Боинг АН-64 «Апач»

Вертолет «Апач», считающийся первым в мире настоящим вертолетом-штурмовиком, получил признание во время операции «Шторм в пустыне». Именно эти вертолеты выполнили первое боевое задание на этой войне, уничтожив в первый же день иракские оборонительные позиции.

Вертолет АН-64 «Апач» объединил в себе вертолетные качества с огневой мощью самолета-штурмо- вика. Как и пехотинец,вертолет АН-64 может оперативно маневрировать с целью наиболее эффективного использования своего вооружения. Он также способен укрываться в складках местности, резко «нырять», внезапно появляться и оперативно реагировать на быстро меняющуюся боевую обстановку. Но, в отличие от пехотинца, он может быстро доставлять свое тяжелое вооружение на большое расстояние. Действуя на поле боя совместно с самолетами радиоэлектронной разведки и связи Нортроп Грумман Е-8 J-STARS, вертолет «Апач» становится решающим фактором в успехе военной операции.

С виду неуклюжий и похожий на странного жука, вертолет преображается, когда несет ПТУР «Хэллфайр», неуправляемые ракеты «Гидра» и пушку М230 «Чейн Ган». Этому мощному арсеналу помогает эффективная система высокотехнологичных датчиков (оптоэлектронных и тепловых), которые в любое время суток позволяют бороться с врагом.

Вертолет «Апач» был задуман и разработан в годы «холодной войны», так как Западу требовалось адекватное средство против тяжелых танков. Сегодня уже почти забыто время, когда странам НАТО угрожали десятки тысяч танков, находящихся на вооружении Советского Союза и его союзников по Варшавскому Договору. Вертолет «Апач» способен обнаружить танк и уничтожить его, при этом он может использовать складки местности, чтобы незаметно приблизиться к цели. Когда все готово для удара, вертолет резко «подскакивает» из-за укрытия и применяет свое смертельное оружие, будучи недосягаемым для танкового оружия. Если ситуация складывается не так, как нужно, то вооружение «Апача» позволяет ему вести бой и на ближних дистанциях.


Несмотря на оснащение самой современной авионикой вертолеты АН-64 «Апач» могут успешно действовать в простых условиях. На фото показаны вертолеты, находящиеся в Германии, где много лет тому назад они предназначались для предотвращения вторжения советских бронетанковых частей


Вертолет «Апач» обладает высокой маневренностью Эта способность вытекает из требований, предусматривавших полет на малой высоте с целью защиты от вражеского огня. Однако высокая маневренность существенно снижается, когда вертолет несет тяжелую боевую нагрузку. Решение использовать «Апач» для борьбы с воздушными целями также отражается на его летных характеристиках. На концах крыла вертолет может нести управляемые ракеты класса воздух – воздух «Стингер». В британской армии вместо «Стингеров» вертолеты вооружены ракетами Шорт «Старстрик» или «Хзлстрик»


В атаку вертолет «Апач» выходит, когда он находится вне досягаемости огня противника. Вертолет может нести различные типы высокоточного управляемого оружия, но при поражении слабо защищенных целей высокую эффективность доказали неуправляемые PC. которые могут снаряжаться различными боевыми частями (фугасными, осколочными, зажигательными и др.)


Левый рисунок. Вертолет окрашен зеленой полиуретановой краской, стойкой к химическому воздействию. Эмблемы эскадрилий и другие «художества» практически отсутствовали, что вызывало досаду у пилотов, которым казалось, что они относятся к летчикам «второго сорта». Лишь недавно разрешили рисовать эмблемы вертолетных эскадрилий


Вертолеты «Апач» способны выполнять свою задачу, несмотря на некоторые ограничения. Многие из находящихся на вооружении вертолетов не имеют систему спутниковой навигации GPS и оборудование для выполнения длительных полетов в режиме следования рельефу местности. Являясь продуктом 1970-х годов, вертолет АН-64 в большей степени «аналоговый» боец, а не «цифровой». Чтобы заложить в вертолетные системы план боевого задания, необходимо проделать долгую и трудную работу, причем этот план сначала надо написать на бумаге. «Апачи» выполняют задание группой, и если связь в группе потеряна, то и выполнить поставленную задачу уже нельзя. Экипажи вертолетов на себе проверяют правдивость высказывания немецкого военного теоретика и генерала Карла Клаузевица, который говорил, что «при соприкосновении с противником ни одни план не выживает». Пилоты должны летать и сражаться в стрессовой ситуации, надеясь, что все ответы на поставленные вопросы оказались правильными до того момента, когда начнется стрельба.

Стрелок-оператор и пилот сидят тандемом в двухместной кабине. Экипаж имеет прекрасный обзор и может эффективно управлять вертолетом. Вертолет быстро реагирует на команды от органов управления. Колесное шасси обеспечивает свободное перемещение по земле.

Боевой вертолет АН-64 «Апач» – грозное оружие. Но не он был первым в этом качестве. Первенство на рынке боевых винтокрылых машин принадлежит вертолету Белл AH-1G «Хью Кобра», дебют которой состоялся в годы вьетнамской войны.

В настоящее время в шести странах, имеющих на вооружении вертолеты «Апач», осуществляются программы их дальнейшего совершенствования. Цель этих программ заключается в том, чтобы в конструкцию вертолета, созданного в 1970-х годах, внедрить современные радиолокационные системы и цифровую авионику. Когда-то вертолет «Апач» рассматривался только как противотанковое средство, а сейчас он превращается в эффективное и мощное многоцелевое оружие поля боя XXI столетия.


Верхний рисунок. Опытный вертолет YAH-64 AV-02 на начальном этапе летных испытаний. Видны первоначальные форма носового обтекателя, кабина экипажа и хвостовое Т-образное оперение

Опытный вертолет YAH-B4AV-03 с макетами ПТУР «Хэллфайр». На фото четко виден закрылок на крыле вертолета. В дальнейшем его убрали


История разработки вертолета «Апач»

Боевой вертолет Хьюз АН-64 «Апач» имеет долгую историю, полную технических и финансовых страстей. Несмотря на все трудности, сейчас этот вертолет является наиболее эффективным винтокрылым штурмовиком из всех, находящихся на вооружении.

В августе 1972 г. армия США опубликовала официальный запрос на предложения по созданию на конкурсной основе усовершенствованного боевого вертолета нового поколения ААН (Advanced Attack Helicopter). Вертолет ААН рассматривался как замена вертолетам Белл АН-1 «Кобра», которые сыграли важную роль на заключительном этапе войны во Вьетнаме. Главной задачей будущего вертолета ААН были ночные ударные операции на европейском театре военных действий. В ответ на запрос пять вертолетостроительных фирм США представили свои предложения. Это были фирмы «Белл», «Боинг-Вертол»(совместно с фирмой «Грумман»), «Хьюз», «Локхид» и «Сикорский». Из них фирма «Белл» считала себя, не без оснований, потенциальным победителем. Действительно, из всех конкурсантов фирма «Белл» обладала наибольшим опытом в создании боевых вертолетов. Разработанный ею вертолет YAH-63 («Модель 409») с виду выглядел вполне безупречно. Фирма «Хьюз» создала какой-то угловатый и неуклюжий вертолет «Модель 77», получивший в американской армии обозначение YAH-64.

22 июня 1973 г. министерство обороны США объявило, что для дальнейшей разработки и сравнительных испытаний выбраны вертолеты Белл YAH-63 и Хьюз YAH-64. Так начался первый этап программы ААН. Каждой фирме поручили построить по три вертолета: два летных и один для наземных испытаний, так называемый вертолет GTV (Ground Test Vehicle). К июню 1975 г. фирме «Хьюз» удалось приступить к наземным испытаниям первого летного опытного вертолета AV-01 (Air Vehicle-01). На этом вертолете отрабатывались силовая установка и некоторые системы. Для летных испытаний предназначался вертолет AV-02. Следует отметить, что вертолет AV-01 так никогда и не взлетел, фактически он выполнял роль вертолета GTV.

Фирма «Белл» опережала конкурента. Еще в апреле 1975 г. был готов вертолет YAH-63 GTV, который заставил фирму «Хьюз» ускорить разработку своего вертолета. В результате первый полет опытного вертолета YAH-64 состоялся 30 сентября 1975 г., на день раньше вертолета YAH-63.

Началась интенсивная программа летных испытаний. Сначала это были заводские испытания, а потом сравнительные в армии США. В этот момент вместо предлагавшихся ПТУР «Тоу» было решено вооружить вертолет ААН ракетами Рокуэлл «Хэллфайр». ПТУР «Хэллфайр» специально создавалась для вертолетов. Это была ракета с лазерным наведением, способная поражать цели на расстоянии более 6 км. В ней был заложен принцип «выстрелил и забудь», т. е. после пуска вертолет должен был скрываться, а управление ракетой переходило к наземному оператору, обеспечивавшему лазерную подсветку цели.

10 декабря 1976 г. после анализа итогов сравнительных испытаний армия объявила вертолет Хьюз YAH-64 победителем программы ААН. Во время первого этапа испытаний у этого вертолета были различные проблемы, пришлось даже переделывать несущий винт: увеличили длину вала несущего винта, а законцовки лопастей сделали стреловидными. Масса планера опытного вертолета оказалась завышенной, чтобы ее уменьшить, фирма «Хьюз» изменила конструкцию оперения и применила облегченную систему «Блэк Хоул» для снижения температуры выхлопных газов.

В соответствии с контрактом на второй этап испытаний фирма «Хьюз» была обязана построить три вертолета АН-64 и один вертолет GTV (отвечающие серийному стандарту) и завершить интеграцию системы вооружения и датчиков. Первый полет вертолета AV-02, модифицированного в серийный вариант, состоялся 28 ноября 1977 г. В апреле 1979 г. начались пуски ПТУР «Хэллфайр». На опытных вертолетах испытыва- лись две системы целеуказания и ночного видения TADS/PNVS (Target Acquisition and Designation Sight/Pilot's Night Vision Sensor). На вертолете AV-02 стояла система фирмы «Мартин-Мариэтта», а на машине AV-03 – фирмы «Нортроп».


Испытания ПТУР «Хэллфайр» на вертолетах «Апач» начались в 1980 г. Увеличенная дальность полета этой ракеты внесла значительный вклад в повышение боевой живучести вертолета, так как при ее пуске он находился вне пределов досягаемости оружия противника. На начальном этапе испытания выявились различные проблемы с системой лазерного наведения ПТУР. Оказалось, что туман, дым, пыль и дождь ограничивают возможности лазера


Официальная передача первого боевого вертолета АН-64А «Апач» армии США в сентябре 1983 г. проходила на сборочном комплексе в Меса (шт. Аризона), специально построенном для серийного выпуска вертолетов


16 марта 1980 г. поднялся в воздух вертолет AV-06, последний из установочной серии из трех машин, предусмотренных на втором этапе испытаний. На этом вертолете впервые применили низкорасполженный цельноповоротный стабилизатор и рулевой винт с увеличенным диаметром. В апреле 1980 г. в программе разработки вертолета наступил важный момент – фирма «Мартин-Мариэтта» победила в конкурсе на систему TADS/PNVS.

1980-й год завершился на трагической ноте. 20 ноября вертолет AV-04 выполнял полет с целью испытаний системы управления углом установки горизонтального стабилизатора. Вертолет сопровождал самолет T-28D, в кабине которого сидел кинооператор. В один из моментов оба летательных аппарата сблизились на опасное расстояние и столкнулись. В катастрофе выжил только пилот самолета.

В мае 1981 г. вертолеты AV-02, 03 и 06 были переданы армии для заключительных оценочных испытаний в учебном центре в Форт-Хантер-Лиггете. Все прошло удачно. В результате этих испытаний приняли решение установить на вертолет новую модификацию ГТД Дженерал Электрик T700-GE-701 мощностью по 1690 л. с. Позднее в этом году вертолету присвоили название «Апач».

15 апреля 1982 г. было получено долгожданное разрешение приступить к полномасштабному серийному производству вертолетов «Апач». Армия США объявила, что закупит 536 вертолетов, но затем была вынуждена ограничиться покупкой 446 машин. Исходя из этого, фирма «Хьюз» рассчитала, что программа производства будет стоить 5,994 млрд. долл. В армии всегда понимали, что уложиться в расчетную цену одного вертолета, равную 1,6 млн. долл. (в ценах 1972 г.), не удастся. Теперь же., по оценкам фирмы «Хьюз», цена одной машины подскочила до 13 млн. долл. (к концу 1982 г. она возросла до 16,2 млн.). Не случайно программа боевого вертолета ААН попала под огонь критики в правительстве США. Но у «Апача» имелись влиятельные друзья. Командующий вооруженными силами НАТО в Европе генерал Бернард Роджерс направил 22 июля 1982 г. письмо сенаторам, выступавшим против программы ААН. В этом письме он рассказал об угрозе, которую несут Западной Европе войска Варшавского Договора, особенно их танковые армии. Свое послание генерал закончил так: «Нам в Европе срочно нужны вертолеты АН-64, мы не можем себе позволить, чтобы их танки шли как по гладкой доске».

30 сентября 1983 г., спустя восемь лет после первого полета, на заводе фирмы «Хьюз» в Меса (шт. Аризона) для армии США состоялась официальная презентация первого серийного вертолета «Апач». Руководитель проекта бригадный генерал Чарльз Дренц тогда объявил, что начальная цена одного вертолета равна 7,8 млн. долл. (по курсу 1984 г.) или 9 млн. долл. по текущему курсу. С учетом затрат на НИ- ОКР эта цена достигает почти 14 млн. долл. Фирма «Хьюз» планировала к 1986 г. довести серийное производство вертолетов до 12 единиц в месяц. Таким образом, в бюджете министерства обороны США на 1985 ф. г. предусматривалась закупка 144 вертолетов. В следующем 1986 ф. г. планировалось приобрести также 144 машины, а в 1987 ф. г. – всего 56.

Первый, по-настоящему серийный вертолет АН-64 PV-01 выполнил 9 января 1984 г. первый полет продолжительностью 30 мин. К этому времени опытные машины провели в воздухе свыше 4500 ч. Это событие произошло после того, как 6 января стало известно, что фирма «Хьюз» становится дочерним предприятием корпорации «Макдоннелл-Дуглас».

Церемония передачи первого вертолета АН-64А американской армии состоялась 26 января 1984 г. В действительности, это была формальная процедура, поскольку первая серийная машина PV-01 осталась в собственности фирмы «Хьюз/Макдон- нелл-Дуглас». Фактически первым вертолетом «Апач», который армия могла считать своей собственностью, оказалась машина под номером PV-13.

Именно на этом вертолете армейские летчики улетели к себе на базу.

Первые серийные «Апачи» сначала попадали в учебно- тренировочные эскадрильи на базах в Форт-Юстисе (шт. Вирджиния), где находился центр подготовки специалистов по обслуживанию и логистике, и Форт-Ракере (шт. Алабама), где готовились летные экипажи. Была объявлена программа закупок вертолетов «Апач»: 138 – в 1985 ф. г., 116 – в 1986 ф. г., 101 – в 1987 ф. г., 77-в 1988 ф. г., 54 – в 1989 ф. г., 154 – в 1990 ф. г. и еще 10 вертолетов, но уже только в 1995 ф. г. Если учесть шестерку опытных и предсерийных вертолетов, а также 171 вертолет, заказанный в первой половине 1980-х годов, то общее число закупок достигло 827 единиц. Первой штатной вертолетной частью стал 7-й батальон 17-й кавалерийской бригады, в котором в апреле 1986 г. началась 90- дневная переподготовка. Последний, 821-й серийный вертолет АН-64А «Апач» был поставлен на вооружение 30 апреля 1996 г.


АН-64А «Апач»

Изображенный здесь боевой вертолет АН-64А «Апач» был одним из вертолетов, поставленных в 1987 г. в 6-ю кавалерийскую бригаду на базе в Форт-Худе (шт. Техас). В 1986-1988 гг. в состав этой бригады входили три батальона вертолетов АН-64А. В 1988 г. 2-й батальон был переброшен в Западную Германию, став первым заморским подразделением вертолетов «Апач». В настоящее время 6-я бригада держит вертолеты «Апач» на базах в Южной Корее.

Несущий винт

Втулка несущего винта вертолета «Апач» шарнирного типа. Лопасти имеют стальной лонжерон, к которому крепятся отсеки с сотовым заполнителем номекс со стеклопластиковой обшивкой. Они выдерживают попадание 23-мм снарядов. Над втулкой несущего винта на удлиненной штанге находится датчик воздушных параметров, известный под названием «Пейсер». Этот датчик измеряет температуру воздуха, давление и скорость, его показания чрезвычайно важны для работы приборного оборудования и системы управления огнем.

Пушка М230Е1 «Чейн Ган»

Изначально пушка М230Е1 калибром 30 мм была разработана для самолетов. Обладает сравнительно небольшой дальностью стрельбы. Пушка известна под названием «Чейн Ган». Она обладает высокой точностью стрельбы, но используется главным образом для того, чтобы не давать противнику поднимать голову. Управление пушкой может осуществляться пилотом и стрелком с помощью нашлемных прицелов, т. е. она отслеживает поворот головы члена экипажа. Во время операции «Шторм в пустыне» использовались стандартные бронебойные снаряды М789, способные пробивать броню иракских танков Т-55


Система снижения температуры выхлопных газов «Блэк Хоул»

Боевой вертолет подвергается опасности со стороны поражению переносных зенитных ракетных комплексов с тепловой головкой самонаведения, например российских ракет «Стрела» или «Игла». При разработке вертолета «Апач», учитывая особенности его боевого применения, стояла задача сделать его тепловую заметность как можно меньше. С этой целью фирма «Хьюз» спроектировала оригинальную систему снижения температуры выхлопных газов «Блэк Хоул»(«Черная дыра»), которая представляет собой большие коробчатые обтекатели вокруг двигателей. Система «Блэк Хоул» засасывает наружный воздух, который охлаждает выхлопные газы и, используя специальные теплопоглощающие материалы, уменьшает температуру выхлопа.

ПТУР «Хэллфайр»

Противотанковая ракета Рокуэлл AGM-114 «Хэллфайр» является основным оружием вертолета АН-64А «Апач». В ней сочетаются высокая точность системы лазерного наведения, большая дальность полета (самая высокая из всех существующих ПТУР) и мощная боевая часть (БЧ), способная уничтожать любой танк за одно попадание. Точная дальность полета ракеты «Хэллфайр» держится в секрете, но она, несомненно, превышает 8 км. Сейчас армия США принимает на вооружение новую модификацию AGM-114K «Хэллфайр» II, которая появилась в результате опыта войны в Персидском заливе в 1991 г. Ракета «Хэллфайр» II имеет усовершенствованную лазерную головку, новый автопилот и модернизированную БЧ. У предыдущих ПТУР «Хэллфайр» БЧ состоит из сформированного взрывчатого заряда (ВЗ), внутри которого находится медный сердечник. Когда ракета попадает в цель (например, в танк), то с помощью ВЗ сердечник пробивает броню, в образовавшееся отверстие врывается струя расплавленного металла, уничтожая все на своем пути. На ракете «Хэллфайр» II используется кумулятивная тандемная БЧ, а медный сердечник заменен на стальной.

Рулевой винт

Рулевой винт вертолета «Апач» имеет необычную Х-образную форму, его лопасти установлены асимметрично под углом 60 и 120° относительно друг друга. Такая конфигурация позволяет снизить уровень шума рулевого винта, вносящего главный вклад в акустические характеристики любого вертолета. Новая форма рулевого винта позволяет загружать вертолет АН-64А в грузовую кабину военно-транспортного самолета, не снимая винт.

Вооружение под крылом

В обычный состав вооружения вертолета входит комбинация из ПТУР AGM-114 «Хэллфайр» и контейнеров с PC, что улучшает эксплуатационную гибкость машины, позволяя поражать различные цели. Максимально вертолет может взять 16 ПТУР. В этом случае он является чисто противотанковым. PC калибром 70 мм используются для поражения целей на небольшом расстоянии.

Оборонительные системы

Вертолет оснащен системой предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-39(V)1, антенны которой находятся в различных местах фюзеляжа от носа до хвоста. Может использоваться система радиоэлектронного противодействия AN/ALQ-136. Ближе к концу хвостовой балки могут размещаться системы отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей М130, рассчитанные на 30 выстрелов и защищающие вертолет от зенитных ракет с тепловыми или радиолокационными средствами наведения. Под несущим винтом находится система AN/ALQ 144(V) «Диско Лайт» для подавления работы тепловизионных средств противника.

Ракеты класса воздух – воздух

В 1980-х годах в США состоялись испытания по применению на вертолетах «Апач» управляемых ракет класса воздух – воздух. В этих испытаниях использовались ракеты AIM-9 «Сайдуиндер» и авиационный вариант переносной зенитной ракеты «Стингер». Однако испытания английской ракеты «Старстрик» (в вертолетном варианте «Хелистрик» показали, что она по точности превосходит американские. Не исключено, что вертолеты WAH- 64 (находящиеся на вооружении английской армии) станут первыми в семействе вертолетов «Апач», оснащенными ракетами класса воздух – воздух. Возможно, потом такими ракетами заинтересуется армия США.


Боинг АН-64А «Апач»

Вертолет АН-64А «Апач» из 1-й авиационной тренировочной бригады армии США (Форт-Ракер, шт. Алабама). Все вертолеты этой бригады, базировавшиеся в Форт-Ракере, имели на борту большие белые опознавательные знаки. Курсанты, прошедшие начальное обучение на вертолетах АН-64А, затем в течение 12 недель проходили курсы усовершенствования в 14-й эскадрилье


Компоновочная схема вертолета АН-64А «Апач»

I – сканирующее устройство системы ночного видения;

2-система PNVS;

3 – гиростабилизирован- ная турель с оптоэлек- тронными датчиками и целеуказателем;

4 – сканирующее устройство системы целеуказания TADS:

5 – корпус мотора, обеспечивающего разворот по азимуту;

6 – подвижная турельная установка системы TADS/PNVS;

7- мотор привода турели;

8-крепление датчиков;

9 – зеркало заднего вида;

10-люки для доступа в носовой приборный отсек;

11 – терминальный блок;

12- преобразователь сигналов:

13- педали путевого управления в кабине стрелка;

14 – передняя антенна системы предупреждения о радиолокационном облучении;

15 – ствол пушки М230Е1 «Чейн Ган»;

16 – боковой обтекатель;

17 – магистраль подачи воздуха в систему охлаждения отсека авионики;

18 – бронеплиты кабины экипажа, усиленные волокнами бора;

19 – откидная ручка управления в кабине стрелка;

20- панель управления вооружением:

21 – корпус приборной панели;

22-стеклоочиститель;

23 – лобовое бронестекло кабины стрелка:

24 – видоискатель прицела;

25 – лобовое бронестекло кабины пилота;

26 – стеклоочиститель

27 – сиденье стрелка с броней из кевлароплас- тика;

28 – привязные ремни;

29 – боковая приборная панель;

30 – рычаги управления двигателями;

31 – левый и правый отсеки авионики в боковых обтекателях;

32 – створка для доступа в отсек авионики;

33 рычаг управления общим шагом:

34 – стойкая к повреждениям конструкция кресла;

35 – педали путевого управления 8 кабине пилота;

36 – боковая панель остекления:

37 – приборная доска в кабине пилота;

38 – прозрачная перегородка из акрилового стекла между кабинами:

39 – правая боковая панель остекления, служащая дверью в кабину стрелка:

40- контейнер с PC калибром 70 мм; 41 – подкрыльный пилон на правой консоли крыла; 42- верхняя панель остекления кабины пилота:

43 – корпус приборной панели;

44 – сиденье пилота с броней из кевлароплас- тика;

45 – рычаг управления общим шагом;

46 – боковая приборная панель;

47- рычаги управления двигателями:

48 – пол кабины пилота;

49 – крепление амортизатора основной опоры шасси;

50 – беззвенный рукав боепитания;

51 – передний топливный бак (общая емкость топливных баков 1420 л);

52 – соединительные тяги системы управления;

53 – жалюзи системы вентиляции кабины экипажа;

54 – панель установки дисплея;

55 – поручни-ступени для технического обслу живания:

56 – гидроцилиндры системы управления несущим винтом (три);

57 – щелевой воздухозаборник системы вентиляции;

58 – УКВ антенна;

59 – правая консоль крыла;

60-лопасть несущего винта;

81 – многослойная конструкция узла крепления лопасти к втулке;

62-демпферы вибрации;

63-корпус осевого шарнира;

64 – штанга-мачта с датчиками воздушных данных;

65 – ступица втулки несущего винта;

66 – горизонтальный шарнир:

67-зластомерные демпферы;

68 – тяга управления углом установки лопасти:

69 – тарелка автомата перекоса;

70 – вал несущего винта;

71 – вал ВСУ:

72 – смесительные тяги управления втулкой несущего винта; 73-опора крепления главного редуктора; 74 -теплообменники масляной системы охлаждения трансмиссии:

75-тормоз несущего винта;

76 – главный редуктор;

77 – силовая фирма главного редуктора;

78 – генератор:

79 – вал привода от левого двигателя:

80 – силовая площадка для установки редуктора;

81 – тяга системы управления рулевым винтом;


82 – магазин боеприпасов:

83 – узлы крепления консоли крыла:

84 – редуктор двигателя;

85 – воздухозаборник двигателя:

86 – масляный бак двигателя;

87 – ГТД Дженерал Электрик T700-GE-701;

88 – сепаратор посторонних частиц на воздухозаборнике;

89 – редуктор привода вспомогательные агрегатов двигателя;

90 -теплообменник;

91 – газовая турбина ВСУ и стартер/генератора;

92 – панели обтекателя правого двигателя (откидываются при техническом обслуживании);

93 – выхлопные трубы правого двигателя:

94 – выхлопное сопло ВСУ;

95-оборудование для управления воздушной системой и СЖО; 96 – жалюзи на выхлопном отверстии теплообменника;

97 – сепаратор посторонних частиц на выхлопном смесителе;

98 – система снижения температуры выхлопных газов «Блэк Хоул»;

99 – гидравлический бак:

100 – задний обтекатель главного редуктора и отсека силовой установки;

101 – платформа для технического обслуживания:

102-тяга управления рулевым винтом;

103 – гаргрот для вала трансмиссии рулевого винта;

104 – вал трансмиссии рулевого винта;

105 – подшипниковые опоры и соединительные муфты:

106 – промежуточный редуктор с коническими шестернями:

107- конструкция концевой бапки-киля;

108 – вал привода рулевого винта;

109 – цельноповоротный стабилизатор;

110- корпус редуктора рулевого винта;

111 – редуктор рулевого винта:

112 – обтекатель законцовки киля;

113 – хвостовая антенна системы предупреждения о радиолокационном облучении;

114 – хвостовой АНО;

115 – хвостовые секции киля с круткой для улучшения путевой устойчивости;

116 – силовой привод системы управления общим шагом рулевого винта:

117-втулка рулевого винта;

118-лопасти X- образного рулевого винта;

119 – конструкция стабилизатора;

120 – привод стабипизатора;

121 – самоориентирующаяся хвостовая опора; 122-амортизатор хвостовой опоры;

123 – Y-образное крепление хвостовой опоры;

124 – технологические поручни-ступени:

125 – гидроусилитель системы поворота стабипизатора,

126 – узел крепления концевой балки-киля;

127 – блок отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей:

128 – кольцевые шпангоуты хвостовой балки;

129 – антенна системы предупреждения о радиолокационном облучении.

130 – конструкция хвостовой балки;

131 – УКВ антенна;

132 – рамочная антенна автоматического радиокомпаса:

133 – фиксированная антенна автоматического радиокомпаса; 134-люк;

135 – технологические поручни-ступени;

136 – отсек радиоэлектронного оборудования:

137 – задний топливный бак;

138 – противопожарная облицовка отсека с топливным баком;

139 – ВЧ антенна:

140 – стальные лонжероны лопастей несущего винта;

141 -стеклопластиковые подкрепляющие элементы:

142 – хвостовыв секции лопастей с сотовым наполнителем;

143 – стеклоппастиковая обшивка лопасти;

144 – фиксированный триммер;

145 – стреловидная законцовка лопасти:

146 – разрядник статического электричества:

147 – щиток-закрылок;

148 – нервюры крыла:

149 – консоль крыла с двумя лонжеронами:

150 – правый АНО и проблесковый огонь;

151 -левые подкрыльные пилоны для подвески вооружения;

152 – контейнер с 19 PC калибром 70 мм;

153 – ПТУР Рокуэлл AGM-114 «Хэллфайр»;

154 – направляющие ракет;

155-задний зализ бокового обтекателя; 156 – подножка для летчика;

157- пневматик левой основной опоры:

158 – подкос основной опоры шасси;

159 – амортизатор;

160 – подножка для стрелка;

161 – фиксированный шкворень основной опоры шасси;

162 – лента подачи снарядов к пушке и желоб возврата стреляных гильз;

163 – поворотный механизм пушки;

164 – механизм азимутального поворота пушки:

165 – пушка Хьюз М230Е1 «Чейн Ган» калибром 30 мм;

166-дульный тормоз


Высокие эксплуатационные качества, показанные вертолетами «Апач» во время операции «Шторм в пустыне», подтолкнули некоторые страны (например, Грецию, Великобританию и Нидерланды) к ускорению выбора нового боевого вертолета для своих вооруженных сил, а существующих покупателей (например, Саудовскую Аравию и ОАЗ) – к принятию решения о закупке дополнительных машин. К настоящему времени на экспорт поставлено более 200 вертолетов «Апач»


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

АН-64 «Апач»

Размеры

Длина с вращающимися винтами 17,76 м Диаметр несущего винта 14,63 м Ометаемая площадь 168.11 м2 Диаметр рулевого винта 2,79 м Ометаемая площадь 6,13 м2 Размах крыла 6.23 м Высота вертолета по втулку несущего винта (АН-64А) 3,84 м С учетом надвтулочной РЛС (AH-64D) 4,95 м

Размах стабилизатора 3.45 м База шасси 10.69 м Колея шасси 2,03 м

Силовая установка

АН-64А: 2 ГТД Дженерал Электрик T700-GE-701 мощностью по 1695 л. с. и, начиная с 604-го серийного вертолета, 2 ГТД T700-GE-701C мощностью по 1890 л. с. AH-64D: 2 ГТД Дженерал Электрик T700-GE-701 с увеличенной мощностью по 1800 л. с.

Массы и нагрузки

Масса пустого вертолета 5165 кг (АН-64А) и 5350 кг (AH-64D) Нормальная взлетная масса 6552 кг, Максимальная взлетная масса 9525 кг (с ГТД T700-GE-701) или 10 430 кг (с ГТД T700-GE-701C при выполнении перегоночного полета) Максимальная боевая нагрузка на внешних подвесках 772 кг

Топливо

Максимальная масса топлива во внутренних баках 1157 кг Масса топлива в четырех ПТБ 2710 кг

Летные характеристики

Максимальная крейсерская скорость

293 км/ч (АН-64А) и 260 км/ч (АН- 64D)

Непревышаемая скорость 365 км/ч, Максимальная скороподъемность на уровне моря 12,7 м/с (АН-64А) и 7,5 м/с (AH-64D) Эксплуатационный потолок 6400 м Эксплуатационный потолок с одним работающим двигателем 3290 м Статический потолок без учета влияния земли 3505 м (АН-64А) и 2890 м (AH-64D)

Максимальная дальность полета без бое вой нагрузки 480 км (АН-64А) и 407 (AH-64D)

Перегоночная дальность с топливом во внутренних баках и ПТБ 1900 км Продолжительность полета на высоте 1220 м 1 ч 50 мин Максимальная перегрузка 3,5

Вооружение

Одна пушка Хьюз М230Е1 «Чейн Ган» калибром 30 мм под фюзеляжем (боезапас 1200 снарядов, скорострельность 625 выстрелов в минуту). На четырех подкрыльных пилонах возможна подвеска до 16 ПТУР Рокуэлл AGM-114A или -114L «Хэллфайр» или контейнеры с 70-мм PC (до 77 снарядов).


Вертолет «Апач» обладает высокой маневренностью. Он может выполнять «бочки» с угловой скоростью 100 град./с, что в большей степени характерно для истребителя, а не для вертолета. Возможность совершать полет с перегрузкой 3,5 (обычно перегрузка для вертолетов не превышает 2) позволяет экипажу выполнить маневр, который позволит занять выгодную позицию для удара по цели или уйти от опасности, спасая свою жизнь


Вертолеты АН-64 в армии США вооружаются контейнерами М261, содержащими по 19 PC «Гидра» 70 калибром 70 мм (см. фото). В английской армии вертолеты Боинг – Уэстленд WAH-64D могут нести аналогичные контейнеры, но с PC CRV-7 такого же калибра


Первое боевое развертывание вертолетов АН-64 «Апач» произошло в декабре 1989 г. В это время они в составе 1-го авиационного батальона 82-й воздушной дивизии были переброшены в Панаму для участия в операции «Прямая причина». Вертолеты «Апач» из 101-й воздушной дивизии в составе ударной группы «Нормандия» свои первые выстрелы сделали во время операции «Шторм в пустыне». В ночь на 17 января 1991 г. восемь вертолетов АН-64А пересекли незаметно границу Ирака с Кувейтом и уничтожили PJ1C, расчистив путь для самолетов союзных сил для последующих ударов


Вертолет АН-64 «Апач» и его системы

СИСТЕМЫ ДАТЧИКОВ

Важным элементом комплекса БРЭО вертолета «Апач» является прицельная система TADS/PNVS (Target Acquisition and Designation/Pilot's Night Vision System), совмещенная с оборудованием ночного видения. Без такой системы вертолет не способен выполнять свои задачи. Система ночного видения AAQ-11 представляет собой теплопеленгатор FUR, размещенный на турельной установке над носовой частью фюзеляжа и используемый пилотом во время ночных полетов или при плохой видимости. Прицельная система AN/ASQ-170 состоит из двух независимых турельных установок, размещенных в носовой части фюзеляжа. На приведенной фотографии слева показан теплопеленгатор, во многом идентичный теплопеленгатору системы PNVS, но используемый стрелком для определения местоположения целей. С правой стороны на другой турели находятся оптическая телескопическая система и лазерный целеуказатель, обеспечивающие наведение ПТУР «Хэллфайр».


КАБИНА ЭКИПАЖА

Опыт войны во Вьетнаме заставил армейских специалистов задуматься. При проектировании вертолета «Апач» основополагающим требованием была защита экипажа. Кабина экипажа имеет надежное бронирование, кресла пилота и стрелка оснащены индивидуальной броней, кроме того, кресла не разрушаются при падении вертолета. Шасси«Апача» способно выдержать самую грубую посадку. Применявшееся ранее на вертолетах выпуклое остекление кабины экипажа способствовало обнаружению машины по солнечным бликам на очень большом расстоянии. На вертолете «Апач» панели остекления кабины экипажа плоские, что минимизирует бликование. В настоящее время изучается возможность использования в кабине воздушных надувных мешков безопасности, которые должны еще больше обезопасить летчиков.


ВООРУЖЕНИЕ

В настоящее время ПТУР AGM-114 «Хэллфайр» в сочетании с системой TADS/PNVS делают вертолет «Апач» самым эффективным боевым винтокрылым аппаратом в мире. Когда на вооружение был принят вертолет АН- 64D «Апач Лонгбоу», то на нем была использована модификация ракеты AGM-114L «Лонгбоу Хэллфайр». Управление этой ракетой осуществляется с помощью надвтулочной РЛС«Лонгбоу» миллиметрового диапазона, которая позволяет вертолету пускать ракеты, укрываясь среди деревьев или холмов. Обычные ПТУР «Хэллфайр» в течение всего полета к цели должны постоянно отслеживать лазерную подсветку цели с вертолета.


ПУШКА М230Е1 «ЧЕЙН ТАН»

30-мм пушка М230Е1«Чейн Ган» (Chain Gun) является уникальным оружием. Ее разработчик – фирма «Хьюз». Название пушке дал механизм подачи снарядов, состоящий из беззвенной металлической цепи (цепь – по- английски «chain»). В снарядном ящике обычно содержится почти 1100 снарядов, еще 100 находятся непосредственно в ленте. Пушка связана с нашлемным прицелом пилота IHADSS. Она может отклоняться по углу возвышения от +11° до – 60° и разворачиваться по азимуту на угол ±100°.


СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Вертолет АН-64А «Апач» оснащен двумя ГТД Дженерал Электрик T700-GE-701 мощностью по 1695 л. с. Начиная с 604-го серийного вертолета стали ставить двигатели T700-GE-701C мощностью 1890 л. с. Все вертолеты АН-64А, модернизируемые по заданию армии США в вариант AH-64D, также получают двигатель – 701 С, а вертолеты Боинг – Уэстленд WAH-64D для английской армии будут иметь ГТД Роллс-Ройс/Турбомека RTM322 мощностью по 2210 л. с.


Боинг AH-64D «Апач Лонгбоу»

Кульминацией в семействе боевых вертолетов Боинг АН- 64 стала модификация AH-64D «Апач Лонгбоу», которую летчики относят к боевым вертолетам нового поколения.


В качественном отношении вертолет AH-B4D превзошел своего предшественника. С помощью нового оборудования он может отслеживать до 1024 потенциальных целей. Из них 128 могут быть идентифицированы и распределены по степени нарастания угрозы, а затем выбираются 16 наиболее опасных целей, по которым наносится удар


Сразу после поступления вертолетов АН-64А на вооружение стали предприниматься попытки его усовершенствования. В середине 1980-х годов фирма «Макдоннелл-Дуглас» провела исследования модификации «Апач Плас» (или «Апач»+), которую позднее стали неофициально обозначать АЧ-64В. У этого вертолета предполагалось изменить конструкцию кабины экипажа и разместить в ней новую систему управления огнем. В состав вооружения вертолета АН-64В должны были войти ракеты класса воздух – воздух «Стингер» и усовершенствованная пушка «Чейн Ган». Однако еще до начала проектирования разработку вертолета АН-64В закрыли.

Позднее с появлением новых технологий вновь возникла идея существенного улучшения вертолета АН-64А, расширив его боевые возможности. Опыт использования вертолетов в операции «Шторм в пустыне» выявил их эксплуатационные ограничения и послужил стимулом для создания улучшенного варианта.

Одной из ярких новинок на вертолете «Апач» стала РЯС «Лонгбоу» миллиметрового диапазона,установленная в обтекателе над втулкой несущего винта. Эта станция специально предназначена для наведения ПТУР AGM-114L «Хэллфайр». После окончательного внедрения комплекса РЛС на вертолет он получил обозначение АН- 64D «Апач Лонгбоу».

Надвтулочная РЛС «Лонгбоу» позволяет независимо от состояния окружающей среды выпускать все 16 ракет AGM-114L по принципу «выстрелил и забыл», даже если вертолет прячется за деревьями. В условиях боя это имеет важное значение, так как вертолет AH-64D может находиться в укрытии, что увеличивает его шансы остаться целым и не подвергнуться ударам ракет класса воздух – воздух или переносных зенитных ракетных комплексов.

Вертолет AH-64D оснащен полностью новым комплексом авионики. Четыре двухканаль- ных шины передачи данных MIL-STD 1553В, объединенные с новыми процессорами, и более мощная электрическая система, можно сказать, революционизировали возможности вертолета по сравнению с исходным вариантом АН-64А. Вместо многочисленных электромеханических указателей и почти 1200 тумблеров в кабине вертолета установили крупноформатный многофункциональный дисплей производства фирмы «Литтон Канада», два цветных дисплея (размер экрана 150 х 150 мм) разработки фирмы «Эллайд Сигнал» и 200 тумблеров. На вертолете также используются усовершенствованные нашлемные прицелы-индикаторы, модернизированная доплеровская навигационная система Плесси AN/APN-157n радиовысотомер Ханиуэлл AN/APN-209. Вертолет также оснащен спутниковой системой навигации GPS, сопряженной с инерциальной навигационной системой, а также радиостанция AN/ARC-201D КВ и УКВ диапазонов. Новое навигационное оборудование дает возможность выполнять задание в любую погоду, в то время как вертолет АН-64А может летать при некотором ухудшении погоды. Дополнительные радиоэлектронные системы на вертолете AH-64D «Апач Лонгбоу» потребовали установки по бокам носовой части фюзеляжа удлиненных обтекателей EFAB (Enhanced Forward Avionics Bays).


Надвтулочная РЛС «Лонгбоу» миллиметрового диапазона позволяет обнаруживать, сопровождать и уничтожать различные цели в любую погоду днем и ночью, даже если цели укрыты густым дымом


Используя надвтулочную РЛС, вертолет AH-64D может незаметно следить за целями без опасения быть обнаруженным и сбитым


Было построено шесть опытных вертолетов AH-64D. Первый полетел 15 апреля 1992 г., а последний – 4 марта 1994 г. Армия США заказала 232 вертолета новой постройки


Появление вертолета AH-64D «Апач Лонгбоу» провозгласило второе рождение вертолетов семейства «Апач». Однако высокая его стоимость заставляет некоторых заказчиков покупать более дешевые АН-64А


Быстро меняющаяся обстановка на поле боя подразумевает использование эффективной и оперативной связи между войсками. На вертолете AH-64D установлен блок передачи данных (DTM), позволяющий вести переговоры не только с экипажами других вертолетов (AH-64D, OH-58D и др.), но и самолетами радиоэлектронной разведки и управления ВВС США Боинг RC-135 «Ривет Джойнт» и Нортроп Грумман Е-8 J-STARS. Информация о целях, получаемая с борта вертолета по закрытым каналам связи, помогает самолетам точнее указывать зону поражения. В момент начала атаки РЛС «Лонгбоу» классифицирует цели и определяет наиболее опасные.

Стоящие на вертолетах двигатели Дженерал Электрик T700-GE-701 будут полностью заменены на более мощные двигатели T700-GE-701C (1720 л. е.). Двигатели 701С уже ставятся на вертолеты АН-64А, начиная с 604-й серийной машины, поставленной в 1990 г. Эти двигатели уже доказали свою эффективность.

Комитет по закупкам вооружения в США (DAB) в августе 1990 г. одобрил 51-месячную программу разработки вертолетов AH-64D «Апач Лонгбоу». Позднее этот срок был увеличен до 70 месяцев в связи с предложением оснастить вертолеты ПТУР AGM-114L. Решение о полномасштабном производстве 232 вертолетов «Апач Лонгбоу» приняли 18 октября 1996 г. Одновременно был выдан контракт на поставку армии 13 311 ракет AGM-114L. Первый вертолет AH-64D был поставлен в марте 1997 г. На вертолетах «Апач Лонгбоу» собираются использовать некоторые технологии, предназначенные для разведывательно- боевого вертолета RAH-66 «Команч». Если бы вертолет «Команч» поступил на вооружение, то он вместе с вертолетом AH-64D образовал эффективную боевую систему, являющуюся составной частью боевой сетецентрической системы XXI века. Поставки вертолетов «Апач Лонгбоу» продлятся до 2008 г.

В ответ на критические замечания вертолет AH-64D подтвердил свои возможности во время летных испытаний. С 30 января по 9 февраля 1995 г. в испытательном центре в Чайна- Лейк вертолеты АН-64А и AH-64D провели совместные стрельбы из штатного вооружения. При этом имитировался весь возможный диапазон боевых сценариев.

Результаты испытаний ошеломили всех. Вертолет AIH-64D уничтожил 300 бронированных целей, а АН-64А всего лишь 75. При этом четыре вертолета AH-64D были условно «сбиты», а число «потерянных» машин АН-64А достигло 28. Один из официальных представителей Пентагона заявил после испытаний: «За многие годы участия в испытаниях различного вооружения я никогда не видел такую систему оружия, которая просто подавляла своими возможностями систему, предназначенную для замены».

После армии США Нидерланды и Великобритания выразили желание купить соответственно 30 и 67 вертолетов AH-64D.


Греция стала первой страной в Европе, купившей вертолеты АН-В4А «Апач»


Эксплуатация вертолетов АН-64

Роль боевых вертолетов постоянно растет. Для фирмы «Макдоннелл-Дуглас» (а затем и фирмы «Боинг») это не стало сюрпризом. Несмотря на сравнительно высокую стоимость, вертолеты «Апач» числятся в списке закупок многих вооруженных сил мира.

Впервые боевые возможности вертолетов АН-64 «Апач» были продемонстрированы миру во время войны в Персидском заливе в 1991 г. После этого фирма «Макдоннелл-Дуглас» стала получать от различных стран предложения о покупке вертолетов «Апач» с целью повышения ударных возможностей вооруженных сил. По мнению специалистов, такие вертолеты можно с успехом использовать в локальных вооруженных конфликтах.

Постоянные территориальные споры между Грецией и Турцией заставили первую заняться модернизацией парка боевых вертолетов. 24 декабря 1991 г. командование армейской авиации Греции подписало контракт на поставку 12 вертолетов АН-64А «Апач» и зарезервировало заказ еще на 8 машин. При этом было оговорено, что число зарезервированных заказов может быть увеличено до 12. В июне 1996 г. на борту морского транспорта были доставлены первые заказанные вертолеты «Апач». В настоящее время на вооружении Греции находится 20 машин. Все они входят в состав 1-го батальона ударных вертолетов, базирующегося в Стефановикионе. По сообщениям некоторых источников в США, обсуждается возможность покупки еще 24 вертолетов.

В Нидерландах были сформулированы требования к многоцелевому вооруженному вертолету, который должен выполнять разведку, сопровождение транспортных вертолетов и непосредственную поддержку сухопутных войск. Под эти требования лучше всего подходили вертолеты типа «Апач». Несмотря на возражения некоторых экономистов, руководство Нидерландов 24 мая 1995 г. приняло решение купить для своих ВВС вертолеты AH-64D «Апач Лонгбоу». Таким образом эта страна стала первым экспортером вертолетов AH-64D. В течение 1998 г. планировалось получить 30 машин. Особенностью голландских вертолетов AH-64D было отсутствие надвтулочной РЛС «Лонгбоу». Вертолеты сформировали ядро недавно созданных в Нидерландах сил быстрого реагирования.

После окончания войны в Персидском заливе в 1991 г. многие арабские страны также стали покупать вертолеты АН-64. Для ОАЭ, обладающих огромными запасами нефти, проблема стоимости вертолета не стояла столь остро. ВВС этой страны получили первый боевой вертолет «Апач» на официальной церемонии 3 октября 1993 г. в Абу-Даби. В течение 1993 г. поставки продолжались, все 20 машин базируются в Аль-Дафре. Осталось получить еще 10 вертолетов.

В 1993 г. Саудовская Аравия получила 12 вертолетов АН-64А. Все они находятся на военной базе армейской авиации КингХалид. Эти вертолеты выполняют задания в составе так называемых «охотничьих групп», в которые входят легкие разведывательно-боевые вертолеты Белл 406CS «Комбат Скаут». Пока не ясно, получила ли Саудовская Аравия для вертолетов АН-64А ракеты AGM- 114 «Хэллфайр».

В марте 1995 г. Египет получил от США крупную партию оружия на сумму 318 млн. долл. В ее составе были 36 вертолетов АН-64А, четыре запасных комплекта ПТУР «Хэллфайр»,

Великобритания

В середине 1980-х годов занялись поисками нового боевого вертоле та. Эти поиски, ставшие приоритетными, предполагали покупку не менее 127 боевых вертолетов. В феврале 1993 г. был объявлен конкурс, в котором приняли участие американские вертолеты AH-64D «Апач Лонгбоу» и RAH-66 «Команч» и европейский вертолет «Тигр». С самого начала конкурса было очевидно, что фаворитом является «Апач Лонгбоу». В июле 1995 г. для армейской авиации Великобритании выбрали именно его, присвоив ему обозначение WAH-64D. Этим подчеркивалось, что участником программы производства и закупок вертолета является английская фирма «Уэстленд». Силовая установка вертолета WAH-64D должна состоять из двух ГТД Ролле-Ройс/Турбомека RTM322. Первый вертолет WAH-64D был принят на вооружение английской армии в январе 2001 г. под обозначением АН.Мк.1. Последний из 67 заказанных вертолетов был передан заказчику в июле 2004 г. во время работы авиационно-космической выставки в Фарнборо. В октябре 2004 г. вертолеты достигли уровня оперативной готовности и в мае 2005 г. первый армейский вертолетный полк из 18 машин был признан полностью боеготовым. К 2007 г такой же статус должны были получить остальные две полка.


Израильские вертолеты «Апач» особо не засвечиваются на публике. Несмотря на большое число поставленных вертолетов, в Израиле признают существование только одной эскадрильи вертолетов АН-64А. Она известна как 113-я эскадрилья, ее отличительной эмблемой является оса (см. фото). В вооруженных силах Израиля вертолеты АН-64А «Апач» называются «Петен» («Кобра»). Они активно используются против террористов и боевиков «Хезболлы» совместно с легкими вертолетами MD Геликоптерс 500MD

34 контейнера с PC и шесть запасных двигателей Т700, а также запасные части для лазерных и оптических систем прицеливания. Египет также обратился к американцам продать еще 12 вертолетов. Все поставленные вертолеты соответствовали американским стандартам, на них стояли средства спутниковой навигации GPS. Только радиооборудование было настроено на соответствующие частоты.

12 сентября 1990 г. 113-я эскадрилья ВВС Израиля стала первой, принявшей на вооружение вертолеты «Апач». В августе – сентябре 1993 г. Израиль получил еще 24 вертолета АН-64А (вместе с двумя многоцелевыми машинами Сикорский UH-6A). Эти вертолеты американская армия хранила на складах в Европе и передала Израилю в знак благодарности за поддержку США во время операции «Шторм в пустыне». Доставлялись вертолеты на борту военно-транспортных самолетов Локхид С-5 «Гелакси» с авиабазы США в Рамштайне (Германия). Из вновь прибывших вертолетов в ВВС Израиля была сформирована вторя эскадрилья.

В ноябре 1991 г. Израиль, первый из иностранных покупателей вертолетов «Апач», применил их в боевых условиях. Тогда на территории Южного Ливана были атакованы различные базы боевиков «Хезболлы».

Среди потенциальных покупателей вертолетов «Апач» находится Кувейт, где ведутся поиски нового боевого вертолета. Однако контракт на их поставку будет вряд ли подписан. Дело в том, что Кувейт уже купил партию многоцелевых вертолетов Сикорский UH-60L, вооруженных ПТУР «Хэллфайр». Большой интерес к вертолетом «Апач» проявляют Бахрейн и Южная Корея. Переговоры с этими странами пока никак не завершатся.


АН-64А «АПАЧ»

Израиль получил вертолеты АН-64А «Апач» на вооружение в сентябре 1990 г. С тех пор вертолеты часто используются в районах Южного Ливана, граничащих с Израилем. Например, 16 февраля 1992 г. пара «Апачей» устроила засаду на пути следования генерального секретаря «Хезболлы» Аббаса Муса- ви из Джибшита в Сидон.


В атаках против террористов применяются высокоточные ракеты «Хэллфайр». Их возможности были хорошо продемонстрированы во время уничтожения небольших целей, которые зачастую бывают окружены гражданскими постройками и другими зданиями.

Опознавательные знаки израильских вертолетов

В отличие от других боевых вертолетов израильские окрашены в оливковый цвет, снижающий тепловую заметность. На внешнюю поверхность наносятся опознавательные знаки (например, на вертолетах упоминавшейся 113-й эскадрильи). Вертолеты, принимающие участие в налетах на районы Южного Ливана, на хвостовой балке имеют желтую V-образную эмблему из теплоотражающей краски.

Пилоны для подвески вооружения

Подкрыльные пилоны на вертолете «Апач» могут отклоняться в вертикальной плоскости для обеспечения требуемого угла возвышения при ракетной стрельбе или достижения требуемых аэродинамических характеристик в полете. Когда вертолет приземляется, то пилоны автоматически встают в положение «на земле», т. е. параллельно земной поверхности.

Звуковая система предупреждения

Во время критических ситуаций (при появлении угрозы поражения, отказе какой-либо бортовой системы и т. д.), кроме визуальной сигнализации, в наушниках членов экипажа включается звуковая. Летчики также могут получать тональную сигнализацию, которая указывает, что они ведут радиопереговоры в закрытом для подслушивания режиме.

Основные опоры шасси

Основные опоры шасси имеют амортизаторы. Перед транспортировкой в грузовой кабине самолета опоры подгибаются, уменьшая высоту вертолета. Амортизаторы способны воспринимать ударные перегрузки при аварийной посадке, предохраняя экипаж. Но делать это они могут только один раз, после такой посадки их обязательно меняют.

Защита от высоковольтных проводов

Под носовой частью фюзеляжа перед пушкой, над кабиной экипажа перед несущим винтом, перед турельной установкой системы TADS/PNVS и на основных опорах шасси установлены пилообразные ножи для разрезания высоковольтных проводов. Такие ножи особенно важны при полетах в городских кварталах.

Система отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей

По бокам хвостовой балки устанавливаются 30-зарядные блоки М130 отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Дипольные отражатели М1 защищают вертолет от управляемых зенитных ракет с радиолокационным наведением.


Вертолеты в боевых операциях после «Бури в пустыне»

Вертолеты АН-64А «Апач» из состава 69-й авиационной группы ВВС ОАЭ, вооруженные ПТУР «Хзллфайр» и контейнерами с 70-мм PC «Гидра» 70, занимались патрулированием над Косово. Эти вертолеты были переброшены на транспортных самолетах Ил-76 в Скопле (Македония)


После окончания войны в Персидском заливе в 1991 г. боевые вертолеты Боинг «Апач» армии США принимали участие в трех миротворческих операциях ООН и НАТО. Вертолеты АН-64А вооруженных сил Израиля регулярно вели боевые действия против боевиков в Ливане и на территории Палестины.

Сразу после окончания операции «Щит пустыни» участвовавшие в ней вертолеты «Апач» американской армии были задействованы в миротворческой операции ООН на севере Ирака. Непосредственно вертолеты участвовали в операции «Обеспечение комфорта», целью которой была защита курдского населения от войск Саддама Хусейна. Вертолеты АН-64А были приписаны к батальону б/б CAV «Сиксшутерс». 24 апреля 1991 г. эти вертолеты на военно-транспортных самолетах были переброшены с авиабазы в Иллес- хайме (Германия) в Турцию. Вся дорога заняла 23 ч. В ходе миротворческой операции боевые вертолеты обеспечивали сопровождение транспортных вертолетов ООН, доставлявших продовольствие и медикаменты в лагеря курдских беженцев в горах на севере Ирака. «Апа- чи» также использовались для слежения за ночными передвижениями иракских войск.

Когда в декабре 1995 г. армия США начала кампанию на Балканах, то в процессе передислокации частей 1-й бронетанковой дивизии из Германии защиту с воздуха обеспечивали вертолеты АН-64А из состава батальонов 2-227 и 3-227, обычно базирующихся в немецком городе Ханау. Вертолеты «Апач» вылетели до прихода основных сил. Сначала они добрались до венгерского Ташара, где собирались американские войска. Затем они перелетели на базу в Зупанье (Хорватия) для обеспечения безопасности постройки понтонного моста через реку Сава. Только после выполнения этой задачи вертолеты наконец-то добрались до места базирования в Тузле.

Подразделения 1-й бронетанковой дивизии армии США, как составляющей миротворческих сил (IFOR), занимались разделением воюющих сторон в Боснии. Вертолеты «Апач» патрулировали линию раздела для того, чтобы предотвратить любое ее нарушение, а также сопровождали транспортные вертолеты и автомобильные конвои. Их привлекали для обеспечения безопасности различных мероприятий, в том числе визитов высокопоставленных лиц. В конце 1996 г. после стабилизации обстановки в Боснии вертолеты «Апач» вернулись в Германию.

Когда 24 марта 1999 г. войска НАТО приступили к операции «Союзническая сила» в Югославии, официальных планов развертывания там вертолетов «Апач» не было. Однако 4 апреля Пентагон принял решение все-таки направить туда боевые вертолеты. Это решение было обставлено с большой помпой, поскольку многие военные и политики считали,что вертолеты «Апач» следует использовать с самых первых дней военных действий. Однако развертывание боевой группы «Хоук» (такое название получило вертолетное подразделение) больше напоминало провалившуюся «пиаровскую» акцию. В Иллесхайме в составе батальонов 2/6 CAV и б/б CAV 11-го авиационного полка находилось 24 вертолета АН-64А. Их обеспечением занимались 26 вертолетов UH-60L «Блэк Хоук» и CH-47D «Чинук», последние служили в качестве передовых топливозаправочных пунктов. На земле вертолеты защищались мощными силами пехоты и бронетанковой техники. По мнению экспертов, для переброски боевой группы «Хоук» на базу в Ринас (Албания) потребуется 115 вылетов стратегических самолетов Боинг С-17.


При разработке вертолета АН-64 предусматривалась его оперативная переброска по воздуху в любую точку земного шара. На фото показана погрузка вертолета на борт самолета Локхид С-5 «Гелакси». Доставка вертолетов может осуществляться морским путем, добираться до нужного места они могут и «своим ходом». Для перегоночных полетов на вертолеты ставятся дополнительные топливные баки


Справа. После нескольких месяцев пребывания в лагере «Эйбл Сентри» в Македонии вертолеты «Апач» были передислоцированы непосредственно на территорию в Косово в лагерь «Бондстил»(см. фото), откуда они вылетали на задание по патрулированию


В Косово действовали вертолеты из состава 1-го батальона 1-го авиационного полка. В боевом дежурстве всегда находилось два вертолета АН-64А


Вместе с вертолетами армии США службу в Косово делили вертолеты из ОАЗ. Экипажи арабских вертолетов получили ценный опыт за время пребывания на Балканах


Операция по доставке вертолетов началась 14 апреля 1999 г. На некоторое время «Апачам» пришлось задержаться на базе в Пизе (Италия), прежде чем они 21 апреля добрались до Тираны. Наконец, 26 апреля все вертолеты «Апач» оказались в Албании. И с этого дня с ними начались неприятности. Во время тренировочного полета днем 26 апреля один вертолет врезался в деревья и разбился. 4 мая, но уже ночью, был потерян второй вертолет. Оба летчика погибли, официальные лица НАТО представили их как первые жертвы операции «Союзническая сила». Тем не менее тренировочные полеты продолжались, а 9 июня операция была завершена. Вот так широко разрекламированная боевая группа «Хоук» ни разу в ней не участвовала и не сделала ни единого выстрела.

Однако на следующий день, т. е. 10 июня, дюжина вертолетов АН-64А «Апач» из состава батальона б/б CAV была передана в состав передовой 12-й боевой группы а лагере «Эйбл Сентри» в Петровице (Македо- гия). Там началась подготовка к операции «Совместная охрана», целью которой была оккупация Косово после ухода сербов. 12 июня вертолеты «Апач» стали первыми среди вооруженных сил НАТО, пересекшими границу с Косово. Их задачей было сопровождение английских вертолетов «Пума» и «Чинук», доставлявших десантные части. «Апачи» выполняли сопровождение и роль «воздушной» полиции в течение всего времени операции в Косово.

Боевые вертолеты «Апач» были среди главных «действующих лиц» и в других операциях. Например, с их помощью была пресечена деятельность албанских террористов. В декабре 1999 г. 12-я боевая группа была переброшена в лагерь «Бондстил» в Косово. К этому времени вертолеты из батальона 6/6 CAV были заменены восьмеркой машин из эскадрильи В Со.1/1 AVN «Вулфпэк» и шестью – из 69-й авиационной группы ВВС ОАЭ.

В конце 2000 г. вертолеты «Апач» приняли участие в другой миротворческой операции, в которой впервые были задействованы вертолеты АН- 64D «Апач Лонгбоу», а также машины голландских ВВС. Четыре вертолета с голландской авиабазы в Гильце-Рийен (Gilze-Rijen) прибыли во французскую колонию в Джибути для оказания помощи силам ООН в прекращении вооруженного конфликта между Эфиопией и Сомали.

Операции «Решительная свобода» (Афганистан) и «Иракская свобода» (Ирак) показали, что вертолеты «Апач», способные уничтожать танки с безопасного расстояния, в некоторых случаях уязвимы для обычного стрелкового оружия. В Афганистане почти 80% действовавших там «Апачей» были в значительной степени повреждены стрелковым оружием, а во время иракской кампании вертолеты сильно страдали от автоматного огня во время полетов над городскими кварталами.

Гораздо активнее вертолеты «Апач» применялись вооруженными силами Израиля, где их называли «Петен» («Кобра»).

Впервые их узнали в 1996 г. во время операции «Гроздья гнева» против боевиков в Южном Ливане. Вертолеты точными ударами уничтожали штаб- квартиры «Хезболлы» в южных кварталах Бейрута и подавляли огнем живую силу противника.

В начале 2000 г. тлевший израильско-ливанский конфликт перерос в настоящую войну, после чего Израиль был вынужден уйти из Южного Ливана. Вновь нашлась работа для «Апачей», они наносили удары по вооруженным силам «Хезболлы», которые вели ракетные обстрелы пограничных районов Израиля и оказывали поддержку уходящим израильским войскам. 24 мая 2000 г. последний израильский солдат покинул территорию Ливана. В конце 2006 г. отряды «Хезболлы» вновь начали ракетные обстрелы северной территории Израиля, что заставило вновь пустить в дело вертолеты «Апач».

В течение 2001 г. вертолеты «Апач» наносили ответные удары по базам палестинских партизан на западном берегу Иордана в секторе Газа. Их целями были посты полиции в Палестинской автономии, а также некоторые городские кварталы, где укрывались группы террористов.


В индийских ВВС на вооружении находятся экспортные варианты вертолета Ми-25 и Ми-35. Они базируются в Патанкоте на севере Индии в составе 104-й, 116-й и 125-й эскадрилий






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх