Белл UH-1 «Хью»

Со времен войны во Вьетнаме Белл UH-1 «Хью» был самым известным вертолетом в мире. Для многих он был тогда своеобразным символом военного конфликта. Вертолет оказался долгожителем, он будет эксплуатироваться и в XXI столетии, занимаясь перевозками солдат или грузов.

Во время войны в Корее американская армия получила первую возможность проверить вертолеты в реальных боевых условиях. Первыми такую проверку прошли вертолеты Белл Н-13 «Сиу» и Сикорский Н-19. На основе полученного опыта армия США разработала требования к будущим вертолетам. Был объявлен конкурс, который в 1955 г. выиграла фирма «Белл». Она заключила контракт на постройку трех опытных вертолетов «Модель 204», получивших обозначение ХН-40. Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 октября 1956 г. На нем стоял один ГТД Лайкоминг XT53-L-1 мощностью 825 л. е., который был ограничен вертолетной трансмиссией 700 л. с. За тремя вертолетами ХН-40 последовали шесть предсерийных YH-40. От опытных они отличались незначительными изменениями, из которых самым значительным было удлинение фюзеляжа на 305 мм. Когда армия оформила первый заказ, то им было присвоено обозначение HU-1 и собственное имя «Ирокез». В американской армии вертолетам традиционно присваиваются имена племен североамериканских индейцев. Однако, исходя из обозначения HU-1, вертолет быстро получил неофициальное название «Хью», которое навсегда к нему приклеилось. Оно не исчезло даже после того, как в 1962 г. вертолет стал обозначаться UH-1.

Первая серийная модификация HU-1A имела один двигатель Лайкоминг T53-L-1. Его экипаж состоял из двух пилотов, а в кабине можно было перевозить шесть солдат или двух раненых на носилках. Следующим в серию поступил HU-1B, у которого за счет некоторого увеличения размеров кабины появилось седьмое место, а число носилок с пострадавшими возросло до трех. Кроме того, у несущего винта были новые лопасти. Первые серийные экземпляры оснащались ГТДТ53-1-5 мощностью 960 л. е., позднее стали устанавливаться двигатели Т53- L-11 мощностью 1100 л. с. В 1962 г. вертолеты HU-1A и HU-1B получили новые обозначения UH-1A и UH-1B соответственно. В 1965 г. на смену вертолетам UH-1B стали приходить машины UH-1C.

В Корпусе морской пехоты США эксплуатировались другие варианты вертолетов, включая UH-1E. На этой машине имелись спасательная лебедка, тормоз несущего винта и специальная авионика. В передней части фюзеляжа имелась турельная установка ТАТ-101 с двумя 7,62-мм пулеметами М60. На вооружении Корпуса были также учебно-тренировочные вертолеты ТН-1Е со спаренными органами управления. ВВС США использовали вертолеты UH-1F для материально-технического обеспечения баз межконтинентальных баллистических ракет «Титан» и «Минитмен», a TH-1F – для обучения. В ВМС было 22 поисково-спасательных вертолета НН-1К, 90 учебно-тренировочных TH-1L и восемь многоцелевых UH-1L. Всего для вооруженных сил США было построено почти 2500 вертолетов семейства «Модель 204».

Вертолет UH-1B имел гражданский и экспортный вариант «Модель 204В», который широко выпускался по лицензии. В Италии этот вертолет выпускался фирмой «Агуста» под обозначением АВ 204. В Японии машину строила фирма «Фуджи»; там она была известна как Фуджи – Белл 204В-2. Японская модификация отличалась более мощным ГТД и рулевым винтом, перенесенным на правую сторону концевой балки.

В начале 1960 г. фирма «Белл» предложила американской армии вертолет «Модель 205», являвшийся усовершенствованным вариантом 204-й модели. В июне 1960 г. фирма получила контракт на постройку семи вертолетов YUH-1D для оценочных испытаний. От предшественника новый вертолет сохранил тот же двигатель T53-L-11, но зато получил несущий винт с увеличенным диаметром. Фюзеляж был удлинен, в результате чего в кабине могли разместиться 12-14 солдат или шесть раненых на носилках в сопровождении санитара. В кабине также можно было перевозить грузы массой до 1815 кг.

«Модель 205» имеет более вместительные топливные баки и возможность размещения дополнительного бака. Первый опытный вертолет начал проходить летные испытания в августе 1961 г. Армия США оформила заказ на постройку вертолетов, присвоив им обозначение UH-1D. Первая машина поступила на вооружение в августе 1963 г. Фирма «Белл» выпустила 2008 таких вертолетов, после чего начала производство варианта UH-1H. От предыдущей модели он отличался только установкой ГТД Лайкоминг T53-L-13 мощностью 1400 л. с. Выпускался вертолет до 1986 г.


Вертолеты UH-1N американских ВВС находились в составе воздушного мобильного командования, учебно-тренировочного командования и космического командования. Показанный на фото вертолет имеет специальную яркую окраску, которая использовалась на опытных машинах


Универсальный «Хью» может действовать в любых условиях. Показанный здесь вертолет СН-118 канадских вооруженных сил демонстрирует возможность выполнения поисково-спасательной операции в тайге


Среди многих зксплуатантов вертолетов семейства Белл UH-1 находится армейская авиация ФРГ. Состоящие у нее на вооружении вертолеты UH-1D, собиравшиеся по лицензии немецкой фирмой «Дорнье», применялись для перевозки десантников и выполнения поисково-спасательных заданий


«Модель 205» имела большое число модификаций. В частности, было построено три вертолета ЕН-1Н, предназначенных для радиоэлектронного противодействия, и почти 220 вертолетов UH-1V, служивших в качестве поисково-спасательных и санитарных. Американские ВВС получили 30 поисково- спасательных вертолетов НН-1Н. Армия получила 3573 многоцелевых UH-1H, часть из которых состоит на вооружении и в настоящее время.

В 1968 г. между фирмой «Белл» и двигателестроительной компанией «Пратт-Уитни Канада» состоялись переговоры, в результате которых было достигнуто соглашение о совместном финансировании разработки двухдвигательного варианта вертолета UH-1. Вскоре такой вертолет, получивший обозначение «Модель 212», был создан и стал поступать на вооружение ВВС и Корпуса морской пехоты США (UH-1N) и вооруженных сил Канады (СН-135).

Вертолет успешно продавался во многие страны, например в Германию, Тунис, Аргентину, Перу, Южную Корею, Замбию, на Филиппины и др. Гражданский вариант Белл 212 поставлялся более чем в 40 стран мира.

В начале 1970-х годов фирма «Белл» в инициативном порядке разработала вертолет 214А «Хью Плас», который заинтересовал вооруженные силы Ирана. Первый серийный вертолет 214А был передан Ирану в апреле 1975 г. В этой стране ему присвоили название «Исфахан» по названию города, где планировалось строить его по лицензии. После Исламской революции в декабре 1978 г. контракт на лицензию был разорван. Вертолет 214А оснащен одним ГТД Авко Лайкоминг LTC4B-8D мощностью 2930 л. с. В Иране они использовался для перевозки войск. В вооруженных силах Ирака, Ирана, Брунея, Омана, Таиланда и Перу эксплуатировались вертолеты Белл 214ST, обладавшие большей грузоподъемностью.

Впервые боевое применение вертолета UH-1 произошло во Вьетнаме в конце 1962 г., когда группе этих вертолетов пришлось оказывать поддержку десантным вертолетам Пясецкий Н-21 «Шони». Вертолеты Н-21 были оснащены одним пулеметом калибра 7,62 мм, но его явно было недостаточно для подавления зенитного огня. Вертолеты Белл UH-1A «Ирокез», входившие в подразделение многоцелевых тактических транспортных вертоле

тов (UTTHC – Utility Tactical Transport Helicopter Company), были вооружены двумя 7,62-мм пулеметами и блоками с 16 PC калибром 70 мм. Эти вертолеты стали неотъемлемой частью многочисленных военных операций американской армии. Однако сначала их применение оказалось чрезвычайно неэффективным, так как их мобильность не соответствовала тактике южновьетнамских партизан Вьетконга.

В ноябре 1963 г. американцы стали получать вертолеты UH- 1 В, вооружение которых состояло из четырех 7,62-мм пулеметов М60 и блоков с 70-мм PC FFAR (Folding Fin Aircraft Rockets). Непосредственно в частях эти вертолеты часто до- оснащались еще одним пулеметом М60, который размещался в проеме грузовой двери. По мере расширения военных действий число вертолетов «Хью» во Вьетнаме возрастало. Появлялись машины, оснащенные прожекторами для ночных операций, а также 40-мм гранатометами ХМ-5.

Однако самой распространенной задачей для вертолетов «Хью» была эвакуация больных и раненых. Основные боевые действия велись в районах, куда легко могли долететь вертолеты. Поэтому число оставшихся в живых американских солдат, получивших ранения во время войны во Вьетнаме, оказалось существенно большим по сравнению с предыдущими военными конфликтами, так как вертолеты могли быстро доставить пострадавших в ближайшие больницы.

После войны во Вьетнаме вертолеты UH-1 были участниками многих вооруженных конфликтов. Например, в июне 1967 г. во время шестидневной войны с арабскими странами Израиль использовал вертолеты для перевозки войск. В ходе войны между Ираком и Ираном первый применял вертолеты Белл 214ST в качестве боевых, а второй задействовал машины Белл 214А в качестве военно- транспортных. В 1990-1991 гг. ВВС США использовали вертолеты в боевых действиях в Персидском заливе, где UH-1H и UH-1V успешно выполняли транспортные задачи и занимались эвакуацией раненых.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Белл UH-1H «Ирокез»

Тип. Многоцелевой вертолет.

Силовая установка. 1 ГТД Текстрон Лайкоминг T53-L-13 мощностью 1400 л. с.

Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость 205 км/ч, начальная скороподъемность 8.1 м/с, эксплуатационный потолок 3840 м, дальность полета 510 км (без резервов топлива).

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 2365 кг, максимальная взлетная масса 4310 кг. Размеры. Диаметр несущего винта 14,63 м, ометаемая площадь 167,8 м2 , длина с вращающимися винтами 17,62 м. высота с вращающимися винтами 4,41 м. Число мест экипажа 1, десантников с вооружением 11 – 14 или 6 раненых на носилках в сопровождении одного санитара.


Первый из многих: вертолет Белл 204 с бортовым номером 55-4459 оказался первой многоцелевой машиной ХН-40 для армии США. Спустя годы во время войны во Вьетнаме он получил широкую известность как UH-1 «Хью»


Развитие вертолетов «Хью»

В 1950-х годах в армии США, занимаясь поисками будущего летательного аппарата, придумали термин «воздушная мобильность». Фирма «Белл» предложила вертолет, который во время испытаний превзошел все ожидания.


Одна из первых фотографий вертолета ХН-40, опубликованная в американской прессе. Вертолет, проходивший испытания в армейском центре в Форт-Худе (шт. Техас), пролетает над тяжелыми танками М60А1 (слева) и М47. Через несколько лет во Вьетнаме вертолет «Хью» сам превратился в «летающий танк»

В настоящее время вертолеты UH-1 «Хью» остаются среди наиболее известных летательных аппаратов в мировой истории. Они стоят в одном ряду с такими самолетами, как истребитель Супермарин «Спитфайр», транспортный самолет Дуглас DC-3 и первый в мире широкофюзеляжный пассажирский авиалайнер Боинг 747. Однако так было не всегда.

В самом начале 1950-х годов армия США не видела особой пользы от вертолетов. Во время войны в Корее (1950 – 1953 гг.) командование армии слишком поздно поняло, насколько эффективны могут быть вертолеты. Один из офицеров даже охарактеризовал такое поведение «преступным». Корпус морской пехоты занял совсем другую позицию. Там с самого начала поняли ценность вертолетов, используя их во время десантных операций. Только к концу корейской войны в армии изменили отношение к вертолетам.

Некоторые армейские начальники, особенно генералы Джеймс Гевин и Гамильтон Хо- узи, настаивали на превращении армии стандартного типа в аэромобильную. По их мнению, надо просто выбросить из головы мысль о доставке армейских подразделений на поле боя с помощью грузовиков. В Пентагоне связались с фирмой «Белл» и заказали у нее многоцелевой транспортный вертолет ХН-40, представлявший собой вариант гражданского вертолета «Модель 204». Один из представителей военного ведомства сказал президенту фирмы Лоуренсу Беллу: «Это будет наш воздушный грузовик».

Опытный вертолет ХН-40 выполнил первый полет 22 октября 1956 г. Пилотировал вертолет летчик-испытатель Флойд Карлсон. Машина была оснащена одним ГТД Лайкоминг XT53-L-1 мощностью 700 л. с. и двухлопастным несущим винтом диаметром 13,4 м. Похожий на головастика вертолет показал прекрасные летные характеристики, причем настолько впечатляющие, что армейские начальники сразу же заказали предсерийную партию. К концу 1956 г. в США появилось огромное количество программ разработки авиационной техники, что потребовало создать новую систему обозначений. В армии появилась своя система, отличная от принятой в ВВС. В результате обозначение ХН-40 превратилось в XHU-1.

С началом серийного производства вертолеты HU-1A и HU-1B получили название «Ирокез» в честь индейского племени, обитавшего на северо-западе Соединенных Штатов. Обозначение HU-1 вскоре превратилось в легендарное популярное имя «Хью», даже несмотря на то, что в 1962 г. после перестановки букв превратилось в UH-1.


Окрашенный в оливковый цвет предсерийный вертолет YH-40 (бортовой номер 56-6726) несет на внешней подвеске джип М551. Этот вертолет был одной из шести предсерийных машин YH-40, которые в серийном производстве получили обозначение HU-1A


Несмотря на то, что ракета MGM-29A «Сержант» могла нести ядерную боеголовку, она не оставила следа в истории. Наоборот, как и военно-транспортный самолет Локхид С-130А «Геркулес»(на заднем плане) вертолет HU-1A «Ирокез» навсегда вписал свое имя в историю авиационной техники


Сверху. Вертолет с бортовым номером 60-3547, будучи еще на чертежной доске, имел обозначение ХН-40. Первый полет он выполнял как HU-1B, а после 1962 г. стал обозначаться HU-1B, т. е. «Хью»


Слева. Раскрашенные в яркие цвета (белый и красный) эти три армейских вертолета Белл HU-1B сфотографированы в момент передачи на вооружение


За девятью опытными вертолетами последовали девять предсерийных. Во второй половине 1950-х годов проблем с финансированием не было, ибо ситуация в мире была сложной и напряженной. Советский лидер Никита Хрущев угрожал применением ядерного оружия. Мир сотрясали военные конфликты в Азии и Африке, особенно в Конго. Еще до того, как в мае 1959 г. фирма «Белл» получила контракт на постройку 173 вертолетов UH-1А, член американского сената Джон Кеннеди в своем выступлении предсказал,что в следующем десятилетии американским солдатам придется сражаться не на учебном, а на реальном поле боя.

Первая модификация исходной модели HU-1B поднялась в воздух 27 апреля 1960 г. Она могла перевозить экипаж из двух пилотов и семь солдат со скоростью около 205 км/ч на расстояние свыше 390 км. В 1960-х годах появились более эффективные вертолеты UH-1D и UH-1H с существенно улучшенными характеристиками, но к этому времени вертолеты «Хью» были тепло встречены в войсках. Их особенно полюбили ремонтники, которые наконец получили вертолеты, способные быстро восстанавливаться и снова отправляться в полет.

Управление армейской авиации, также известное как «комитет Хаузи» (его называли так в честь одного из наиболее дальновидных генералов), проводил испытания нового «белловского» вертолета в различных климатических условиях, заставляя его выполнять различные задания. В то время «холодная война» могла в любой момент перерасти в «горячую». Поэтому в армии старались приспособить вертолеты «Хью» в своеобразное «воздушное такси» в прифронтовой зоне для перевозки тактических ракет «Онест Джон», «Литтл Джон» и «Сержант», способные нести атомные боеголовки. Позже, когда в ВВС США оценили потенциальные возможности «Хью», был выдан заказ на вертолеты UH-1F для обеспечения баз межконтинентальных баллистических ракет «Титан» и «Минитмен».

В 1961 г. президент Джон Кеннеди посетил базу армейской авиации в Форт-Брэгге (шт. Северная Каролина), где ознакомился с вертолетом «Хью». К тому времени в армии США, вдохновленной новыми взглядами президента на ведение военных действий, сформировали уникальное подразделение – 1-ую кавалерийскую дивизию. Эмблемой этой дивизии был силуэт головы жеребца. Этому подразделению выпала честь стать первым в реализации доктрины воздушной мобильности с применением вертолетов. Со временем оно было преобразовано в воздушную кавалерийскую дивизию. Фирма «Белл» теперь могла не беспокоиться о будущем: вскоре число заказов перевалило за 1000-ю отметку. В заявлении фирмы отмечалось, что новый вертолет «несомненно обречен на успех, где бы он ни оказался». В то время никто не догадывался, насколько потрясающим он будет.

Со временем тактика аэромобильных подразделений уточнялась, к пилотированию вертолетов стали допускаться пилоты в чине уоррент-офице- ра (что соответствует младшему лейтенанту в российской армии). В 1960-х годах в 1-ю кавдивизию начались поставки вертолетов UH-1B. Они же стали поступать в центр летной подготовки армейской авиации в Форт-Ракере (шт. Алабама).

Вертолеты «Хью» обладали прекрасными возможностями по эвакуации больных и раненых. Неслучайно в марте 1962 г. личный состав 57-го медицинского полка, дислоцированного в Форт-Блиссе (шт. Техас), получил приказ быть в готовности к отправке за океан. Сначала думали, что это будет одна из баз в Европе. Командир экипажа одного из вертолетов UH-1B сказал, что слышал от вышестоящего начальника название страны, куда отправят полк. Летчик сказал: «Я знаю, куда нас пошлют. Название этой страны не сходит со страниц газет, это настоящая горячая точка. Нас отправят в Конго». В ответ на это командир подразделений заметил: «Это неверно. Неделю тому назад я услышал о месте нашего будущего размещения». Он выдержал паузу и добавил: «Это Вьетнам».


Верхний снимок. В программе летных испытаний принимали участие пять опытных вертолетов YCH-1B, первый из которых был сильно поврежден во время подготовки к полету. Нижняя поверхность фюзеляжа, носовая часть и пилон переднего несущего винта у вертолета, показанного на переднем плане, были обклеены шелковинками с целью визуализации обтекания






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх