Проект 670М


Первоначально предполагалось, что вслед за проведением испытаний с неподвижного погружающегося подводного стенда начнется отработка с опытовой подводной лодки пр. 613П-120, переоборудованной из пр. 613 АД. Однако ракета «Малахит» оказалась значительно тяжелее и длиннее «Аметиста», так что для проведения экспериментальных пусков требовалась уже не средняя, а большая подводная лодка, например, на базе пр. 611. Потребовалось бы начать с нуля дорогостоящее проектирование опытовой модификации лодки и ее переоборудование. С другой стороны, в отличие от конца 1950-х гг., уже имелся солидный опыт по реализации подводного старта, накопленный при испытаниях «Аметиста». Несколько измененная компоновка маршевой ступени ракеты и иное исполнение стартового агрегата не сулили возникновения принципиально новых проблем, а пуски с неподвижного погружающегося стенда прошли успешно. Поэтому от этапа отработки на опытовой лодке отказались, перейдя непосредственно к пускам с головной АПЛ пр. 670М.

Вопреки первоначальным благим намерениям, ракета комплекса «Малахит» настолько «переросла» «Аметист», что уже никак не помещалась в штатных пусковых установках СМ-97А. Новые более крупные установки

СМ-156 расположили на модернизированной лодке новой постройки. В 1968 г. был выпущен технический проект 670А (главный конструктор - В.П. Воробьев, после его кончины - А.Г. Лещев). На подводную лодку предусматривалось также установить новое ракетно-торпедное вооружение, включая «Вьюгу» и «Шквал».

В дальнейшем лодка пр. 670А получила обозначение «пр. 670М-1», но в ходе эксплуатации наименование проекта упростилось до «670М». Размещение установленных под углом 38,5° контейнеров приняли по типу лодки пр. 670. За счет применения корабельной аппаратуры управления ракетным комплексом «Дунай-670М-1» на новой лодке на треть сократилось время предстартовой подготовки и обеспечивался пуск всех восьми ракет одним залпом. Для удержания лодки в ходе полного залпа на постоянной глубине пуска, увеличенной 30 до 50 м, ввели специальную систему «Куб». Водоизмещение возросло на 700 т (до 4300 т), длину нарастили до 104,5 м, а скорость снизилась до 24 узлов.

Помимо комплекса «Малахит», на пр. 670М предусмотрели внедрение ряда других новшеств, включая новейший гидроакустический комплекс «Скат-М». Но эта новинка поспела только к последним кораблям серии, а первые субмарины оснастили разработанной для дизельных лодок станцией «Рубикон» с более скромными возможностями. Кроме того, комплексами «Рубикон» в процессе средних ремонтов переоснастили и несколько лодок пр. 670 (К-87, К-313, К-308, К-302), сохранивших до конца службы «Аметист». Лодку К-452 пр. 670М при ее модернизации по пр. 06704 для проведения испытаний ракет «Яхонт» переукомплектовали комплексом «Скат-М».

После окончания испытаний ракет с подводным стартом, осуществлявшихся с неподвижного погружающегося стенда ПСП-120, они продолжились только через 5 лет, 18 апреля 1974 г., уже с головной подводной лодки пр. 670М - К-452 (строительный номер сормовского завода - 901). Первый пуск прошел успешно, но из шести последующих ракет, запущенных до 20 сентября, только две отработали нормально. Выявились недоработки по стартовому агрегату: в отличие от уже давно и полностью испытанных ракет для МРК, он комплектовался двигателями подводного хода. Пришлось прервать испытания и заниматься доработками стартовиков почти до конца года. Но и пуск 20 декабря не оправдал надежд: ракета летела со столь большим углом крена, что ГСН не смогла захватить цель. Испытания возобновились только 17 июня 1975 г. после внесения серьезных доработок в бортовую аппаратуру системы управления. Этот пуск (как и пуск, выполненный на следующий день) прошел успешно.


Продольный разрез подводной лодки пр. 670М-


Атомная подводная лодка пр. 670М.



Атомная подводная лодка пр. 686 (проект).


Пуски по программе государственных испытаний лодки завершились четырехракетным залпом 27 июня. Одна ракета, вопреки программе, поднялась на высоту 3-4 км и не нашла цель. Зато остальные три отработали вполне успешно, что позволило вскоре ввести К-452 в строй.

На вооружение подводных лодок комплекс «Малахит» поступил 21 ноября 1973 г.

Последующие лодки (строительные номера с 901 по 905 и 911) - К-479, К-458, К-503, К-508 и К-209 - вступали в строй до конца 1980 г.

Вообще, необходимость разработки по сути нового корабля под очередную модификацию оружия стала бичом отечественного кораблестроения. Одним из немногих исключений являлись атомоходы пр. 675, постепенно перевооружавшиеся с П-5 на «Базальт», а затем и на «Вулкан», да и носители баллистических ракет первого поколения пр. 629 и 658 с самоубийственным надводным стартом, логично переоснащенные с комплекса Д-2 на Д-4 с обеспечением пуска ракет из-под воды. При создании новой ракеты не обеспечивалась даже преемственность по габаритам, что практически приравнивало модернизационный ремонт по стоимости и срокам к постройке нового корабля. Напротив, в США для большинства стратегических подводных лодок постройки середины 1960-х гг. обеспечивалась возможность последовательного перевооружения с «Полариса» на «Посейдон», а затем и на «Трайдент-1» с поддержанием высокой боевой эффективности вплоть до вывода из строя в конце XX века.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх