Сикорский Н -53

Вертолеты Сикорский S-65 (СН-53) и S-80 (СН-53Е), созданные по заданиям Корпуса морской пехоты США в качестве тяжелых транспортных машин, могут выполнять и другие задания, например для траления мин и перевозки президента США.

В 1962 г. вертолет Сикорский S-65 был выбран Корпусом морской пехоты США в качестве тяжелого де- сантно-транспортного для замены находящихся в то время на вооружении вертолетов Сикорский Н-34, получив военное название СН-53А «Си Стэллион». Первый полет опытный вертолет YCH-53A выполнил 14 октября 1964 г. Силовая установка машины состояла из пары ГТД Дженерал Электрик Т64. Особенностью вертолета была откидная грузовая рамка в хвостовой части фюзеляжа. На одном серийном вертолете СН-53А был установлен неофициальный мировой рекорд грузоподъемности 12 927 кг. Это был редкий случай, когда такой рекорд был зафиксирован вертолетом, разработанным не в Советском Союзе. Несмотря на большие размеры и полетную массу, «Си Стэллион» обладал хорошей маневренностью: в 1968 г. на нем были выполнены «бочки» и «мертвые петли».

После постройки 139 серийных вертолетов СН-53А начался выпуск усовершенствованного варианта CH-53D, который впервые полетел 3 марта 1969 г. Во время войны во Вьетнаме вертолеты СН-53А и D несли службу как военно-транспортные. Они перевозили подразделения морских пехотинцев или военную технику по всей территории страны. «Си Стэллионы» использовались также для эвакуации сбитых самолетов и вертолетов: к 1970 г. ими было вывезено 1029 машин.

ВВС США, благодаря применению вертолетов S-65 во время осуществления лунной программы «Аполлон»(они занимались подъемом приводнившихся спускаемых аппаратов и доставкой на космодром им. Дж. Кеннеди), стали проявлять к ним большой интерес. Сначала ВВС взяли у Корпуса морской пехоты в аренду семь вертолетов СН-БЗА, заменив их потом на семерку уже купленных машин НН-53В в поисковоспасательном варианте. Потом на вооружение ВВС поступили 40 усовершенствованных вертолетов НН-53С. Вертолеты НН-53 использовались во Вьетнаме, где им присвоили прозвище «Супер Джолли» (после того, как меньший по размерам и внешне похожий вертолет Сикорский НН-3 стал в шутку называться «Джолли Грин Джайент»), Кроме поисково- спасательных, ВВС купили 20 транспортных СН-53С.


Второй предсерийный вертолет «Супер Стэллион» был изготовлен в варианте вертолета-тральщика МН-53Е «Си Дрэгон». Он имел большие боковые обтекатели, служившие топливными баками, и зеркала заднего вида, установленные в передней части фюзеляжа


В Израиле вертолеты СН-53 называются «Ясур». С 1979 г. они несут нелегкую службу в армии, занимаясь перевозками тяжелых грузов и десантников. Фирма IAI выполнила модернизацию 42 вертолетов


Благодаря отваге экипажей поисково- спасательных вертолетов НН-53, во время войны во Вьетнаме были спасены сотни американских летчиков, сбитых во время боев. Для выполнения спасательных операций над Северным Вьетнамом вертолетам приходилось дозаправляться топливом в полете от летающих танкеров Локхид НС-130Р


В операции «Орлиный коготь» по спасению американских заложников в Иране были задействованы восемь вертолетов-тральщиков RH-53D. На фото показаны четыре таких вертолета, запечатленных на палубе авианосца «Нимиц» в апреле 1979 г. Из этой четверки из Ирана вернулся только один


Позднее 11 вертолетов «Супер Джолли» были переоборудованы во всепогодные поисково- спасательные НН-53Н «Пейв Лоу» III. В 1986 г. 31 вертолет НН-53В/С и СН-53С и восемь оставшихся на вооружении НН- 53Н были модифицированы в усовершенствованный вертолет MH-53J «Пейв Лоу» IV, предназначенный для выполнения поисково-спасательных операций CSAR и специальных заданий. В настоящее время MH-53J является основным вертолетом, состоящим на вооружении командования сил специального назначения ВВС США. Они размещаются в Хэлбэрт-Филде (шт. Флорида) и на авиабазах южнокорейских ВВС в Осане и ВВС Великобритании в Милденхолле.

Вертолеты S-65 экспортировались во многие страны. Главным их покупателем является армия ФРГ: всего она приобрела 112 вертолетов CH-53D, присвоив им обозначение CH-53G. Из этих вертолетов два были построены фирмой «Сикорский», а остальные 110 были изготовлены фирмой «VFW-Фок- кер» из деталей и узлов, поставлявшихся из США. Часть вертолетов CH-53G была переоборудована в вариант CH-53GS, оснащенный усовершенствованными оборонительными системами.

В 1970 г. Австрия приобрела два вертолета S-650e и некоторое время использовала их в горах для поисково-спасательных операций, а затем продала машины в Израиль. В настоящее время армия и ВВС Израиля имеют не менее 45 вертолетов S-65, которые называются «Ясур» («Буревестник»), Известно, что из этого числа 42 вертолета проходят модернизацию в вариант «Ясур-2000».

Проводившиеся на вертолетах Сикорский RH-3A «Си Кинг» эксперименты по поиску и тралению мин показали, что вертолет может успешно бороться с минной опасностью: он может буксировать трал и эффективно уничтожать мины. Вертолет СН-53, обладая более мощной силовой установкой по сравнению с RH-3A, стал идеальным охотником за минами. Первоначально в состав специальной эскадрильи НМ-12 вошли 15 вертолетов RH-53A, представлявших собой модифицированные машины СН-53А. В дальнейшем им на смену пришли специализированные вертолеты-тральщики RH-53D в количестве 30 штук. Иран во времена шаха получил шесть RH-53D. В 1979 г., когда в Иране после свершения исламской революции были взяты американские заложники, именно вертолеты RH-53D были выбраны для участия в операции «Орлиный коготь» по спасению заложников(подробнее об этой операции см. с. 82).

Для замены находящихся на вооружении Корпуса морской пехоты США вертолетов СН-53А и D был разработан трехдвига- тельный тяжелый вертолет СН- 53Е «Супер Стэллион». Первый полет новая опытная машина совершила 1 марта 1974 г., а в декабре 1975 г. полетел первый серийный экземпляр. Поставки на вооружение начались в июне 1981 г. В настоящее время свыше 150 вертолетов эксплуатируется в ВМС и Корпусе морской пехоты США. Американский флот имеет в своем составе подразделения вертолетов- тральщиков МН-53Е «Си Дрэ- гон». Экспортный вариант этого вертолета S-80M продавался в Японию; сейчас там 10 машин.


14 октября 1964 г. на заводе фирмы «Сикорский» в Стретфорде (шт. Коннектикут) начались летные испытания новой машины. Их открыл второй опытный образец вертолета YCH-53A (регистрационный номер 151614). В испытаниях приняли участие всего два вертолета


Разработка вертолета Н-53

Он был спроектирован в соответствии с требованиями Корпуса морской пехоты США к тяжелому десантно-транспортному вертолету, способному действовать с палубы кораблей. Семейство вертолетов Н-53 принимало участие в различных военных конфликтах, начиная от Вьетнама и кончая Афганистаном и Ираком.

Создание универсального семейства вертолетов Н-53 началось в октябре 1960 г., когда командование Корпуса морской пехоты (КМП) США объявило о намерении заменить старые вертолеты Сикорский HR2S-1 новыми, более тяжелыми десантными машинами, предназначенными для корабельного базирования. Вертолеты HR2S-1 (позднее получившие обозначение СН-37С) доказали, что винтокрылая машина прекрасно служит для доставки морских пехотинцев и военной техники на берег в ходе десантной операции. Однако HR2S-1 был достаточно старым и с трудом мог выполнять поставленные задачи, поэтому и было решено найти ему замену.

Первоначально КМП вместе с армией, ВВС и ВМС участвовал в программе разработки вертикально взлетающего транспортного самолета Воут – Хиллер – Райан ХС-142А. Эта программа оказалась слишком амбициозной, летные испытания опытных СВВП слишком затянулись, более того, все самолеты разбились. Поэтому КМП решил пойти своим путем и выработал требования для тяжелого десантного вертолета, которые 7 марта 1962 г. были переданы Управлению вооружений ВМС. Этими требованиями предусматривалось создание вертолета, способного перевозить груз массой 3630 кг на расстояние 185 км со скоростью около 280 км/ч. Кроме транспортировки грузов с корабля на берег, вертолет должен перевозить десантников, использоваться для эвакуации раненых и сбитых самолетов или вертолетов.

На требования откликнулись три фирмы: «Боинг Вертол» предложила проект глубокой модификации вертолета продольной схемы НС-1А, «Ка- ман» – скоростной винтокрыл наподобие английского винтокрыла Фэйри «Ротодайн», а «Сикорский» – вертолет S-65 с двумя ГТД. Фирме «Сикорский» особенно важно было выиграть конкурс, поскольку ранее ей не удалось стать победителем в программе разработки для КМП среднего транспортного вертолета. Она предприняла колоссальные усилия, чтобы в июле 1962 г. выиграть контракт. Ее предложение оказалось наиболее технически проработанным и приемлемым с финансовой точки зрения. Однако отсутствие достаточных средств в бюджете КМП не позволило подписать контракт на постройку четырех опытных вертолетов, как просила об этом фирма «Сикорский». Ей пришлось несколько умерить свои запросы, в результате чего число опытных вертолетов сократили до двух. Разработчик и заказчик согласовали свои позиции, и 24 сентября 1962 г. министерство обороны США объявило о подписании с фирмой «Сикорский» контракта стоимостью 9 млн. 965 тыс. 635 долларов на постройку двух опытных вертолетов YCH-53A, одного планера для статических испытаний и натурного макета.

Проект Игоря Сикорского был разработан под два ГТД Дженерал Электрик Т64, в его конструкции были использованы многие технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на предыдущих машинах. Трансмиссию позаимствовали от вертолета-летающего крана S-64, а несущий шестилопастный винт диаметром 22 м и рулевой винт – от вертолета S-56 (СН-37). Внешне новый вертолет напоминал своего предшественника S-61 (SН-ЗА), но был гораздо крупнее. Первый полет опытной машины состоялся 14 октября 1964 г. Летные испытания прошли на редкость гладко, с какими-либо серьезными проблемами разработчики не столкнулись. Поэтому первая серийная модификация СН-53А поступила на вооружение КМП уже в сентябре 1964 г. Исходная модель СН-53А была построена в количестве 141 экземпляра. Следом за ней три военно- транспортных варианта: СН-53С для ВВС США (20 штук), CH-53D для КМП (126) и два вертолета CH-53G для Западной Германии. От начальной версии эти машины отличались более мощными вариантами двигателя Т64 и другими усовершенствованиями. Еще 20 вертолетов CH-53G были собраны в Германии из частей, доставлявшихся из США, и 90 – по лицензии.


Вертолет СН-53А перевозит на внешней подвеске фюзеляж вертолета Боинг СН-46 во время летных испытаний в летно-испытательном центре Корпуса морской пехоты в Патаксент-Ривере. Вертолетами «Си Стэллион» во время вьетнамской войны было эвакуировано свыше 1000 сбитых самолетов и вертолетов


Сравнительно простая идея установить на вертолет Н-53 третий двигатель привела к появлению нового мощного вертолета СН-53Е «Супер Стэллион». На фото показан опытный вертолет-тральщик YMH-53E. буксирующий минный трал ALQ-16B на подводных крыльях


Поисково-спасательный НН-53С был дальнейшим развитием вертолета НН-53В. Запас топлива во внутренних и подвесных баках на этом вертолете уменьшен, но зато была установлена телескопическая штанга системы заправки топливом в полете. Вертолеты НН-53С из состава 55-й эскадрильи поисково-спасательных вертолетов обеспечивали подъем из воды всех спускаемых аппаратов лунной программы «Аполлон»


Во время различных испытаний и эксплуатации вертолеты S-65 показали себя с хорошей стороны. Приведем такой факт: во Вьетнаме с 13 января 1967 г. по 18 мая 1971 г. вертолеты СН-53 только одной эскадрильи морской пехоты НМН-463 смогли найти и вывезти с территории противника 1096 сбитых самолетов и вертолетов, стоимость которых значительно превзошла затраты на серийное производство всех вертолетов СН-53А и D. Эскадрилья НМН-463 знаменита еще и тем, что принимала участие в операциях «Орлиное усилие» и «Постоянный ветер», во время которых вертолеты вывозили американцев и их союзников из Сайгона и Пномпеня. За время войны в Юго-Восточной Азии морская пехота потеряла по различным причинам 19 вертолетов СН-53А и D.

Будучи в США, вертолеты «Си Стэллион» стали авторами нескольких неофициальных рекордов по грузоподъемности. До этого все подобные рекорды устанавливались только в СССР. Добавим, что вертолет СН-53А стал первым в мире, оснащенным автоматической системой управления полетом в режиме следования рельефу местности.

Успех вертолета СН-53 не остался незамеченным специалистами ВВС и ВМС США, а также за рубежом. В ответ на многочисленные пожелания фирма «Сикорский» разработала две модификации – поисково-спасательную и вертолет- тральщик. В сентябре 1966 г. начались работы по поисково- спасательной машине НН-53В для ВВС, которым требовался более эффективный, хорошо вооруженный и защищенный вертолет, способный в условиях боя выполнять операции по поиску и эвакуации пострадавших. Фирме удалось в кратчайшие сроки создать такой вертолет. Первая машина НН-53В «Супер Джолли» взлетела в небо 15 марта 1967 г. Дальнейшим ее развитием стал НН-53С, который был выпущен в количестве 44 штук для ВВС США. Кроме того, по заказу Австрии было изготовлено два вертолета S-65C-2, а для Израиля – 33 машины S-65C-3.

Во Вьетнаме «Супер Джолли» доказали свою эффективность: за три года участия в боевых действиях ими был спасен 371 американский летчик. Они также участвовали в операции по спасению пленных из тюрьмы «Сон Тай» и эвакуации экипажа судна «Майягез», захваченного у берегов Камбоджи. Всего в Юго-Восточной Азии американские ВВС потеряли 14 вертолетов СН-53С и НН-53С, из которых один был сбит северовьетнамским истребителем МиГ-21.

После войны возможности вертолетов «Супер Джолли» расширились. Появились модификации НН-53Н «Пейв Лоу» III и MH-53J «Пейв Лоу» IV. Их создание стало результатом неудачной операции по спасению американских заложников в Иране в апреле 1980 г. Как говорилось выше, в ней использовались вертолеты-тральщики RH-53D, явно не рассчитанные на такие задания. В настоящее время MH-53J является самым эффективным вертолетом, состоящим на вооружении командования специальных операций ВВС США. В 1986 г. началось переоборудование 31 вертолета НН-53В/С и СН-53С в вариант MH-53J. Все работы были закончены в 1990 г. Вертолеты оснащены тепловой системой обнаружения целей FLIR, доплеровской РЛС, инерциаль- но-спутниковой системой навигации NAVSTAR GPS, усиленным бронированием,тремя 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. В настоящее время все вертолеты MH-53J переоборудуются в более совершенный вариант МН-53М.

Опыт использования для траления мин вертолетов показал, что только СН-53 обладает всем необходимым, прежде всего мощной силовой установкой, для успешной борьбы с минами. Однако из-за того, что «Си Стэллионы» были необходимы во Вьетнаме, первые эксперименты по тралению мин с помощью вертолетов СН-53 состоялись только зимой 1970 г. После них 15 вертолетов, получив соответствующее оборудование и новое обозначение RH-53A, вошли в состав вертолетной противоминной эскадрильи НМ-12. Первую известность они получили во время операции «Последняя чистка», в ходе которой в феврале – июле 1972 г. занимались тралением мин у берегов Северного Вьетнама. К переоборудованным RH-53A позднее присоединились 30 специально построенных вертолетов-тральщиков RH-53D. Эти машины активно использовались в 1974-1980-х годах в различных операциях по тралению мин в Азии и на Ближнем Востоке. Шесть винтокрылых тральщиков успел получить Иран до падения шахского режима. Иранские вертолеты RH-53D оказались последними серийными машинами в семействе S-65. Следует отметить, что вертолеты S-65 добились большого успеха на военном поприще, но повторить успех на «гражданке» не смогли.

К середине 1970 г. командованию КМП стало ясно, что вертолеты CH-53A/D «Си Стэллион» исчерпали свои возможности. Назрела необходимость в новой машине, способной перевозить груз в 1,8 раза тяжелее, чем это делал «Си Стэллион». Первые попытки создания тяжелого транспортного вертолета были предприняты в 1967 г., когда 24 октября были опубликованы требования КМП к вертолету грузоподъемностью 18 т, который должен был обеспечивать доставку техники с борта десантного вертолетоносца LPH на берег.

Фирма «Сикорский» предложила в качестве транспортного вертолета увеличенной грузоподъемности вариант вертолета СН-53, установив на него третий двигатель и новый несущий винт. В результате получился вертолет СН-53Е «Супер Стэллион», способный перевозить в кабине грузы массой 13,6 т, а на внешней подвеске – 16,3 т на расстояние не более 95 км. На вооружение СН-53Е были приняты только КМП.


Получая топливо от самолета-заправщика Локхид КС-130, вертолеты семейства Н-53, особенно поисково- спасательные MH-53J, могут совершать полеты на большие расстояния. Такие дальние перелеты выполняли MH-53J во время событий в Панаме при свержении президента Норьеги и операции «Шторм в пустыне», когда вертолеты доставили американских и английских спецназовцев в глубь территории Ирака


Морские пехотинцы все еще используют традиционные десантные высадочные средства, но вертолеты сейчас особенно важны. Различные варианты вертолета СН-53 участвовали в десантных операциях американских войск со времен вьетнамской войны. Им на смену сейчас приходят вертикально взлетающие самолеты Белл – Боинг MV-22 «Оспри» с поворотными винтами


Пара вертолетов СН-53Е с легкими БТР «Пиранья» в момент заправки от самолета КС-130. Вертолеты СН-53Е «Супер Стэллион» с легкостью могут перевозить подобные грузы, сейчас они являются основными и единственными тяжелыми вертолетами в Корпусе морской пехоты США. Во время морских десантных операций их партнером является вертолет Боинг СН-46 «Си Найт», специализирующийся на перевозке морских пехотинцев






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх