МРСЦ «Успех»


Разработка морской системы разведки и целеуказания (МРСЦ) «Успех» началась по постановлению от 21 июля 1959 г., предусматривающему создание корабельной и авиационной аппаратуры для самолета на базе Ту-95Р. Головной организацией определили туполев-ское ОКБ, разработку радиоэлектронных средств поручили ОКБ-483. Соглас-нозаданию, эсминецдолжен был обнаруживаться на удалении 250-300 км. Важнейшим отличием самолетов с системой «Успех» от ранее созданных воздушных разведчиков было то, что на борт корабля передавались не просто сообщения о типе цели, координатах, направлении движения и ее месте в ордере кораблей, а первичная информация - радиолокационная «картинка», формируемая основным бортовым радиолокатором и наблюдаемая операторами как на самолете, так и на стреляющем корабле. Дальность передачи информации должна была составить 350-400 км. Испытания системы «Успех» совместно с подводной лодкой пр. 651 предписывалось провести в 1961 г

В дальнейшем в качестве базовых летательных аппаратов наряду с Ту-95 использовались Ка-25. Работы по соответствующей версии Ту-16 (Ту-16РЦ) развития не получили.

В 1961-1962 гг. на заводе в Куйбышеве серийный бомбардировщик Ту-95М №510доработали подсистему «Успех». В бомбоотсеке установили радиоэлектронную аппаратуру. Створки бомболюка зашили, а под ними установили крупногабаритный обтекатель с антенной обзорной РЛС. Позади нее разместили обтекатель антенн аппаратуры радиотехнической разведки.

В носу самолета под кабиной штурмана в большом обтекателе установили антенну передачи информации на стреляющий корабль. Совместные испытания, начатые в сентябре 1962 г., пришлось прервать с середины 1963 г. по май 1964 г. Для обеспечения электромагнитной совместимости размещенного на самолете оборудования потребовалось внесение ряда доработок.

Испытания завершились в том же 1964 г. Система МРСЦ была принята на вооружение постановлением от 30 мая 1966 г. При полете на высоте 10-11 км дальность обнаружения составляла от 200 км по эсминцу пр. 56 и до 350-400 км по крейсеру пр. 68бис, канала трансляции - 350-400 км. Самолет Ту-95РЦ при взлетной массе 182 т имел дальность полета 13000 км, которая при одной дозаправке возрастала до 15900 км, и мог развивать скорость до 870-880 км/ч на высоте 11,5-12 км.

Серийное производство Ту-95РЦ на заводе в Куйбышеве началось еще в 1963 г. и продолжалось шесть лет, в течение которых было выпущено около 50 самолетов, отличавшихся от прототипа наличием дополнительных систем радиотехнической разведки.



На протяжении 1970-1980-х гг. Ту-95РЦ совершали «челночные» полеты над Атлантикой с посадкой на Кубе. В эти годы на экраны вышел замечательный фильм по незабвенному роману Агаты Кристи, и американцы соответственно прозвали советский «челнок» на Кубу «Восточный экспресс».

При впечатляющих показателях по дальности полетаТу-95РЦ обладали сомнительной живучестью. Даже при неработающих радиолокационных средствах за счет вращающихся огромных винтов двигателей они обладали колоссальной эффективной поверхностью рассеяния и издали обнаруживались и опознавались наземными и самолетными РЛС. В военное время у них было мало шансов зайти «за угол» - обогнуть север Скандинавии и выйти в воздушные просторы над Атлантическим океаном.

В начале 1990-х гг. при подписании Договора СНВ-1 самолеты Ту-95РЦ не были зачтены как стратегические бомбардировщики. Неспособность этих самолетов без проведения капитальной модернизации поднять ударное оружие была вполне очевидна даже для весьма бдительных в те годы наших партнеров по переговорам. Однако к этому времени большинство Ту-95РЦ, построенных в 1960-е гг. и в дальнейшем интенсивно эксплуатировавшихся, уже исчерпало свой ресурс.

После Ту-95РЦ был разработан корабельный вертолет Ка-25Ц с аналогичной системой, обладавшей несколько более скоромными показателями по дальности обнаружения целей. Внешне от своего более распространенного противолодочного собрата он отличался обтекателем РЛС, имевшим почти сферическую форму, а также «поджимаемыми» к фюзеляжу стойками шасси, примененными для обеспечения кругового обзора без затенения.

Вертолет с системой «Успех» был предпочтителен для кораблей как собственное автономное средство разведки и целеуказания. Однако необходимые условия для его размещения имелись только на четырех кораблях пр. 1134и, разумеется, на тяжелых авианесущих крейсерах.

Упоминавшаяся выше низкая живучесть авиационных носителей системы «Успех», а также многочисленные достижения советской космонавтики в начале 1960-х гг., естественно, обратили внимание на возможность обнаружения и целеуказания с использованием космических аппаратов.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх