Ракеты типа «Яхонт»


В1983 г. на вооружение отечественного ВМФ поступила противокорабельная ракета «Гранит», создателям которой удалось объединить два основных направления развития этого оружия, придав способность старта из-под воды скоростной дальней ракете. Однако при этом контейнер с «Гранитом» по габаритам ненамного уступал соответствующим изделиям комплексов первого поколения. Требования по организации массированного залпа для прорыва ПВО противника определяли боекомплект корабля - не менее двух десятков ракет. В результате великолепный комплекс «Гранит» поступал на вооружение только левиафанов Советского флота - атомных крейсеров пр. 1144 и 11442, авианосцев пр. 11435, а также подводных лодок пр. 949 и 949А. Каждый из них по водоизмещению превосходил крупнейший корабль, построенный в сталинскую эпоху, - крейсер «Свердлов».

Кроме того, практически одновременно с челомеевским «Гранитом» дуб-ненским МКБ «Радуга» был создан замечательный комплекс «Москит» (см. «ТиВ» №9/2007 г.) с ракетой, совершающей полет на сверхмалой высоте с высокой сверхзвуковой скоростью. Этот комплекс стал основой ударного вооружения новых ракетных катеров и эсминцев. Вполне логичной представлялась и замена «Москитом» комплекса «Малахит» с дозвуковой ракетой, стоявшего на вооружении десятков уже построенных Maj 1ых раке i ных кираилеи. идна-ко «Москит» допускал только надводный старт и не мог сменить «Аметист» и «Малахит» на 17 находящихся встрою атомных подводных лодках пр. 670 и 670М. Помимо этого, не в любых тактических ситуациях требовалось применение ракет на сверхмалой высоте на всей траектории полета, а «Москит» отрабатывался только на этом режиме.

Таким образом, определился облик новой ракеты «НПО машиностроения»: универсальная по типу старта, малогабаритная, не уступающая «Москиту» в использовании на сверхмалых высотах, обладающая также способностью к реализации комбинированной траектории со средневысотным маршевым участком, что обеспечивало увеличение дальности в 2-3 раза по сравнению с чисто маловысотной эксплуатацией.

Разработка нового комплекса началась по постановлению от 27 августа 1981 г

Много позже экспонаты, представляющие новую ракету под экспортным наименованием «Яхонт», неоднократно демонстрировались на международных выставках. В ряде источников употребляется и другое наименование - «Оникс».

Максимальная дальность 300 км должна была обеспечиваться при полете по комбинированной траектории с маршевым участком на высоте 14 км при скорости, соответствующей М=2,5, с последующим бреющим полетом на высоте 10-15 м от водной поверхности при поддержании скорости 600 м/с на последних 40 км сближения с целью - в зоне действия ее основных средств ПВО. Возможно и применение ракеты с полетом на высоте 10-15 м на всей протяженности траектории от завершения стартово-разгонного участка, но при этом максимальная дальность не превышает 120 км.

Бортовая инерциальная система управления обеспечивает автономный полет ракеты на большей части протяженности ее траектории. Головка самонаведения после обнаружения цели на дальности 70 км прекращает излучение, а ракета снижается до высоты 10-15 м. Головка самонаведения вновь включает активный режим всего за несколько секунд до поражения цели, которых уже явно недостаточно для того, чтобы оказать эффективное противодействие. Головка самонаведения обеспечивает также применение ракеты по стационарным наземным целям.

Новая ракета предусматривалась для замены «Малахита» на уже построенных малых ракетных кораблях и подводных лодках с одновременным трехкратным увеличением боекомплекта за счет малогабаритности ракеты.

К началу 1980-х гг. был создан про-тиволодочный комплекс «Водопад». Относительная компактность его ракет-но-торпедных пусковых установок КТ-210 позволяла довольно легко установить их на ранее построенных кораблях. При этом на больших противолодочных кораблях пр. 1134А, 1134Б и 1155 при модернизации можно было снять громоздкие пусковые установки КТ-100 противолодочных ракет «Метель». Без радикальной перестройки корабля на их месте разместились бы две пусковые установки с общим боекомплектом до 16 новых ракет «НПО машиностроения». Тем самым ликвидировался основной недостаток отечественных БПК - слабость противокорабельного вооружения.

Кроме того, рассматривалась возможность установки этих ракет и на корабли нового поколения. Два из них, сторожевой корабль «Новик» и многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск», были заложены в середине 1990-х гг. Однако до 2008 г. атомоход так и не был спущен на воду, а сторожевик если и будет достраиваться, то в упрощенном варианте, как учебный корабль.


Малый ракетный корабль пр. 12347 «Накат».




Для размещения транспортно-пус-ковых стаканов на перспективных надводных кораблях служат пусковые установки на шесть ракет вертикального старта высотой 9,5 м при поперечных габаритах 2x3 м, состоящие из корпуса, крышки, системы горизонтальной и вертикальной амортизации,устройства заштыривания, а также размещенного сбоку корпуса электроразъема связи корабельной и бортовой аппаратуры. Пусковая установка с наклонным (под углом 15° к горизонту) расположением шести ракет имеет высоту 3,5 м при длине 10 м и ширине 3,5 м и состоит из опорной фермы, ло-жементного устройства заднего опорного устройства и механизма перемещения электроразъема связи бортовой и корабельной аппаратуры,расположенного у заднего торца транспор-тно-пускового стакана.

На перспективных подводных лодках ракеты могут располагаться по три в вертикальных контейнерах внутренним диаметром 2 м при высоте 10 м, фактически являющихся шахтными пусковыми установками. Креплениетранс-портно-пусковых стаканов осуществляется посредством расположенной вверху контейнера амортизированной платформы, трех ярусов элементов системы амортизации, устройства заштыривания. Электроразъем связи бортовой и корабельной аппаратуры находится у нижнего торца транспортно-пускового стакана.

При формировании конструктивно-схемного облика ракеты был заложен ряд технических решений, новых для реутовского конструкторского коллектива. Ракеты эксплуатируются в пусковых стаканах, которые, в свою очередь, могут размещаться в шахтах и наклонных пусковых установках подводных лодок (до трех) или в легких ферменных установках надводных кораблей.

На маршевой ступени используется сверхзвуковой прямоточный двигатель. Как и «Гранит», новая ракета оснащена лобовым воздухозаборником, в центральном теле которого смонтирована аппаратура радиолокационной головки самонаведения, а стартовая и маршевая ступени расположены тандемно. В отличие от всех ракет, ранее созданных под руководством В.Н. Челомея, маршевую ступень нового изделия выполнили не по самолетной схеме, а по схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей, которые складываются при размещении ракеты в транспортно-пусковом стакане.


Пусковая установка СМ-315(для подводных лодок и надводных кораблей) ракет «Яхонт» в транспортно-пусковом стакане СМ-324.


Пуск крылатой ракеты с МРК пр. 12347 «Накат».


Впервые для отечественной крылатой ракеты применен «минометный» старт из транспортно-пускового стакана при помощи порохового аккумулятора давления.

Нужно отметить, что некоторая конструктивная новизна «Яхонта» для реутовской организации обусловлена и человеческим фактором. Известно, что отношения В.Н. Челомея и видного партийно-государственного деятеля Д.Ф. Устинова были далеки от идеальных. К концу 1970-х гг. Устинов, ставший к тому времени министром обороны СССР, окончательно «перекрыл кислород» работам Челомея по космической тематике.

Челомей не «распылил» соответствующие коллективы «на усиление» ранее занимавшихся «крылатой тематикой» подразделений, а в полном составе направил их на разработку «Яхонта».

В результате проработки нескольких вариантов конструкции удалось выполнить ракету стартовой массой 3 т при длине 8,2 м. За счет применения складывающихся аэродинамических поверхностей ракета может размещаться в транспортно-пусковом стакане диаметром 0,72 м при длине 8,9 м, масса которого с ракетой составляет 3,9 т.

Разработку системы управления возглавил В.Н. Яковлев, бортовой аппаратуры управления - Л.А. Гутников, А.С. Подвальников, корабельной аппаратуры - ГА. Коржавин. Помимо комбинированной активно-пассивной ГСН, в состав бортовой аппаратуры включена высокоточная инерциальная система управления.

Не менее важным элементом, определявшим успех создания «Яхонта», стал прямоточный воздушно-реактивный двигатель, создававшийся в НИИТП коллективом В.Г. Степанова. Стартово-разгонный РДТТ проектировался в МКБ «Искра» (в прошлом - КБ-2 завода №81). Процесс выброса отработавшего твердотопливного двигателя отрабатывался в сверхзвуковом потоке на стенде НИИАС.

Для испытаний подготовили два корабля - переоборудованную по проекту 06704 головную подводную лодку пр. 670М К-452 «Новгород Великий» (заводской номер 901) и малый ракетный корабль пр. 12347 «Накат» (строительный номер 76) на базе пр. 1234М. Последний, заложенный 1982 г., в ходе строительства даже не оснащался комплексом «Малахит» и в течение пары лет ждал поставки оборудования нового комплекса, в том числе наклонных пусковых установок СМ-403 и обес-печивающих амортизированное закрепление транспортно-пусковых стаканов СМ-324.

Отработка старта началась на полигоне ННО машиностроения бросковым пуском 26 апреля 1985 г. После этого стенд переместили на северный полигон, испытания на котором начались 19 июля 1985 г. Потребовалось упрочнить хвостовую часть ракеты, на которую воздействовала мощная ударная волна при раскупорке транспортно-пускового стакана. В ходе пусков ракет с берегового стенда в 1986 г. выявилась повышенная вибрация в зоне приборного отсека от работающего стартово-разгонного двигателя. Пришлось ввести в конструкцию внутренний обтекатель для прикрытия размещенного в камере прямоточного двигателя стартово-разгонного двигателя. Этот обтекатель сбрасывался перед окончанием работы стартовика для того, чтобы не мешать выталкиванию корпуса отработавшего стартового двигателя. После введения этих доработок, пуск 29 декабря 1986 г. прошел успешно.

Дольше всего испытания проводились с корабля пр.12347. Они начались бросковым пуском в сентябре 1987 г. и закончились в 2002 г. В ходе испытаний подтвердились преимущества «минометного» старта: воздействие на корабельные конструкции проявилось в намного меньшей мере по сравнению с «Малахитом». В том же году «Накат» с новым вооружением был включен в состав флота.

Испытания с подводной лодки К-452 начались 14 декабря 1992 г. (в 2002 г. эту субмарину исключили из состава флота и передали на утилизацию).

Официально новый комплекс был принят на вооружение 23 сентября 2002 г

К этому времени состояние и перспективы развития флота изменились неузнаваемо по сравнению с периодом начала разработки комплекса. Большинство кораблей, для перевооружения которых он предназначался, были уже исключены из состава флота либо намечены к списанию в ближайшее время. Таким образом, принятый на вооружение комплекс может послужить в основном на кораблях новой постройки, где определенную конкуренцию ему составляет комплекс с близкой по характеристикам ракетой ЗМ-54. Нельзя списывать со счетов и «старый добрый» «Москит». При этом меньшая номинальная дальность «Москита» может не иметь решающего значения, так как в условиях упадка авиационных и космических систем разведки и целеуказания более вероятным становится боевое применение по относительно близким целям, а на малых высотах у сравниваемых ракет практически равные дальности.

Еще в 1990-е гг. была предпринята попытка постройки первого нового корабля, вооруженного разрабатываемым комплексом. С начала 1980-х гг. в ПМКБ «Алмаз» велась разработка (главный конструктор - Л.В. Ельский, позже - В. Г. Гаврилов) нового малого ракетного корабля пр. 1244 («Гром») на смену пр. 1234. С учетом необходимости размещения вертолета для обеспечения целеуказания новому ракетному комплексу увеличенной дальности водоизмещение удваивалось по сравнению с предшественником, достигнув 1700 т. В дальнейшем флот решил вместо малого ракетного корабля принять к разработке многоцелевой корабль пр. 12441, объединивший функции ударного и противолодочного. На нем предусматривалось размещение четырех вертикальных пусковых установок СМ-14К на 16 ракет семейства «Яхонт» и 32 ракет нового зенитного комплекса, а также восьми противолодочных ракет комплекса «Медведка». Кроме того, корабль комплектовался новыми 100- и 30-мм автоматами. При водоизмещении 2900 т, длине 121 м и ширине 14,1 м корабль, оснащенный парой форсажных (по 37000 л.с.) и парой маршевых(по 12000 л.с.) газовых турбин, должен был развивать скорость до 31 узла.


Многоцелевой корабль пр. 12441.


Предполагаемый внешний вид многоцелевой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами пр. 885 «Северодвинск». Схема А.Н. Соколова.




Технический проект, подготовленный в 1987 г., был утвержден заказчиком спустя семь лет. Однако строительство корабля «Новик», заложенного 26 июля 1997 г. на заводе «Янтарь» в Калининграде, финансировалось недостаточно. К 2001 г. техническая его готовность не превысила 10%. Было принято решение перепроектировать его по пр. 12441 -У в учебный корабль «Бородино», разработка технического проекта которого началась в 2004 г.

В качестве носителя новых ракет рассматривалась и подводная лодка «Северодвинск» пр. 885 («Ясень), спроектированная СПМКБ «Малахит» и заложенная на Северном машиностроительном предприятии 21 декабря 1993 г. Восемь унифицированных вертикальных пусковых установок СМ-346 обеспечивают размещение двух типов транспорт но-пусковых стаканов: ЗС-44 -для ракет, известных как Club, и СМ-324 - для «Яхонта».

В феврале 2006 г. в Санкт-Петербурге на «Северной верфи» был заложен головной фрегат «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков» пр. 22350 разработки «Северного ПКБ». Судя по информации, опубликованной в газете «Вестник военно-промышленного курьера» (ноябрь 2005 г.), корабль предполагалось вооружить восемью пусковыми установками противокорабельных ракет «Оникс» ЗМ-55, новой 130-мм артиллерийской установкой А-192, противолодочным ракетным комплексом «Медведка-2», а также зенитным ракетным комплексом типа «Ураган».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх