Проект 1144


История формирования технического облика надводного носителя «Гранита» -тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 «Орлан»

(главный конструктор - Б.И. Купенс-кий) - носит сложный и противоречивый характер. После нереализованных проектов конца 1950-х гг. работы по атомным надводным ракетоносцам продолжались и в следующие десятилетия (пр. 61Б и др.). Проектировавшийся с 1965 г. атомный ракетный крейсер пр. 1165 «Фугас», первоначально рассчитанный на вооружение комплексом «Базальт», а на более поздней стадии работ - 32-48 ракетами «Гранит», к 1971 г. «слился» с атомным «сторожевым кораблем» пр. 1144, ранее прорабатывавшимся исходя из оснащения ракетами «Малахит».

В результате получился корабль, по водоизмещению (24100 т) и размерам (длина 251 м, ширина 28,5 м) превзошедший линкоры царской постройки, оснащенный богатейшей коллекцией наиболее мощных радиолокационных и гидроакустических комплексов (включая мощнейший ГАК «Полином»), противокорабельного, противолодочного и зенитного ракетного и артиллерийского оружия, а также парой вертолетов.


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров». 1983 г.




Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров». 1980-е гг.


По ударной мощи, располагая 20 ракетами «Гранит» (на проектной стадии - только 16), крейсер приближался к подводной лодке пр. 949, при этом мощное оборонительное вооружение давало шансы если не на выживание, то хотя бы на своевременное применение комплекса «Гранит». Корабль был оснащен совершенной конструктивной защитой ракет, включая специальные крышки пусковых установок СМ-233 (выполненных на базе лодочных ПУ СМ-225).

Все эти достоинства, к сожалению, ставились под сомнение уникальным статусом подобного корабля в составе флота. Темп постройки не превышал одного крейсера в пятилетку. Несомненно, при ухудшении международной обстановки противник взял бы этот корабль под непрерывный контроль и не пожалел бы сил и средств для его скорейшего уничтожения сразу после начала боевых действий.

Головной корабль пр. 1144 (заводской номер 800) был заложен в соответствии с постановлением от 2 августа 1971 г. на ленинградском Балтийском заводе 27 марта 1974 г. и спущен на воду 27 декабря 1977 г.


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров» (с 22 апреля 1992 г. - «Адмирал Ушаков»).


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Фрунзе» (с 27 мая 1992 г. - «Адмирал Лазарев»).


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Калинин» (с 27 мая 1992 г. - «Адмирал Нахимов»).


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Петр Великий» (до 27 мая 1992 г. - «Юрий Андропов»).


Пусковая установка СМ-233 (СМ-233А) крылатой ракеты «Гранит».


Само название тяжелого атомного ракетного крейсера - «Киров» (в 1992 г. его переименовали в «Адмирал Ушаков») - указывало на значимость нового этапа развития отечественного кораблестроения, не уступавшего по важности постройке одноименного первого советского крейсера. Корабль вошел в строй только 30 декабря 1980 г., вопреки плановому сроку - 1977 г. Помешали различные обстоятельства, включая даже очередное наводнение на Неве в 1977 г. За «Кировым» в октябре 1984 г. последовал «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), а в декабре 1988 г - «Калинин» («Адмирал Нахимов»). Эти крейсера строились уже по модернизированному пр. 11442. При таком низком темпе постройки естественное стремление к совершенству определило то, что каждый последующий корабль отличался от предыдущего. Уже на «Фрунзе» две 100-мм пушки сменились спаренной 130-мм установкой, а 10 противолодочных «Метелей» - тремя десятками «Водопадов». На «Калинине» шестиствольные 30-мм автоматы заменили четырьмя «Кортиками» с боекомплектом в 196 ракет. На «Петре Великом» (см. ниже) зенитные комплексы самообороны «Оса-М» заменили на «Кинжал», а один из ЗРК «Форт» - на «Форт-М».


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Фрунзе». Вторая половина 1980-х гг.




Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Киров».


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Калинин».



«Киров» единственный раз нес боевую службу в Средиземном море в 1984 г. Потом дважды выходил для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам. Второй и последний раз крейсер отправился в дальний поход 1 декабря 1989 г. Но через два месяца на корабле вышел из строя носовой реактор. По приказу командующего Северным флотом 17 февраля 1990 г. он возвратился в Североморск, а в сентябре был отбуксирован к специально сооруженному причалу завода «Звездочка» в г. Северодвинске. Не лучше сложилась и судьба первых двух крейсеров пр. 11442, загнанных на гибельный для сложных больших кораблей Тихоокеанский флот.

К настоящему времени относительно боеспособным остается только последний надводный атомоход, заложенный 25 апреля 1986 г. как «Юрий Андропов», спущенный на воду через три года и мучительно долго достраивавшийся в 1990-е гг. под новым, бесспорным наименованием «Петр Великий». В ходе испытаний 27 октября 1996 г. произошел разрыв трубки паропровода в носовом котельном отделении, погубивший пять человек. Корабль вступил в строй 18 апреля 1998 г. Даже внешний вид крейсера свидетельствует о предельном напряжении сил для достройки корабля: носовой и кормовой антенные посты зенитного комплекса С-300Ф имеют принципиально разные схемы.


Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 11442 «Петр Великий». Североморск, 2008 г.








Помимо построенных ракетных крейсеров, прорабатывалось и размещение комплекса «Гранит» с 16 пусковыми установками и на атомном крейсере пр. 1293 (водоизмещением 14000 т) -варианте проектировавшегося атомного ВПК пр. 11990 «Анчар».

Однако уменьшение стоимости на 25% не оправдывало снижение эффективности из-за резкого ослабления средств ПВО. Единственный в стране стапель для надводных атомных кораблей на Балтийской заводе оставили за проектом 11442.

Не обошелся без комплекса «Гранит» и единственный корабль отечественного флота, который, пусть и с некоторой натяжкой, можно отнести к настоящим авианосцам - пр. 11435. Это крупнейший за всю историю отечественного флота военный корабль полным водоизмещением 61390 т имеет длину 305 м при ширине около 72 м и способен нести до 50 самолетов и вертолетов, в том числе 26 истребителей Су-33 с высокими тактико-техническими характеристиками. Кроме дюжины «Гранитов», ракетное вооружение включает четыре модуля ЗРК «Кинжал» со 196 ракетами и восемь «Кортиков» с 256 ракетами.


Крейсер пр. 1293 (проект). Схема А.Н. Соколова.




Несмотря на оснащение этого корабля, сменившего за время строительства на Черноморском заводе в Николаеве (бывший номер 444) и достройки четыре наименования («Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси», «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов»), самолетами трамплинного взлета и горизонтально посадки (что требовало расчистки верхней палубы от всех лишних предметов), советские адмиралы никак не могли отказаться от противокорабельного ракетного комплекса в составе вооружения. Выход нашли в применении вместо свех-дальнобойного «Вулкана» созданного в более ранние сроки комплекса «Гранит», поскольку его пусковые установки можно было убрать под палубу корабля. Несколько утрируя ситуацию, можно сказать, что Су-33 взлетают, гремя колесами по крышкам люков пусковых установок «Гранита».

Кроме того, «Гранит» был «прописан» также на начавших строиться авианосцах пр. 11436 «Рига» (позднее - «Варяг») и пр. 11437 «Ульяновск». Видимо, задача «отделить мух от котлет», т.е. определиться с основным оперативно-тактическим предназначением крупнейшего из построенных отечественных военных кораблей флота оказалась не по силам ни С.Г. Горшкову, ни сменившему его В.Н. Чернавину. А ведь применение ракетного или авиационного оружия,помимо прочего, связано с выбором различного удаления от корабельного соединения противника! В какой-то мере эту парадоксальную ситуацию объясняет сугубо истребительное вооружение фактически созданных отечественных палубных самолетов, что и определило передачу ударных функций корабельному ракетному оружию.

С носителем комплекса «Гранит» - подводной лодкой «Курск» - связана и крупнейшая за последние десятилетия катастрофа на флоте. Сразу оговоримся, что ни по одной из версий сам этот комплекс ни в малейшей мере не спровоцировал трагическое происшествие. По официальной версии, первопричиной катастрофы стала неисправность практической 650-мм торпеды («толстушки»), к стрельбе которой готовилась лодка. Это - тактическое оружие, предназначенное для применения по надводным кораблям на дальности до 50 км. Как показал анализ боевых возможностей проектировавшейся более 40 лет назад подводной лодки пр. 688, сочетание на одном носителе ударного оружия (ракет «Малахит» и «Базальт»), многократно отличающегося по максимальной дальности действия, бессмысленно. Его не применишь ни одновременно, ни последовательно. Наверное, не было и особой необходимости в размещении торпедных аппаратов калибра 650 мм на лодке пр. 949А. Конструкторов и заказчиков-моряков могла спровоцировать особо крупная размерность их корабля, определенная исходя из необходимости размещения большого боезапаса основного ракетного оружия. Как не вспомнить трагедию вековой давности - гибель броненосца «Петропавловск». Японская мина послужила лишь первопричиной, а гибель множества людей, включая надежду нашего флота - адмирала СО. Макарова и талантливого художника В.В. Верещагина, определила детонация своих же, русских мин, совершенно не нужных на таком корабле!

К сожалению, из-за губительных экономических и политических обстоятельств флот лишился значительной части носителей комплекса «Гранит». К настоящему времени этот комплекс, ставший вершиной развития советского противокорабельного ракетного оружия, состоит на вооружении до десяти подводных атомоходов и пары надводных кораблей, каждый поход которых становится уникальным событием в жизни флота. Кроме того, несмотря на все достоинства, без поддержки соответствующих разведывательно-информационных систем он не может быть применен с полной реализацией своих боевых возможностей.



Транспортно- пусковой стакан ракет типа «Яхонт».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх