среднем участке траектории при полете со скоростью 1120 км/ч наведение по лучу осуществлялось только в азимутальной плоскости, а высота поддерживалась постоянной посредством автопилота АП-С на уровне 400 м вплоть до начала самонаведения с пологим пикированием на цель.

Для обеспечения старта под углом 10° к горизонту корабельный или береговой самолет-снаряд оснащался пороховым стартовым ускорителем ПРД-15 с тягой около 40 т, разработанным под руководством И.И. Картукова в КБ-2 завода №81 МАП. Установка ускорителя увеличила вес самолета-снаряда до 3,4 т и сместила назад центр тяжести. Для обеспечения статической устойчивости на стартовом участке под ускорителем смонтировали прямоугольный пластинчатый стабилизатор.

Береговая радиолокационная станция С-1 (в дальнейшем – С-1М) выполняла функции, аналогичные самолетной аппаратуре K-IIM. Самолет-снаряд получил наименование С-2, а новая бортовая аппаратура наведения – С-3 (позднее – С-ЗМ).

Летом 1955 г. в 13 км юго-восточнее Балаклавы, там, где Главная гряда Крымских гор с высоты 587 м отвесным утесом мыса Айа (в переводе с греческого – «Святой») обрывается в море, развернулось строительство «объекта 100».

Все основные объекты, включая хранилище ракет, посты их предварительной и окончательной подготовки, центральный пост, емкости с топливом, дизель- электростанции, средства противоатомной защиты, хранилища воды, воздуха, пищи, размещались в горизонтальных штольнях, вырубленных в скальном грунте и прикрытых мощными броневыми дверями. Перед стартом пусковые установки с ракетами выкатывались на открытые площадки. Для каждого из двух дивизионов было оборудовано по стартовой площадке – одна на высоте чуть меньше 400 м, вторая на высоте 586 м. На площадке размещалось по две стартовые позиции. Радиолокационные средства находились еще выше – на отметке 630 м. В фортификационных сооружениях одного из дивизионов располагался основной командный пункт полка, другого – запасной. В каждом дивизионе было две стартовые позиции. На строительстве каждой из площадок одновременно работали более 1000 человек.

Спустя пару лет, 5 июня 1957 г., вновь сформированный первый в Союзе 362-й отдельный береговой ракетный полк (обрп) двухдивизионного состава провел первые ракетные стрельбы. В ходе испытаний, продолжавшихся до 6 июля, было запущено 10 самолетов-снарядов, 6 из которых попали в цель. 30 августа 1957 г. комплекс был введен в строй флота приказом Главкома ВМФ.

Расположение основных элементов комплекса на большой высоте позволило обеспечить достаточную удаленность радиогоризонта и реализовать дальность пуска, достаточную для прикрытия подходов к главной базе – Севастополю. В октябре 1958 г. ракетчики продемонстрировали свое боевое искусство инспектировавшему часть маршалу К. К. Рокоссовскому: обе запущенные ракеты попали в цель. В апреле следующего года полк посетил министр обороны Р.Я. Малиновский. Относительная близость к Москве и неплохие природно-климатические условия в районе дислокации способствовали проявлению внимания высокого начальства к «объекту 100», не говоря уже о его просто фантастическом по тем временам облике, вполне соответствовавшем оптимистическим взглядам на будущее Вооруженных Сил.

По неполным данным, с 1957 по 1965 г. (позднее «объект 100» приступил к перевооружению на береговой вариант комплекса П-35) полк провел 25 пусков, из них 18 – успешно.

В 1957 г. был сформирован 616-й полк на «объекте 101», строившемся на противоположной оконечности страны – острове Кильдин. В соответствии с приказом Главкома ВМФ от 6 января 1958 г. он был введен в состав Северного флота, перекрывая подходы к Кольскому и Мотовскому заливам. В отличие от крымского аналога, «объект 101» располагался в забетонированном котловане.

Для обеспечения развертывания береговых ракетных частей еще в 1955 г. было принято решение о поставке на флот 150 самолетов-снарядов КСС (С-2) к 1957 г.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх