ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ «ПРОИЗВОДСТВО И РЕМОНТ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ»

(КАФЕДРА ПРОИЗВОДСТВА И РЕМОНТА ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИНИ ОБЩЕВОЙСКОВОЙ АКАДЕМИИ ВС РФ)


Л. Б. Кугарев, доктор технических наук А. С. Артемов, кандидат технических наук


Важный оперативно-тактический фактор – так в годы Великой Отечественной войны была определена роль и оценено значение восстановления вооружения и техники в широкомасштабных операциях Красной Армии. Ни одна наступательная операция наших войск не смогла бы успешно завершиться без своевременного ремонта поврежденных машин, в первую очередь танков, как главной ударной силы Сухопутных войск. Установлено, что в годы войны в среднем каждый танк 4-5 раз подвергался ремонту с возратом в строй, прежде чем выйти в безвозвратные потери.

Исторической вехой в развитии отечественных танков считается 1929 г., когда в нашей стране была создана новая отрасль машиностроения – танковая промышленность. Начиная с этого времени, на вооружение Красной Армии, ее танковых и механизированных частей и соединений стали ежегодно поступать сотни танков и других бронеобъектов различных типов и модернизаций. В связи с этим четко проявилась и потребовала незамедлительного решения острая проблема недостаточного количества специалистов-танкистов и уровня их квалификации. Для этого были созданы танковые училища, и по приказу РВС СССР №39 от 13 мая 1932 г. в Москве учреждена Академия механизации и моторизации РККА (впоследствии – Военная академия бронетанковых войск).

Одной из профилирующих в академии стала кафедра «Восстановление боевых и вспомогательных машин». Непосредственным организатором кафедры и первым ее начальником являлся военный инженер 1 ранга, к.т.н., доцент Владимир Валентинович Ефремов. Основу кафедры составили военные инженеры 1 ранга А.С. Александров и И.Ф. Семичастный, военные инженеры 2 ранга А.Ф. Сыч и В. Р. Пастуховский – будущий начальник кафедры. Несколько позже кафедра пополнилась квалифицированными преподавателями академии – военинженерами 2 ранга Ф.Л. Каганом, Ф.П. Костроминым, В.Л. Дмитриевым, В.Н. Каценельсоном, преподавателями А.И. Васильевым и А.Л. Воскресенским, доцентом кафедры А.В. Мельником, бывшим во время Великой Отечественной войны начальником Главного управления ремонта танков Красной Армии (ГУРТ КА).

Первоочередными задачами преподавательского состава кафедры стали разработка учебной программы дисциплины «Восстановление боевых и вспомогательных машин» и создание учебно-лабораторной базы кафедры. Учебная программа включала три раздела: технология ремонта, проектирование ремонтных предприятий (подвижных и стационарных), организация и управление ремонтными предприятиями. Позже добавился раздел «Производство боевых и вспомогательных машин». Учебной программой предусматривались производственная практика на ремонтных базах АБТУ РККА и преддипломная практика слушателей. Одновременно были организованы и интенсивно использовались в учебном процессе и НИР три отдела лаборатории кафедры: микрометражный, технологический и демонтажно-монтаж-ный. В 1936 г. кафедра оборудовала два новых отдела лаборатории: хромировочный и металлизационный.


В.В. Ефремов, начальник кафедры в 1932-1951 гг.


В.Р. Пастуховский, начальник кафедры в 1951-1964 гг.



Подвижные ремонтные мастерские, разработанные при участии специалистов кафедры.



Ремонт танков Т-34 в полевых условиях в годы Великой Отечественной войны.


А.В. Мельник, доцент кафедры.


А.Ф. Сыч, преподаватель кафедры.


Сборочный конвейер танков Т-34 на Уральском танковом заводе.


Были установлены тесные связи с заводами-изготовителями, ремонтными предприятиями, частями Красной Армии. При непосредственном участии кафедры были спроектированы, изготовлены и приняты на снабжение РККА ремонтные мастерские типа А, Б (для выполнения текущего и среднего ремонта) и подвижная железнодорожная автобронетанковая мастерская типа В, сыгравшие заметную роль в ремонте танков и автомобилей в первой половине Великой Отечественной войны. В интересах войск кафедра осваивала полевой ремонт машин с использованием мастерских типа А и Б в учебных лагерях академии и разрабатывала для войск соответствующую инструкцию. Специалисты кафедры принимали активное участие в финской кампании; правительственных наград удостоились преподаватели А.Ф. Сыч и Кузнецов, техники кафедры Дубровин, Казарин, Шихарев и Улинов.

Проводилась активная учебно-методическая и научно-исследовательская работа. В 1938 г. был издан первый учебник «Производство и восстановление боевых и транспортных машин» под редакцией В.В. Ефремова и первый лабораторный практикум под редакцией Ф.П. Костромина.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла существенные коррективы в планы кафедры. В связи с сокращением сроков обучения слушателей академии был осуществлен перевод всего учебного процесса на военное время – установлен 12-часовой рабочий день: 8 ч занятий и 4 ч обязательной самоподготовки. Слушатели, профессорско- преподавательский и постоянный состав академии сочетали учебную работу с выполнением боевых задач противовоздушной и местной обороны.

В октябре 1941 г. кафедра в составе академии была эвакуирована в Ташкент и на новом месте заново создала учебно-материальную базу. Регулярные занятия со слушателями начались в декабре, точно в назначенный срок. Наряду с учебным процессом важным направлением деятельности кафедры стала практическая и научно-техническая помощь фронту.

В январе 1942 г., в период производственной практики инженерных факультетов на Уральском танковом заводе (г. Нижний Тагил), первая группа слушателей в количестве 100 человек под руководством преподавателей технических кафедр академии построила второй конвейер для сборки танков и в течение двух месяцев собрала на нем 200 танков Т-34. Вторая группа слушателей на обоих конвейерах собрала еще 300 танков Т-34.

В июле-августе 1942 г. слушатели автотракторного факультета активно участвовали в сборке автомобилей и бронеавтомобилей отечественного и иностранного производства на Горьковском и Московском автомобильных заводах. В ходе ремонтной практики на Брянском и Западном фронтах слушатели инженерных факультетов и преподаватели кафедры не только принимали непосредственное участие в ремонте бронетанковой техники, но и оказывали большую помощь ремонтным органам в подготовке специалистов.


Танковые двигатели, восстановленные ремонтниками-танкистами. 1944 г.


Замена двигателя танка Т- 55 в полевых условиях на учебном СППМ.


Коллектив кафедры, 1958 г.

Первый ряд: B.P. Пастуховский, В.В. Ефремов, С.И. Румянцев, Л.Н. Переверзев.

Второй ряд: Ю.Л. Штоль, В.А. Жих, В.И. Стоянов, А.В. Гуляев. Третий ряд: Д.В. Прохоров, А.Ф. Сыч.


Научно-техническая помощь фронту базировалась на результатах активной научно-исследовательской работы кафедры по созданию и совершенствованию технологического оснащения подвижных ремонтных мастерских, по разработке и опытной проверке ремонтной технологической документации для отечественных танков Т-34 и KB, а также для зарубежных танков, поставляемых в СССР по ленд-лизу, но без ремонтной документации.

В 1942 г. преподаватели кафедры СИ. Румянцев, А.Л. Воскресенский и техник В.Ф. Линевич разработали и внедрили в практику технологический процесс ремонта вкладышей танковых дизелей, залитых свинцовистой бронзой. Под руководством В.В. Ефремова была реализована новая маршрутная технология капитального ремонта танковых двигателей для подвижных танко-ремонтных и танковых агрегатноремонтных заводов, созданы стенды для испытания танкового электрооборудования (В.Д. Голоперов, И.Ф. Чепелевский). По заданию Управления капитального ремонта танков Красной Армии преподаватели кафедры и слушатели академии разработали, практически проверили и уточнили все операции технологического процесса ремонта поставленных в СССР танков зарубежного производства. До начала знаменитых танковых сражений Великой Отечественной войны коллектив кафедры обеспечил научное сопровождение производства усовершенствованного технологического оснащения танкоремонтных мастерских для выполнения текущего и среднего ремонта танков в полевых условиях.

Апробирование приемов, способов и технических средств ремонта осуществлялось на учебном сборном пункте аварийных машин кафедры.

В 1943 г., в разгар победоносных сражений Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками, академию, переименованную в Военную академию бронетанковых и механизированных войск Красной Армии, за короткий срок передислоцировали в Москву, где и начался новый учебный год. В коллектив кафедры влились офицеры инженерно-технической службы с большим боевым опытом. В их числе: К.Н. Шипов, А.Г. Теплов, Ю.Е. Гнедовский, Л.Ф. Федосеев, Г. В. Ефремов, М.И. Марютин, М.М. Титков.

Кафедра организовала кропотливое изучение и всесторонний анализ накопленного за годы войны боевого опыта танковых и механизированных войск, опыта организации и осуществления танко-технического обеспечения, важной составляющей которого было восстановление и возврат в строй поврежденных машин. Некоторые проблемы танко-технического обеспечения стали предметом специальных исследований, проводимых ГБТУ МО, НИИ БТ полигоном и техническими кафедрами академии. Одной из них была проблема обеспечения подразделений, частей и соединений подвижными техническими средствами обслуживания и ремонта вооружения и техники. Для ее решения коллектив кафедры под руководством профессора В.В. Ефремова разработал и спроектировал первый комплект подвижных ремонтных мастерских ТРМ-49, включающий шесть танкоремонтных мастерских (ТРМ-А, ТРМ-Б, МТВО, МЭРО, ПРЗС, ЭГСМ), технологическое оборудование и оснастка которых обеспечивали качественное выполнение всех видов ремонтных работ на танках и САУ в полевых условиях. На основе концепции создания комплекта ТРМ-49 были изготовлены и приняты на снабжение Советской Армии комплекты подвижных автомобильных ремонтных и артиллерийских ремонтных мастерских.

Массовое поступление на вооружение танков первого послевоенного поколения (Т-54, Т-55, Т-62) вызвало необходимость создания нового технологического оснащения подвижных танкоремонтных мастерских, в первую очередь – для выполнения демонтажно-монтажных работ. Коллектив кафедры под руководством В.Р. Пастуховского разработал и активно участвовал в изготовлении единых комплектов универсальных приспособлений (ЕКУП) и специальных ключей (ЕКСК), подготовил инструкции по их использованию при ремонте танков. По отзывам из войск, применение танкоремонтных мастерских, оснащенных этими комплектами, позволило повысить культуру и качество работ, сократить время простоя танков в ремонте.

При научном сопровождении и тесной связи кафедры с заводом-изготовителем подвижных мастерских (п.г.т. Птичное) были созданы комплекты ТРМ-70 и ТРМ-80, более адаптированные к конструкции модернизированных танков первого послевоенного поколения и танков второго поколения (Т-64, Т-72, Т-80). К настоящему времени отработана концепция и предложен вариант комплекта подвижных технических средств восстановления танка нового поколения.


Выполнение ремонтных работ на учебном СППМ в 1950-1960-е гг.


Ремонтник выставляет угловое положение балансира танка ИС-3.


Снятие башни танка Т-54 для ремонта с помощью подвижного крана.


Центровка двигателя с коробкой передач в танкеТ-34-85.


Замена агрегатов трансмиссии в танкеТ-34-85.


Замена водяного радиатора в танке Т-54 с помощью ТРМ-60.


Замена пушки танка Т-54.


Центровка двигателя танка Т-54.


Монтаж двигателя танка Т-55.


Танкоремонтная мастерская ТРМ-60.


Модернизированный танковый тягач БТС-2.


С.И. Румянцев, начальник кафедры в 1964-1968 гг.


М.И. Марютин, начальник кафедры в 1968-1988 гг.


Коллектив и ветераны кафедры, 1995 г.

Первый ряд: П.И. Яцков, С.И. Румянцев, А.В. Смирнов, Б.Ф. Мишечкин, Ю.Л. Штоль.

Второй ряд: Д.В. Макарец, Т.В. Гаевская, Б.С. Касьянов, ГС Кравцов, Г.Г. Колотухин, Ю.С Барков.

Третий ряд: С.М. Буцких, А.Н. Решетников, СП. Пишевиц, В.П. Ковалев, В.П. Егоров, С.С. Воробьева.

Четвертый ряд: Н.К. Филипов, Б.П. Долгополов, В.С. Романченко, М.И. Славинский, К.В. Омельченко.


Усложнение задач эвакуации современных танков в боевых условиях привело к необходимости создания более совершенных танковых тягачей и кранов. В короткие сроки при непосредственном участии кафедры были разработаны и приняты на снабжение войск новые танковые тягачи БТС-2, БТС-4и крановая установка СПК-12Г на танковой базе. В середине 1970-х гг. появилась серийная БРЭМ – качественно новое подвижное техническое средство восстановления танков, способное решать задачи технической разведки, эвакуации и ремонта танков в боевых условиях.

Очень важной в послевоенный период оставалась подготовка высококвалифицированных офицеров-танкистов инженерного профиля, повышение уровня их знаний и умений. Эти вопросы решались на основе разработки и издания новых учебников, учебных пособий и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы кафедры.

Уже к 1972 г. на высоком научно-методическом уровне были освещены все темы учебных дисциплин кафедры. Большими тиражами издаются учебники по курсу восстановления танков, основам технологии производства танков, проектированию ремонтных средств, технологии ремонта танков, технологии металлов и по основам технологии производства бронетанковой техники.

Совершенствование учебно-материальной базы кафедры, осуществленное в интересах формирования необходимых практических умений слушателей и курсантов академии, опиралось на результаты выполненных НИР и было тесно связано с потребностями ремонтных органов войск и танкоремонтных предприятий.

В дополнение к существовавшим отделам лаборатории кафедры были сформированы отделы дефектации деталей, сборки и испытания танковых агрегатов, разработаны и изготовлены для них образцы технологического оборудования: установка для виброконтактной наплавки деталей машин (Ю.Е. Гнедрвский, А.И. Блинников), стенд для испытаний электрооборудования танков (В.И. Стоянов, В.А. Харламов), универсальный стенд для испытаний топливной аппаратуры дизелей (А.В. Гуляев, Н.В. Пилов), стенд безразборной диагностики агрегатов трансмиссии танков(В.И. Батенин, А.И. Блинников, М.И. Марютин). Техническую документацию на созданные стенды передали натанкоремонтные предприятия МО СССР.

Серьезное внимание уделялось созданию учебно-полевой базы кафедры для обучения слушателей полевому ремонту танков и автомобилей. В 1956 г. под руководством Л.И. Федосеева и М.И. Марютина под Солнечногорском были организованы учебный сборный пункт поврежденных машин, специализированные классы по изучению подвижных ремонтных мастерских и ремонтные посты в ПТОР части на базе 46-го учебного танкового полка.

Не оставались без внимания вопросы подготовки научно-педагогических кадров через адъюнктуру и соискательство. К середине 1970-х гг. увеличилась штатная численность очной и заочной адъюнктуры кафедры. В интересах проводимых научных исследований расширились и укрепились творческие связи кафедры с предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями и главными управлениями МО СССР. Повысился научно-теоретический уровень выполняемых исследований.

38 адъюнктов кафедры успешно защитили кандидатские диссертации, а полковник М.И. Марютин – докторскую диссертацию. В этот же период через адъюнктуру кафедры стали кандидатами технических наук 17 офицеров армий зарубежных государств (Болгарии – 6, Кубы – 3, Сирии – 5, Афганистана – 2, Египта – 1). Правительства этих государств высоко оценили заслуги научных руководителей адъюнктов; высоких правительственных наград удостоились генерал-майор М.И. Марютин, полковники В.П. Егоров, Н.В. Пилов, А.В. Гуляев, А.И. Симонен-ков, К.Н. Шипов.

В 1975 г. в академии был создан факультет руководящего инженерного состава с двухгодичным сроком обучения вместо инженерного факультета с четырехлетним сроком обучения и введены новые учебные дисциплины:

1. Организация восстановления вооружения и техники.

2. Экономика производства, эксплуатации и ремонта вооружения и техники.


Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 с механизированной сцепкой.


Полковник В.П. Ковалев демонстрирует работу механизированной сцепки. 1992 г.


Машина технической помощи МТП на базе БТР-50П.


Коллектив кафедры, 2007 г.


В этот период кафедра становится ведущей в подготовке специалистов производственно-экономического профиля.

Однако в связи с сокращением объема учебной программы значительное количество уникального производственного оборудования и аппаратуры было передано Киевскому высшему танковому инженерному училищу. Освободившиеся производственные площади отошли к другим кафедрам академии.

Изменение, перепрофилирование специальностей выпускников академии вызвало необходимость в разработке новой научно-методической базы кафедры. Для новых учебных дисциплин были написаны и изданы в академии различные учебники и пособия.

В 1988 г. произошли серьезные изменения в профессорско-преподавательском составе кафедры. На смену опытным преподавателям, уволенным в запас, на кафедру пришли А.В. Смирнов (начальник кафедры в 1995-1997 гг.), Б.Ф. Трояновский, В.Ф. Ску-рятин, B.C. Романченко, Г.Г. Колотухин, М.И. Славинский, В.К. Тепикин. В дальнейшем вакантные должности заняли В.П. Ковалев, Л.Б. Кутарев, П.И. Яцков, СП. Пише-вец, К.В. Омельченко, СМ. Буцких, А.Ф. Мартынов. Кафедру возглавил Б.Ф. Мишечкин (начальник кафедры в 1988-1995 гг.).

Несмотря на резкое сокращение численности адъюнктуры продолжалась качественная подготовка адъюнктов и соискателей. К концу 1997 г. адъюнктуру закончили и защитили кандидатские диссертации 42 офицера, а полковники Б.П. Долгополов и В.П. Ковалев защитили докторские диссертации.

С начала 1990-х гг. на кафедре заметно активизировалась рационализаторская и изобретательская работа. Ведется активный научно-технический поиск средств обеспечения, повышения безопасности экипажей при эвакуации бронеобъ-ектов подогнем противника. Предложенная и изготовленная на кафедре механизированная сцепка тягача с эвакуируемой боевой машиной (без выхода экипажей наружу) после конкурсных всесторонних испытаний была принята на снабжение Сухопутных войск. Ее создатели полковники В.П. Ковалев и СП. Пишевец удостоились звания «Заслуженный изобретатель РФ».

В 1998 г. была создана Общевойсковая академия ВС РФ. Кафедра получила название «Производство и ремонт ВВТ» и стала ведущей в подготовке слушателей по специализации «Управление производством и ремонтом ВВТ» (профили БТВТ, ВАТ, РАВ).

Под руководством Г.Г. Колотухина (начальник кафедры в 1997-2001 гг.) на кафедре активно велась научно-исследовательская и изобретательская работа. Ученые кафедры принимали непосредственное участие в теоретической разработке концепции новой системы ремонта ВВТ по техническому состоянию (В.П. Ковалев, Л.Б. Кутарев,

И.С. Степанчук). Кафедра становится постоянным участником Международного салона «Архимед». За участие в изобретательской работе СП. Пишевец, В.П. Ковалев, И.В. Хамалинский и Л.Б. Кутарев были награждены золотыми и серебряными медалями салона.

За последние 10 лет закончили адъюнктуру кафедры и защитили кандидатские диссертации пять офицеров Российской Армии и три офицера армии Сирийской Арабской республики. Докторскую диссертацию защитил Л.Б. Кутарев. В 2001 г. кафедру возглавил И.В. Хамалинский. В сложных условиях недостаточного материального обеспечения на кафедре был создан компьютерный класс, успешно используемый в учебном процессе и при разработке выпускных квалификационных работ слушателями и курсантами. Продолжаются практические занятия по ремонту современных образцов вооружения и военной техники на учебном СППМ. Всю учебную, научную и методическую работу на кафедре ведут И.В. Хамалинский, А.С. Артемов, Л.Б. Кутарев, В.Н. Жданов, В.Ф. Козий, А.С. Старостин, А.Г. Мешков, Д.В. Чернов, Е.А. Абросимов, Д.В. Макарец, В.П. Власов, А.В. Тихоненков, И.А. Трофимов, В.В. Кухтик. Большую помощь оказывают Т.В. Гаевская и О.С. Воробьева.

За время более чем 75-летнего существования кафедра производства и ремонта вооружения и военной техники прошла большой и славный путь. Из ее состава вышли шесть генералов (В.В. Ефремов, В.Р. Пастуховс-кий, А.В. Мельник, В.А. Бобровский, М.И. Марютин, Ю.А. Бурдей-ный). Воспитанники кафедры занимали высокие посты в войсках, в управлениях и на ремонтных предприятиях МО.

В современных условиях реформирования облика Вооруженных Сил кафедра строго соблюдает традиции ветеранов и продолжает успешную работу подготовке военных инженеров для Сухопутных войск Российской Армии.












Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх