Аэроспасьяль SA 341 «Газель»

Англо-французская «Газель» является популярным легким военным вертолетом. Этот элегантный вертолет участвовал во многих военных конфликтах.

После успеха с вертолетом «Алуэтт» II французская фирма «Сюд Авиасьон» приступила к разработке нового вертолета, более скоростного и маневренного, а двигателестроительная фирма «Турбомека» предложила для него мощный ГТД. В 1964 г. «Сюд Авиасьон» заключила с немецкой фирмой «Бёлков» соглашение о совместном создании несущего винта со стек- лопластиковыми лопастями и бесшарнирной втулки. Для того времени это было прорывное решение, так как позволяло создать легкую и прочную конструкцию, способную выдерживать различные повреждения при высокой усталостной прочности и упрощенном обслуживании.

Вместо рулевого винта был выбран «фенестрон» (многолопастный винт в кольцевом канале), а для фюзеляжа «Газели» отдали предпочтение полумо- нококовой конструкции. В конструкции центральной и задней частей фюзеляжа применили сотовые панели, в то время как хвостовая балка и вертикальное оперение изготавливались из листового проката.

Сначала вертолет обозначался как Х-300, но ко времени первого полета (7 апреля 1967 г.) он стал известен как SA 340. В июле 1968 г. вертолету придумали название «Сюд Газель», но с 1 января 1970 г. (когда вместо «Сюд Авиасьон» появилась новая фирма «Аэроспасьяль») слово «Сюд» из вертолетного имени убрали. Возникшие во время испытаний вертолета различные проблемы привели к задержкам в поставках.

Первые экземпляры «Газелей» поступили на вооружение армейской авиации Франции (ALAT) в 1973 г., где ни сразу стали заменять старые «Алуэтты» II. Первые машины были построены по исходному проекту и оснащались ГТД Турбомека «Астазу» III. Не обладая достаточной мощностью, этот двигатель заставил ограничить взлетную массу до 1800 кг. В конце 1973 г. фирма «Аэроспасьяль» приступила к испытаниям вертолета SA 342, который при поступлении на службу в ALAT стал обозначаться SA 342М «Газель». У этой машины взлетную массу довели до 1900 кг за счет более мощного ГТД «Астазу» XIVM. В 1985 г. «Аэроспасьяль» начала постав ки еще более совершенного вертолета SA 342L.

Маневренная «Газель» и по сей день состоит на вооружении ALAT. Существует несколько ее вариантов. Исходной считается SA 341F, используется для разведки, связи и в учебно- тренировочных целях, а также для перевозки высокопоставленных лиц (VIP-вариант). Модификация SA 431F2 оснащена 20-мм пушкой М621 и применяется для огневой поддержки армейских подразделений и борьбы с вертолетами противника. Другой вариант SA 342ML1 «Газель» АТАМ может нести до четырех управляемых ракет класса воздух – воздух Матра/БАе Дайеэмикс «Мистраль» для ближнего воздушного боя. Противотанковый вертолет SA 342М вооружен четырьмя ПТУР Евромиссиль НОТ, которые способны уничтожать бронированную технику на расстоянии до 4000 м. Этот вертолет в последнее время снимается с вооружения и частично заменяется наиболее совершенной модификацией SA342M1 «Газель Вивиана», имеющей лазерный дальномер и тепловизионный прицел для ПТУР НОТ. Для компенсации увеличения взлетной массы пришлось применить несущий винт с лопастями от вертолета Еврокоптер «Экюрей». С появлением на вооружении подразделений ALAT новых боевых вертолетов Еврокоптер «Тигр» устаревающие «Газели» начали постепенно выводиться в запас.

Относительная дешевизна, простота в обслуживании и хорошие летные качества сделали «Газель» очень популярной во многих странах мира. Этот вертолет очень ценят летчики за высокую маневренность, низкую визуальную заметность, малые радиолокационную и тепловую сигнатуры и великолепный обзор из кабины. Во время войны в Персидском заливе вертолеты «Газель» успешно применяли ПТУР НОТ против иракских танков и БТР.

В соответствии с соглашением 1967 г. английская фирма «Уэстленд» получила лицензию на постройку «Газелей». В 1973 г. в армейские воздушные части стали поступать первые вертолеты. В 1983 г. сборочная линия закрылась, к этому времени «Уэстленд» построила 282 вертолета. Все эти вертолеты (за исключением 10 гражданских «Газелей» и двух машин для полиции Катара) использовались в английских вооруженных силах в качестве разведывательно-связных, в также для подготовки экипажей для службы в ВМС и ВВС Великобритании.

В настоящее время число «Газелей» в Великобритании неуклонно сокращается. В Королевских ВВС им на смену приходят вертолеты Еврокоптер AS 355F1 «Твин Скуиррел», а морской и армейской авиации задачи, выполнявшиеся «Газелями», в основном стали возлагаться на вертолеты «Линкс». Во время войны на Фолклендских островах там находились «Газели», обеспечивающие действия армии и морской пехоты Великобритании. Они принесли большую пользу, но оказались очень подвержены пулеметному огню.


Совершая полет на уровне верхушек деревьев, вертолет SA 342 пускает ПТУР НОТ. Ракета НОТ, созданная совместно Францией и Германией, размещается в цилиндрическом пусковом контейнере и управляется по проводам


Было построено свыше 1500 «Газелей», они находились в эксплуатации почти в 40 странах мира и на вооружении 29 армий различных стран. В настоящее время 21 страна продолжает использовать вертолет, среди этих стран Сербия, Камерун, Египет, Ирландия, Ливия и ОАЭ.

Вертолеты «Газель» в армии Ирака использовались во время первой войны в Персидском заливе против войск и бронетанковой техники Ирана. Сирия безуспешно применяла свои «Газели» против израильских войск во время вторжения в Ливан в 1982 г. Израилю даже удалось захватить целый вертолет и перекрасить его в свои национальные цвета. Армии бывшей Югославии и Сербии имели на вооружении большое число «Газелей», построенных по лицензии фирмой «Соко», но за период многолетних военных конфликтов их количество определить сейчас сложно.

Несмотря на возраст, вертолеты «Газель» продолжают занимать достойное место в вооруженных силах ряда государств. В настоящее время вертолеты уже не соответствуют современным требованиям ведения вооруженной борьбы, но во всех других аспектах они остаются настоящими военными летательными аппаратами.


«Газель» АН.Мк.1

Армии Франции и Великобритании все еще являются главными пользователями вертолетов «Газель», применяя их в качестве разведывательно-связных. На схеме показан вертолет «Газель» АН.Мк.1, принадлежащий Центру подготовки армейской авиации Великобритании в Миддл-Уоллопе. В этом Центре проходили начальную подготовку все английские вертолетчики. Сейчас для учебных целей используют вертолеты AS 350 «Скуиррел».

Внешние подвески

Вертолет может нести на балочных держателях различное вооружение или специальное оборудование. В состав спецоборудования может входить контейнер с разведывательным оборудованием SX-16 «Найтсан» производства канадской фирмы «Спектролэб», тепловые ловушки калибром 102 мм и контейнеры с PC калибром 68 мм.

Рулевой винт-фенестрон

В вертикальном оперении находится кольцевой канал, внутри которого размещается 13-лопастный фенестрон. Его лопасти, изготовленные из легкого материала, могут менять угол установки, обеспечивая управление по тангажу. Недостаток фенестрона заключается в том, что в полете на режиме висения он требует большей мощности. Зато находясь в кольцевом обтекателе, он способствует большей безопасности для людей.

Пассажирские сиденья

В задней части кабины расположен удобный трехместный диван, а за ним находится небольшой багажный отсек. При необходимости все это снимается, кресло левого летчика складывается, освобождая место для носилок.

Радиооборудование

В состав комплекса ARC 840 входят две дипольные антенны для определения положения вертолета по радиомаяку. Под хвостовой балкой находится антенна для радиосвязи.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх