«Гранит»


Необходимость создания противокорабельной ракеты подводного старта, по дальности не уступающей ракете комплекса «Базальт», определилась еще в середине 1960-х гг. После отстранения Н.С. Хрущева с высших партийно-государственных постов в ходе ревизии тематики работ В.Н. Челомею была поставлена задача обеспечения подводного старта для ракет комплекса П-500 «Базальт», уже находившихся на достаточно продвинутой стадии разработки. Однако этот комплекс предназначался для оснащения надводных кораблей, а также для перевооружения подводных лодок семейства пр. 675, пусковые установки которых не допускали подъема контейнеров для пуска ракет при движении атомохода подводой. Переоборудование лодок под пусковые установки, зафиксированные в наклонном положении для подводного пуска ракет (например, по типу реализованных для комплекса «Аметист»), потребовало бы радикального изменения общей архитектуры корабля, а стоимость и длительность модернизационного ремонта сравнялась бы с новым строительством. Да и компоновка ракеты «Базальт» с подфюзеляжным расположением воздухозаборника не отвечала условиям подводного старта.

Используя эти обстоятельства, В.Н. Челомей сумел «разрулить» ситуацию. Работы по «Базальту» продолжились применительно к ракете надводного старта, а новый комплекс П-500П с ракетой подводного старта на дальность 400-600 км со скоростью полета 3200-3600 км/ч предусматривалось создать в более поздние сроки для вооружения перспективных подводных лодок пр. 688.

Первоначально предусматривалось вписать новую ракету в габариты пусковой установки комплекса «Малахит», что открывало перспективу перевооружения этим комплексом лодок пр. 670М либо оснащения им очередной модификации лодок сормовской постройки. Но этим планам помешали, с одной стороны, свойство практически всех летательных аппаратов «грузнеть» в процессе разработки, а с другой - выявившаяся неперспективность лодок семейства пр. 670 как носителей противоавианосного ракетного комплекса. С конца 1960-х гг. в США началась разработка нового авиационно-ракетного комплекса на базе истребителя F-14 и ракеты «Феникс». Истребитель F-14 оснащался РЛС, способной обеспечить одновременный обстрел до шести воздушных целей (в том числе и в нижней полусфере, на фоне водной поверхности), а дальность ракет класса «воздух- воздух» составила более 140 км.

Как показали расчеты боевой эффективности, в этих условиях поражение авианосца могло быть достигнуто только массированным залпом не менее чем двух десятков крылатых ракет с высокими ленто-тактическими характеристиками, при условии применения на этих ракетах наиболее современных достижений в области радиоэлектронной борьбы. Напротив, бесполезность использования малочисленных противокорабельных ракет наглядно подтверждалась практикой учебных зенитных стрельб наших кораблей. Используя далеко не самые совершенные зенитные ракетные комплексы, они уверенно сбивали переделанные в мишени собственные противокорабельные ракеты. Таким образом, разработка нового комплекса должна была вестись для вооружения подводных атомоходов уже следующего, третьего, поколения с большим боекомплектом ракет, а задача обеспечения высокой боевой эффективности получила явный приоритет по сравнению с унификацией по пусковой установке с ранее разработанной ракетой.

Решением ВПК от 8 апреля 1966 г. ОКБ-52 предлагалось в I кв. следующего года представить аванпроект противокорабельной крылатой ракеты «Гранит» с дальностью полета 700-800 км при скорости полета 3500-4000 км/ч на высоте 20-24 км. При пуске по маловысотной траектории допускалось снижение максимальной дальности до 200 км. Как уже упоминалось, ракета должна была размещаться в пусковых контейнерах комплекса «Малахит». Работы по новой теме в реутовской организации возглавил В.И. Патрушев, затем - В.А. Вишняков.

При выполнении аванпроекта выявилась несовместимость заданных летно-технических характеристик с установленными габаритными ограничениями. Проведенные проектные проработки показали, что длина ракеты составит 13 м, что в 1,8 раз превышало соответствующий показатель «Малахита». Кроме того, обеспечение заданных скоростных и высотных характеристик требовало реализации ряда принципиально новых технических решений. В частности, достижение заданных высоких летно-технических характеристик исключало использование твердотопливного двигателя в качестве маршевого.


Крылатая ракета «Гранит».



Крылатая ракета «Гранит» в предстартовой конфигурации.


Крылатая ракета «Гранит».


На стадии разработки аванпроекта в конце 1960-х гг. рассматривалось применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя, создававшегося в НПО «Красный Октябрь» (бывшее ОКБ-670) М.М. Бондарюка. К достоинствам этого двигателя относилась быстрота запуска и выхода на режим, так как в нем отсутствовали обладавшие большой инерционностью турбина и компрессор - непременная принадлежность широко применявшихся в авиации и на первых челомеевских противокорабельных ракетах турбореактивных двигателей (ТРД). Однако по топливной экономичности он уступал турбореактивным двигателям, особенно в маловысотном полете. Кроме того, устойчивая работа прямоточного двигателя обеспечивалась только на больших скоростях, что требовало применения мощной стартово-разгонной ступени: значительная доля объема и массы ракеты уходила под энергетически неэкономичные твердотопливные двигатели.

В целом, для создания ракеты «Гранит» с заданными летно-техническими характеристиками потребовалось бы проведение многочисленных НИР и ОКР, что удлинило бы продолжительность разработки до 8-10 лет. Поэтому после представления и рассмотрения аванпроекта решением ВПК от 21 октября 1968 г. было предложено дальнейшие работы вести исходя из более скромных требований по дальности (до 500 км) и скорости полета (2500-3000 км/ч) применительно к ракете, вписывающейся в контейнер «Малахита». Данные характеристики были приняты за основу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 июля 1969 г., задавшего опытно-конструкторскую работу по созданию комплекса «Гранит» со сроком начала совместных летных испытаний во II кв. 1973 г.

При разработке «Гранита» предстояло решить две основные задачи - обеспечение для ракеты подводного старта дальности около 500 км (вчетверо большей, чем было достигнуто в «Малахите») при скорости, более чем вдвое превышающей звуковую, и достижение высокой вероятности правильного выбора главной цели в ордере без информационного взаимодействия стреляющего корабля с ракетой после ее старта. К такому решению пришли не сразу. На ранней стадии разработки рассматривалась возможность реализации отработанной на П-6 и П-35 схемы с трансляцией изображения от радиолокационного визира на находящуюся на перископной глубине подводную лодку и участием оператора в выборе цели. Для этого антенные устройства размещались на выдвижном антенно-мачтовом устройстве.

Дальнейшие работы велись применительно к варианту с оснащением ракеты «Гранит» турбореактивным двигателем. Давний смежник Челомея - главный конструктор С.А. Гаврилов - определил возможность использования в новом двигателе КР-21-300 турбокомпрессора, отработанного в двигателе КР-17-300 ракеты «Базальт». Впервые в нашей стране был создан специальный электронный регулятор режима работы двигателя - ЭРРД-21, не допускавший нагружения сверх уровня, соответствующего прочности уже внедренных в производство агрегатов.

Для обеспечения быстрого запуска и выхода на режим турбореактивного двигателя (за время не более 10 с) его впервые в мировой практике снабдили твердотопливным стартером, газогенератор которого удалось вписать в конус центрального тела сопла ТРД.

Исходя из стремления уменьшить поперечные габариты ракеты при размещении в пусковой установке, маршевую и стартово-разгоннную ступень скомпоновали по тандемнной схеме. Для обеспечения запуска ТРД во время работы твердотопливной стартовой-разгонной ступени, корпус последней выполнили в виде кольцевой тороцилиндрической оболочки. Продукты сгорания запускаемого турбореактивного двигателя свободно истекали через центральное отверстие в ее корпусе. При продолжительном стартово-разгонном участке потребовалось оснащение твердотопливного двигателя эффективными органами управления. Расходно-тяговые характеристики стартово-разгонной ступени обеспечивали старт как из подводного, так и из надводного положения корабля-носителя. Однако для достижения приемлемой газодинамики старта и допустимого уровня силового и теплового воздействий на ракету и пусковую установку, вне зависимости оттипа старта, последняя перед пуском ракеты предварительно заполнялась водой. Если проведение старта по «мокрой схеме» со всплывшей подводной лодки представлялось более или менее естественным, то при пуске с надводного корабля предварительная закачка воды в высоко расположенные ракетные контейнеры воспринималась как нечто весьма сомнительное.


Атомная подводная лодка пр. 949.


Для предотвращения проникновения воды в двигатель при движении ракеты под водой ее передняя часть прикрывалась колпаком обтекаемой формы, отстреливаемым после выхода изделия на поверхность. Жесткие габаритные ограничения (вспомним первоначальное стремление вписать «Гранит» в пусковой контейнер «Малахита») заставили отказаться от идущей еще от П-5 компоновки с подфюзеляжным расположением воздухозаборника, перейдя к его лобовому расположению по типу истребителя МиГ-21. Да и общая компоновка маршевой ступени ракеты напоминала этот знаменитый самолет, разумеется, не без некоторых отличий. Так, хвостовое оперение было выполнено с крестообразным расположением плоскостей, которые имели в плане треугольную, а не стреловидную форму. Все аэродинамические поверхности при размещении в пусковой установке складывались.

Основная радиолокационная антенна «Гранита», как и на МиГ-21, размещалась в центральном теле сверхзвукового воздухозаборника. В стремлении увеличить размеры антенны головки самонаведения рассматривался и вариант ракеты с выдвижным воздухозаборником, но он был отвергнут из-за трудностей с обеспечением герметизации при подводном старте.

Ленинградским ЦНИИ «Гранит» (бывший НИИ-49) для одноименной ракеты была создана наиболее совершенная аппаратура управления и самонаведения из когда-либо разработанных в Советском Союзе. Применительно к ней можно без всяких натяжек употреблять понятие «искусственный интеллект». Классификация главной цели и распределение ракет залпа осуществлялись с применением алгоритмов теории игр.

В целях наиболее достоверного определения главной цели и эффективного преодоления ПВО противника в полной мере использовались возможности массированного залпа «гранитов» и объединения радиолокационной информации ракет залпа. Для повышения вероятности прорыва к цели наряду с маневром предусматривалось построение оптимального боевого порядка ракет и задействование станций активных помех.

Разработку системы управления в «Граните» возглавил В.Б. Голованов, ко-торогос 1973 г. сменил Н.М. Мозжухин. Бортовая аппаратура создавалась под руководством Л. М. Камаевского, корабельная для подводной лодки - Б.Н. Степанова, для надводных кораблей - Е.П. Михеева.

Эскизный проект был выпущен в 1969 г., а спустя шесть лет начались первые пуски ракет в нештатных комплектациях. Первый пуск из-под воды провели 26 февраля 1976 г., в том же году завершились автономные испытания у мыса Фиолент. При испытаниях в Не-ноксе выявились многократные сбои в работе бортовой аппаратуры производства серийных заводов. Для наведения порядка организовали ЛНПО «Гранит», включив в него, помимо головной организации, ленинградские «Завод им. А.К. Кулакова» и «Северный пресс», а также завод «Омега» в Казахстане. Основной объем испытаний был проведен в 1979-1980 гг. с применением стенда ЦСК. Испытания в Неноксе завершились после проведения 17 пусков в сентябре 1979 г. Вскоре начались и пуски ракет с основных кораблей-носителей - подводной лодки пр. 949 и атомного крейсера пр. 1144.

В ходе государственных испытаний крейсера «Киров», проводившихся с сентября по декабрь 1980 г., были осуществлены четыре фактических пуска ракет «Гранит», втом числе двухракет-ным залпом на дальность, близкую к максимальной. Мишенная обстановка включала судно-цель пр. 1784 в окружении нескольких корабельных щитов. При одиночных пусках на среднюю и минимальную дальность обе ракеты навелись на главную цель. Ее же поразила и одна из ракет при залповой стрельбе, а вторая ракета ушла на один из щитов.

Головная подводная лодка пр. 949 К-525 провела первый пуск «Гранита» в начале декабря 1980 г. Вопреки программе пуска, ракета ушла на большую высоту и не спикировала на цель. Казус списали на случайный сбой бортового вычислительного комплекса, но через пару дней очередное испытание прошло аналогично. Анализ выявил ошибку в алгоритме управления, которую весьма оперативно устранили. Двухракетный залп и одиночный пуск в середине декабря завершились успешно.



Атомная подводная лодка пр. 949.


Атомная подводная лодка пр. 949.



После проведения 20 пусков с подводной лодки и восьми - с крейсера совместные испытания завершились в августе 1981 г., а 19 июля 1983 г. комплекс официально приняли на вооружение.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх