ДВЕ МОДЕРНИЗАЦИИ «ДВОЙКИ»

Олег СКВОРЦОВ • Фото из архива автора

ФОТОАРХИВ


Pz.I на довоенных маневрах. Немецких танкистов обучали атаковать в плотном строю.


27 января 1934 г. АНА/1п6 (Allgemeine Heeresamt/lnspektorat 6 – 6-я Инспекция Управления общих дел сухопутных сил Германии) выдала указание WA/Wa.Prw.6 (Waffenamt Allgemeine/Waffenpruefwesen 6 -6-му контрольно-экспериментальному отделу автомобильной и бронетанковой техники Управления вооружений сухопутных сил) начать проектирование двух пушечных танков: одного – вооруженного пушкой калибра 2,0 cm (La.S. 100) и второго – с 3,7 cm пушкой (ZW). Впоследствии первый танк получил обозначение Pz.Kpfw.II (Sd.Kfz. 121), второй – Pz.Kpfw.III ( Sd.Kfz.141 ).

ТЗ на новые танки сформулировала In6, задачей Wa.Prw.6 являлось: разработать эскизный проект в сотрудничестве с предполагаемыми фирмами-изготовителями, заключить с выбранными поставщиками договоры на детальное проектирование, координировать ход проектных работ и создание деревянных макетов, а затем и прототипов, а также выбрать лучший из прототипов как исходный вариант для постройки опытных партий и согласовать окончательный проект с In6. Свои проекты шасси представили Krupp, Henschel и M.A.N. После испытания прототипов летом 1935 г. Wa.Prw.6 взяло за основу для первой опытной партии шасси фирмы M.A.N. и башню с подбашенной коробкой конструкции Daimler-Benz.

In6 выдала заказ на производство 75 танков 1-й серии в октябре 1935 г. В рамках этой серии выпустили три партии танков по 25 машин каждая (Pz.Kpfw.II Ausf.a/1, Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, Pz.Kpfw.II Ausf.a/3). В середине 1936 г. была заказана 2-я серия -100 Pz.Kpfw.II Ausf.b (как и танки 1 -й серии, имевших ходовую часть с шестью опорными катками на борт, сблокированными по два катка с подвеской на полуэллиптических рессорах) и 31 Pz.Kpfw.II Ausf.c (с новой ходовой частью, имевшей пять опорных катков на борт с индивидуальной подвеской на четвертьэллиптических рессорах). Затем последовала 3-я серия – 44 Pz.Kpfw.II Ausf.c. С появлением этой модификации танк практически обрел свой конечный облик. Все модификации (Ausfuehrung) танков этих трех серий рассматривались как опытные, обозначались малыми буквами и собирались на одном сборочном заводе фирмы M.A.N в Нюрнберге.

Техзаданием было предусмотрено, что Pz.Kpfw.II (сокращенно Pz.II ), как и пулеметный танк Pz.l, имел только противопульное бронирование. В послевоенных мемуарах Гудериан попытался представить легкие танки Pz.I и Pz.II как учебные, но это не соответствует действительности.

Если французы считали танки в первую очередь средством преодоления позиционного тупика Первой мировой войны, то немцы, научившиеся с помощью тактики пехотных штурмовых групп взламывать оборону противника, рассматривали танки как средство для перевода тактического успеха на оперативный уровень. Создатель германских танковых войск, Освальд Лутц (Oswald Lutz), стоявший во главе In6 с 1 апреля 1931 г. по 15 февраля 1936 г. (и одновременно с 1 июня 1934 г. по февраль 1938 г. возглавлявший командование мотомеханизированных войск и первым получивший звание генерала танковых войск), совместно с начальником штаба In6 Гейнцем Гудерианом (с 1 октября 1931 г.), занимавшего затем с 1 июля 1934 г. по 15 октября 1935 г. должность начальника штаба командования мотомеханизированных войск (Chef des Stabes Kommando der Kraft-fahrkampftruppen), определяли главным в танке скорость и меневренность. Победа достигалась маневром и действиями по уничтожению штабов, артиллерийских батарей, тыловых подразделений, подходящих резервов на марше и перехватом линий коммуникаций противника. Поэтому для немецких танков подразумевалось достаточным иметь противопульное бронирование и необходимым – относительно высокую скорость и маневренность.

Расчеты и учения показали, что батальон из 100 танков, атакующий на фронте 500 м, может преодолеть противотанковую оборону пехотной дивизии, имеющей 72 орудия ПТО, ценой потери половины танков, даже если все снаряды пушек ПТО, выпущенные до момента их обнаружения и уничтожения, попадут в цель . Для офицеров и генералов, имеющих за плечами опыт Первой мировой войны, такие потери были приемлемыми. От рядовых же танкистов требовалась агрессивность в наступлении и готовность к самопожертвованию. Недаром на их петлицах крепились не эмблемы танков, а знак «мертвая голова», который использовался штурмовыми отрядами в Первую мировую войну.

Таким образом, в 1935 г. и Pz.I, и Pz.II рассматривались Лутцем и Гудерианом как полноценные боевые машины, полностью отвечающие разработанной немцами тактике массированного использования танков.


Pz.Kpfw.II Ausf.b. На надгусеничной полке установлена трапециевидная трубчатая турель для крепления пулемета при стрельбе по самолетам.


Pz.Kpfw.II Ausf.c 11 -го танкового полка пересекает Рейн по мосту в Дюссельдорфе 10 июля 1938 г. Смотровой люк водителя в лобовом листе подбашенной коробки закрыт стеклоблоком и имеет откидной бронированный щиток без смотровой щели. Петли плоского широкого щитка находятся на одном уровне с отверстиями диаметром 15 мм для перископического смотрового прибора водителя.


Pz.Kpfw.II Ausf.A 11 -го танкового полка на том же мосту в Дюссельдорфе. На крыше подбашенной коробки перед башней приварен пулеотражатель. Бронированный щиток смотрового люка водителя имеет смотровую щель. Петли этого узкого щитка находятся ниже уровня отверстий перископического смотрового прибора водителя.


В танковом парке 11-го танкового полка. На переднем плане Pz.Kpfw.II Ausf.В (щиток со смотровой щелью шириной 4 мм с установленным на нем 12-мм стеклоблоком, закрывающий смотровой лючок слева от водителя, имеет три конических болта, перед ним приварен пулеотражатель). На заднем плане танк имеет смотровой лючок с 50-мм стеклоблоком, прикрепленным непосредственно к корпусу, на его щитке только два болта. Это либо модификация В позднего выпуска, либо С.


Структура танковой дивизии, предложенная Лутцем и Гудерианом, предусматривала наличие в ее составе танковой бригады, включавшей два полка двухбатальонного состава, стрелковой бригады, состоящей из двухбатальонного полка и мотоциклетно-стрелкового батальона, разведывательного и саперного батальонов, противотанкового дивизиона, артполка, батальона связи. Танковой бригаде по этому штату полагалось 293 Pz.l, 72 Pz.II , 79 Pz.III, 40 Pz.VI ; итого – 484 линейных и 12 командирских танков.

Действия танковой дивизии с такой бригадой отрабатывались на длившихся четыре недели маневрах на полигоне около Мюнстера в августе 1935 г., при этом были задействованы все 318 имевшихся в армии танков Pz.l, а также учебные шасси танков, имитировавшие линейные танки (всего 481 гусеничная машина). Средний наезд на одну гусеничную машину за время учений составил 570 км, при этом из строя по техническим причинам вышло 27 машин. В докладе по результатам учений Лутц написал, что атаковать позиции противника должны одновременно четыре батальона танковой дивизии на фронте не менее 3 км. Действия одного танкового батальона или даже полка отныне должны были рассматриваться как исключение.

В целом структуру дивизии признали удачной и на ее основе разработали штаты для трех танковых дивизий, которые должны были быть созданы 15 октября 1935 г. Такой структуры танковой дивизии придерживались вплоть до польской кампании, затем мотострелковый полк стал в основном трехбатальонного состава; перед нападением на СССР мотострелковая бригада включала два полка двухбатальонного состава. Одновременно в большинстве дивизий количество танковых батальонов сократили до двух. Б. Мюллер-Гиллебранд лаконично описал этот процесс: «Произошло, с одной стороны, увеличение мотострелковых подразделений, вытекавшее из накопленного к тому времени опыта, и с другой – уменьшение числа танковых подразделений как следствие недостаточных возможностей военной промышленности» .

Гудериан не принимал участие в обсуждении вопроса об уменьшении числа танковых батальонов в дивизиях и всегда считал это ошибкой. 9 марта 1943 г. он заявил в докладе Гитлеру: «…Полностью боеспособной танковая дивизия считается в том случае, когда число ее танков находится в соответствующей пропорции к остальным боевым средствам и машинам. Немецкая танковая дивизия состоит из четырех батальонов и насчитывает 400 танков. Если число танков станет значительно меньше 400, то обслуживающий аппарат (количество людей и колесных машин) не будет соответствовать подлинной ударной силе дивизии…». Его мнение разделял и Эйке Миддельдорф, служивший референтом по обобщению тактического опыта в генеральном штабе сухопутных сил Германии: «Хотя немецкие бронетанковые войска в период последней войны произвели революцию в методах ведения боевых действий, однако их организация не была передовой… Вместо того чтобы перед нападением на Россию усилить танковое ядро дивизии, Гитлер настоял на сокращении численности танков в дивизии до 200 единиц». Сам Миддельдорф считал оптимальным иметь в дивизии четыре танковых (по 80 танков в каждом) и четыре мотострелковых батальона .


Pz.II 11-го танкового полка в Польше. Бронирование танка оказалось явно недостаточным.



В декабре 1935 г. Луш предлагал довести число заказанных Pz.l до 2325 шт., а Pz.II -до 750. Но этому решительно воспротивился начальник генерального штаба Бек. Pz.l стоил около 50000 RM (рейсхмарок), а Pz.II -75000 RM. В то же время 15 cm тяжелая полевая гаубица sFH 18 обходилась в 40400 RM, предназначенный для нее тягач Sd.Kfz.7 – 36000 RM. Прорывать оборону ценой потери половины танков могла позволить себе только очень богатая страна, которой Германия в то время не являлась. Не стоит забывать и о кризисе 1930-х гг., больно ударившем по Германии. Кроме того, появилась информация о принятии Францией программы строительства новых танков и постановке на вооружение новой 25-мм скорострельной противотанковой пушки. Бек потребовал пересмотра танковой программы Германии – прекращения выпуска Pz.I и Pz.II в пользу скорейшего наращивания производства Pz.III , а также решения вопроса об увеличении толщины брони этого танка для защиты от 25-мм снарядов. В результате был выработан компромисс: изготовление Pz.I прекратилось после поставки уже заказанных 1500 танков, а производство Pz.II было решено продолжать только до момента готовности Pz.III к серийному производству.

Первые пять Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 (1-й серии) армия получила в сентябре 1936 г., в этом же месяце был выдан заказ на 4-ю серию (210 танков Pz.Kpfw.II Ausf.A). Это была первая производственная серия, в рамках которой на трех сборочных заводах выпускалась серийная модификация, обозначавшаяся заглавной буквой. Затем последовал заказ на 5-ю и 6-ю серии (326 и 58 Pz.Kpfw.II Ausf.B соответственно), а также 7-ю серию (364 Pz.Kp1w.ll Ausf.C), которую выпускали уже шесть заводов. Модификации незначительно отличались друг от друга, тем более, что некоторые улучшения в конструкцию вносились в середине процесса изготовления очередной серии. Кроме того, построили около43 скоростных Pz.Kpfw.II Ausf.D, отличавшихся торсионной подвеской и имевших 30-мм лобовую броню (позднее их переделали в огнеметные танки). Последние 24 танка Pz.Kpfw.II Ausf.C были выпущены фирмой Farm уже после начала войны.

На 1 сентября 1939 г. в действующей армии имелось 1151 Pz.II всех модификаций (40% от общего числа имевшихся 2682 линейных и 177 командирских танков).

Польская кампания дала возможность проверить на практике довоенную концепцию массового применения танков с противопульной броней. Лишь одна дивизия «Кемпф», имевшая только два батальона в 7-м танковом полку, не смогла прорвать укрепленные польские позиции в приграничных боях под Млавой, потеряв 72 танка (из имевшихся 164) . Остальные дивизии выполнили свои задачи, хотя и понесли значительные потери. Несмотря на то, что часть танков была отремонтирована во время боевых действий, на 7 октября 1939 г. 819 танков всех марок все еще числилось вышедшими из строя, что составило 28,4% от первоначального числа . Правда, 3/4 этих машин ремонтные службы танковых полков смогли отремонтировать своими силами.


Pz.Kpfw.II Ausf. А (или ранний В) с командирской башенкой во Франции. Пример попытки улучшить обзорность хотя бы танков командиров подразделений.


Pz.Kpfw.II Ausf .А (или ранний В) Африканского корпуса. Танк имеет усиленное лобовое бронирование и перископный купол. На заднем плане Pz.Kpfw.II Ausf.F. с фальшивым смотровым прибором на подбашенной коробке справа от водителя.

Ссылаясь на высокие потери, немецкие танкисты потребовали немедленно принять меры по усилению защиты танков и улучшению обзорности. В результате Pz.II подверглись первой крупной модернизации, изменившей внешний вид танка. До начала французской кампании в феврале-марте 1940 г. на большинство танков модификаций от Pz.Kpfw.II Ausf.c до Pz.Kpfw.II Ausf.C установили дополнительную лобовую броню. При модернизации дополнительная броня толщиной 20 мм была установлена на лоб башни, подбашенной коробки и на нижний лобовой лист корпуса. Верхний лобовой лист защищался 15-мм дополнительной броней. Ранее округлый лоб корпуса приобрел угловатый вид. Угол наклона нижнего лобового листа корпуса от вертикали составил 35°, что повышало вероятность рикошета противотанковых снарядов.

После французской кампании, с октября 1940 г. для улучшения обзорности танков тех же модификаций (от Pz.Kpfw.II Ausf.c до Pz.Kpfw.II Ausf.C) на башне вместо командирского люка стали устанавливать перископный купол (Winkelspiegelaufsaetzen) кругового обзора с восемью перископическими зеркальными смотровыми приборами. После этой, второй, крупной модернизации «двойка» приобрела знакомый нам по фотографиям Великой Отечественной войны вид.

Возникает закономерный вопрос: стоило ли во время войны тратить дефицитную броню и трудовые ресурсы на экранирование устаревших танков и установку перископного купола? Тем более что экранировалась только лобовая проекция. Насколько повысились шансы танка-выжить в бою?

Ответ на этот вопрос можно получить, сравнив потери Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Первоначально оба танка имели одинаковый уровень защиты: броня не пробивалась пулей с металлическим сердечником S.m.K. калибра 7,92 мм. При изготовлении Pz.l применялась гомогенная катаная хромо-никелевая броня толщиной 13 мм с очень высокой твердостью – около 530 НВ . Напомню, что твердость цементированной немецкой брони с лицевой стороны варьировалась в пределах 514-600 НВ. При производстве Pz.II (начиная с модификации Ausf. b) использовалась более дешевая, не легированная никелем гомогенная катаная броня высокой твердости (436-465 НВ). Для получения той же стойкости ее толщину пришлось увеличить до 14,5 мм.

По окончании польской кампании 7,21% Pz.II (83 из первоначально имеющихся 1151) были либо списаны в металлолом, либо направлены в заводской ремонт. Для Pz.l этот показатель составил 9,15% (89 из 973) .

К началу войны с Советским Союзом оба танка уже вывели из первой линии и использовали для ведения разведки, часть передали саперам танковых дивизий. Сравним потери танков разных типов 3-й танковой группы (тг) за первый месяц боев. Согласно справки квартирмейстера 3-й тг (NARAT313 R232 f498355), по состоянию на 21 июля 1941 г. четыре танковые дивизии группы (7, 12,19 и 20-я тд) безвозвратно потеряли 117 Pz.I из 155, имевшихся на начало войны, что составляет 75,5%. В то же время безвозвратные потери Pz.II составили 26 единиц из 153 (17,0%), Pz.IV- 25 из 121 (20,7%), чешских Pz.38(Г) -89 из 521 (17,1%). Как мы видим, при выполнении тех же задач относительные потери Pz.II , большая часть которых была модернизирована, в 4,5 раза ниже, чем Pz.I. Танки с противопульным бронированим фронтальной проекции сгорали у немцев так же быстро, как и Т-26 и БТ в советских мех-корпусах. Не помогала ни отменная выучка немецких танкистов, ни боевой опыт, ни вывод во вторую линию. Поэтому инвестиции в экранировку Pz.Kpfw.II себя многократно окупили. Дополнительное бронирование лобовой проекции и установка перископного купола, по сути, дали танку новую жизнь и возможность продолжить службу в разведывательном взводе танковых рот и батальонов.

Таким образом, Бек был прав, настаивая на противоснарядном бронировании немецких танков. Но прав был и Лутц, предлагавший продолжать выпуск Pz.II . Нехватка танков заставила возобновить в марте 1941 г. производство «двоек». Новая модификация Pz.Kpfw.II Ausf.F сразу получила перископный купол, лобовую броню башни и подбашенной коробки толщиной 35 мм, корпуса – 30 мм (под углом 15° к вертикали). До окончания производства в декабре 1942 г. изготовили 524 танков этой модификации.


Литература

1. Jentz T.L. Panzer Tracts №1-1. Panzer-kampfwagen I.

2. Jentz T.L. Panzer Tracts №1-2. Panzer-kampfwagen I.

3. Jentz T.L. Panzertruppen. T.1.- SchifferMilitary History, Atglen, PA.

4. Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии, 1933-1945. – М.: Эксмо, 2002.

5. Гудериан Г. Воспоминания солдата. – Смоленск: Русич, 2003.

6. Мидцельдорф Э. Русская кампания: тактика и вооружение. – М.: ACT, 2000.

При подготовке данной статьи также использовались материалы книги:

Jentz T.L. Panzer Tracts №2-1. Panzerkampf-wagen II.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх