Аэроспасьяль SA 330/332

Крупным покупателем вертолетов AS 332L/L2 «Супер Пума» была норвежская авиакомпания«Геликоптер Сервис», получившая 12 машин для обслуживания нефтяных морских буровых платформ. Один из таких вертолетов, эксплуатируемый ее дочерней компанией «Люфттранспорт»,показан на фотографии


«Пума»/«Супер Пума»

С самого начала основной областью применения вертолетов «Пума» и «Супер Пума» было материально-техническое обслуживание нефтедобывающего сектора экономики. На фотографии показан зарегистрированный в Италии вертолет SA 330J (с дополнительным надувным поплавковым шасси), принадлежащий компании «Шелл Мальта Лимитед»


Гражданские варианты вертолетов «Пума» и «Супер Пума» используются в качестве пассажирских и грузовых. Высокую репутацию в мире они заслужили, став лидерами в сфере материально-технического снабжения морских буровых платформ.

В 1967 г. было подписано англо-французское соглашение, в соответствии с которым обе страны договорились совместно разрабатывать и производить многоцелевые вертолеты. Великобритания стала ответственной за разработку легкого вертолета WG-13 «Линкс», а Франция – вертолетов SA 341 «Газель» и SA 330 «Пума». К этому времени разработка «Пумы» велась более трех лет. Создавался вертолет по заданию армии Франции для использования в качестве транспортного и десантного. Он предназначался для замены старых вертолетов Уэстленд «Уирлуинд» и Бристоль «Бельведер» в Королевских ВВС и вертолетов Сикорский S-58, состоявших на вооружении армейской авиации Франции.

В исходных требованиях оговаривалась эксплуатация «Пумы» в любых погодных условиях днем и ночью. Фактически этого удалось добиться много лет спустя, когда вертолеты стали оснащаться эффективной РЛС и более мощной силовой установкой, обеспечивающей необходимый запас мощности. Тем не менее первые серийные варианты оказались достаточно скоростными, надежными и маневренными, значительно превзойдя по всем параметрам заменяемые вертолеты. Передняя и основные опоры шасси частично убирались в отсеки, расположенные под носовой частью фюзеляжа и в боковых обтекателях. Особенностью вертолета были расположенные с обоих бортов фюзеляжа большие для того времени грузовые двери, сдвигаемые по направляющим. Для транспортировки грузов на внешней подвеске была предусмотрена лебедка, трос которой пропускался через люк в полу кабины.

15 апреля 1965 г. в летно-испытательном центре фирмы «Аэроспасьяль» в Мариньяне начались летные испытания первой опытной «Пумы». Всего было построено восемь опытных и предсерийных машин. На вооружение вертолет приняли в 1970 г.

Первоначально предназначенный для сугубо военных целей, вертолет SA 330 потенциально обладал возможностями применения в гражданских целях. Не случайно вскоре появились гражданские варианты. Первой стала модель SA 330F, идентичная военным вертолетам SA 330С, состоящим на вооружении армейской авиации Франции, и SA 330Е, эксплуатируемая английскими ВВС под обозначением «Пума» НС.Мк.1. На этом вертолете были установлены два ГТД Турбомека «Тюрмо» 111 СИ мощностью по 1320 л.с. Машина могла развивать максимальную скорость 280 км/ч. Несмотря на приличные летные характеристики и сравнительно низкие эксплуатационные затраты, первые гражданские «Пумы» особо не пользовались спросом на рынке. Но следующее поколение этих машин оказалось в этом смысле более успешным.

«Пума» всегда обладала большим потенциалом для дальнейшего совершенствования. Это было ярко продемонстрировано при создании военного вертолета AS 332В и его гражданского варианта AS 332С «Супер Пума». Эти машины сохранили размеры кабины исходной «Пумы», но получили два ГТД Турбомека «Макила» 1А мощностью по 1780 л.с. Воздухозаборники двигателей были оснащены выступающими вперед противопыльными фильтрами. Отличительной особенностью «Супер Пумы» был небольшой аэродинамический гребень, установленный под концом хвостовой балки. Форма носовой части фюзеляжа изменилась для размещения метеорологической РЯС Бендикс/Кинг RDR 1400 или Ха- ниуэлл «Примус» 500.


Австрийская компания «Тиролеан Зруэйз» эксплуатирует этот вертолет AS 332С «Супер Пума» с начала 1980-х годов. Благодаря своей универсальности, вертолет широко применяется для выполнения различных задач, например, для установки вышек канатной дороги


Располагая запасом мощности, фирма «Аэроспасьяль» решила разработать удлиненный вариант вертолета. В результате появилась модификация AS 332L(военный вариант AS 332М), у которой длина фюзеляжа возросла на 0,76 м. Это позволило увеличить объем кабины на 1,9 м3 . Новый вертолет был рассчитан на перевозку 21 пассажира, хотя обычно принимал на борт 20. Сертификация вертолета SA 332L «Супер Пума» состоялась в 1983 г. Он быстро завоевал популярность у гражданских заказчиков, особенно у тех, которые занимались обслуживанием буровых платформ в Северном море. Было поставлено почти 70 машин.

Английская компания «Брис- тоу Геликоптере» приобрела 31 вертолет «Супер Пума» и доработала их для условий эксплуатации на Северном море, присвоив им название «Тайгер» (иногда их ошибочно называли «Супер Тайгер»), Компания также изменила на свой вкус интерьер кабины, сделав более прочным пол, установив откидные сиденья(что позволило быстро переоборудовать вертолет под перевозку грузов) и систему автоматического сброса дверей. Вертолет был оборудован навигационными средствами, обеспечивающими полеты над Северным морем. Для спасения пассажиров и экипажа были предусмотрены более вместительные спасательные плоты. «Тайгеры» были оснащены комплектом оборудования, позволяющим совершать полет по приборам, системой автоматического самолетовождения FMS в вертолетном варианте и противо- обледенительной системой лопастей несущего и рулевого винтов, тормоза несущего винта и концевой балки. Имелась также наружная дверь багажного отсека.

Небольшое количество вертолетов AS 332 было построено в Индонезии фирмой IPTN под обозначением NAS 332L. В 1996 г. семь машин продали Ирану, где их стали использовать для обслуживания морских буровых платформ.

В 1990 г. военные варианты вертолета «Супер Пума» получили новое название – AS 352 «Кугар». Гражданские вертолеты название не меняли. В 1993 г. начались поставки усовершенствованной модели AS 332L2 «Супер Пума» Мк.II. Сейчас это единственный гражданский серийный вертолет в семействе AS 332. От модификации AS 332L1 он отличается наличием в хвостовой части фюзеляжа дополнительной секции длиной 0,55 м, изготовленной из композиционного материала. В результате в кабине удалось установить дополнительный ряд кресел. Рулевой винт сместили назад, а переход между фюзеляжем и хвостовой балкой сделали более плавным. Доля композиционных материалов в конструкции планера увеличилась. В конструкции несущего и рулевого винтов используются втулки «Сферифлекс». Диаметр несущего винта увеличился, а у лопастей появились законцовки параболической формы. «Супер Пума» Мк.II оснащена че- тырехосевой автоматической системой управления, встроенной системой диагностики бортового оборудования (HUMS) и цифровой системой отображения пилотажно-нави- гационной информации (EFIS). В состав системы EFIS, разработанной фирмой «Секстан Авио- ник», входят четыре жидкокристаллических цветных дисплея. С появлением вертолета AS 332L2 исходная модель AS 332L была переименована в AS 332М «Супер Пума» Mk.l.

В стандартном варианте AS 332L2 имеет кабину, вмещающую 24 пассажира и одного бортпроводника. Ее интерьер мало чем отличается от интерьера салона пассажирского самолета. Для полетов на большие расстояния число мест уменьшается до 19. В мае 1992 г. норвежская авиакомпания «Геликоптер Сервис оф Норуэй» приобрела четыре таких вертолета, а в июне 1997 г. добавила к ним новую четверку. В 1998 г. компания «Бонд Геликоптере» закупила две машины. Покупателями вертолетов AS 332L2 являются и другие компании.

Кабина военного варианта вертолета имеет более спартанский вид. В ней могут разместиться 28 солдат и оператор по погрузочно-разгрузочным работам. Имеется санитарный вариант, рассчитанный на перевозку 12 раненых на носилках, четырех раненых, способных передвигаться самостоятельно, и одного санитара.

Был разработан также VIP-ва- риант AS 332L2 «Супер Пума» Мк.II, способный перевозить 8- 15 пассажиров. Он имеет кабину, разделенную перегородкой на два салона, буфет-бар и туалет. Отделка кабины выполнена по классу «люкс». К настоящему времени поставлен только один такой вертолет, его покупателем является известная южнокорейская фирма «Самсунг».

Серийное производство «Супер Пумы» (и ее военного варианта «Кугар») еще продолжается, несмотря на появление в последние годы на рынке более современных однотипных вертолетов ЕН Индастриз ЕН-101 и Сикорский S-92. В 1998 г. фирма «Еврокоптер» (пришедшая на смену «Аэроспасьяль») представила проект вертолета «Супер Пума» Mk.lll, специально предназначенного для обслуживания морских буровых платформ. У этой машины объем кабины возрос на 25%. «Еврокоптер» достаточно оптимистично оценивает рынок нового вертолета, рассчитывая продать 200 штук.


Английская авиакомпания «Бристоу Геликоптере» эксплуатирует 27 вертолетов AS 332L «Тайгер», обслуживающих нефтяные буровые платформы в Северном море


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аэроспасьяль SA 330L «Пума»

Тип. Средний транспортный вертолет

Силовая установка. 2 ГТД Турбомека «Тюрмо» IVC мощностью по 1575 л.с. Летные характеристики. Максимальная скорость 295 км/ч, динамический потолок 6000 м, дальность полета 570 км.

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 3615 кг, максимальная взлетная масса 7400 кг, платная нагрузка, перевозимая на внешней подвеске, 3200 кг.

Размеры. Диаметр несущего винта 15 м, ометаемая площадь 177 м? , длина вертолета с вращающимися винтами 18,15 м, длина фюзеляжа 14,06 м. высота вертолета с вращающимися винтами 5,14 м. Число мест 20 (пассажиры или десантники).


Единственный вертолет AS 332L2 «Супер Пума», принадлежащий Береговой охране Исландии, базируется в аэропорту Рейкьявика и используется для поисково-спасательных операций, в качестве санитарного и для охраны рыболовства


Аэроспасьяль SA 330 «Супер Пума»/AS 532 «Кугар»

Логическим развитием вертолета «Пума» стал более тяжелый транспортный вертолет «Супер Пума», выпускающийся в таком количестве модификаций, что часто вызывало недоумение. С 1990 г. военные варианты вертолета стали известны под названием Еврокоптер AS 532 «Кугар». Сейчас они находятся на вооружении многих стран мира.

Вертолет SA 330 «Пума» с самого начала оказался удачным и завоевал популярность на мировом рынке. Поэтому у разработчиков быстро появились планы его дальнейшего развития. К 1974 г. фирма «Аэроспасьяль» проработала проект более совершенного вертолета, который должен был удовлетворить пожелания заказчиков, хотевших получить более грузоподъемную винтокрылую машину. В конце концов появился вертолет SA 332 «Супер Пума», сохранивший в значительной степени облик предшественника, но имевший ряд отличий. С самого начала его проектирования решили использовать стеклопластиковые лопасти несущего винта, которые со временем появились и на «Пумах». Наиболее заметным внешним отличием стала форма носового обтекателя, под которым могли размещаться метеолокаторы Бендикс/Кинг RDR 1400 или Ханиуэлл «Примус» 500. Силовая установка «Супер Пумы» была полностью переделана: вместо двигателей Турбомека «Тюрмо» применили более мощные ГТД «Макила» 1А. В отличие от «Пумы» новая машина предназначалась в основном для гражданского рынка, хотя разработчики не игнорировали ее военный потенциал. Не случайно «Супер Пума» имела редуктор, способный длительное время работать без смазки, и лопасти несущего и рулевого винтов, не терявших несущих свойств при попадании до 40 пуль калибром 12,7 мм.

Опытная «Супер Пума» совершила первый полет 13 сентября 1978 г. Всего было построено шесть опытных машин. Поставки вертолетов начались в 1981 г. Первые серийные модели – гражданский AS 332С и военный AS 332В – по размерам не отличались от оригинальной «Пумы» и могли перевозить до 21 пассажира или 12-18 солдат с личным оружием. Но уже на подходе был удлиненный вариант. Представила его фирма «Аэроспасьяль» в 1979 г. в двух моделях – гражданской AS 332L и военной AS 332М. Эти вертолеты имели удлиненный на 0,76 мм фюзеляж и могли перевозить на четыре человека больше. Сертификация «Супер Пумы» состоялась в 1983 г. Особое внимание при сертификации было уделено эксплуатации в условиях обледенения, характерных для полетов над морем во время снабжения буровых платформ и проведения поисково-спасательных операций. В 1986 г. вновь строящиеся вертолеты стали оснащаться более мощными ГТД «Макила» 1А1, потом эти двигатели постепенно установили на ранее построенные. В обозначении вертолетов с новыми ГТД появилась цифра «1», например, вертолет AS 332В превратился в AS 332В1. Фирма «Аэроспасьяль» приступила также к выпуску специализированных военных моделей, среди которых оказались морские варианты AS 332F и F1, способные нести две противокорабельные ракеты АМ39 «Экзосет».

Постепенно в обозначениях вертолетов «Супер Пума» возникла путаница. Для разработчиков это стало весьма очевидно. Поэтому в конце 1980-х годов у исходного военного варианта «Супер Пумы» появились две самостоятельные модели: AS 332М1 «Супер Пума» Mk.l и AS 332М2 «Супер Пума» Мк.II. Модификация Mk.l представляла собой модель AS 332М, оснащенную двигателями «Макила» 1А1. Вариант Мк.II отличался дополнительным удлинением фюзеляжа на 0,76 м, что позволило установить еще один ряд кресел. В качестве силовой установки применили более мощные ГТД «Макила» 1А2. Таким же образом были созданы гражданские вертолеты AS 332L1 и L2.

В 1990 г. типаж военных вертолетов был снова кардинально пересмотрен. Вместе с новым обозначением AS 532 появилось и новое название «Кугар». Связано это было с тем, что фирма «Аэроспасьяль» преобразовывалась во французское отделение «Еврокоптер Франс» европейского вертоле- тостроительного консорциума «Еврокоптер» (в настоящее время являющегося акционерной фирмой). Была создана система буквенных обозначений.


«Супер Пума» имеет несущий винт с четырьмя стеклопластиковыми лопастями, носок которых имеет титановую накладку и противообле- денительную систему. По сравнению с цельнометаллическими лопастями на вертолете «Пума» новые лопасти легче и обладают увеличенным аэродинамическим качеством


Для базирования на корабле у морского вертолета AS 332F1 хвостовая балка складывается. В состав вооружения входят противокорабельные ракеты АМ39 «Зкзосет»


Транспортные вертолеты AS 532UC имеют ту же кабину, что и исходные «Пумы». Грузовая лебедка в кабине, установленная под осью вращения несущего винта, дает возможность перевозить на внешней подвеске грузы массой до 4500 кг


Для десантно-транспортных операций наряду с вертолетами Белл UH-1, Агуста – Белл АВ212 и Боинг СН-47 «Чинук» на вооружении армейской авиации Испании находятся вертолеты AS 532 «Супер Пума» и «Кугар»


В обозначении военных многоцелевых вертолетов, не имевших вооружения, добавили букву «и», а у вертолетов с вооружением – букву «А». Букву «S» прибавили к противокорабельным и противолодочным вертолетам. Военно- транспортные варианты с укороченным фюзеляжем получили дополнительную букву «С» (от французского слова «court», что значит «короткий»). Наконец, военно-транспортные машины с удлиненным фюзеляжем прибавили в свое обозначение букву «L». Теперь военно-транспортный вертолет с укороченным фюзеляжем AS 332В1 по принятой системе обозначений превратился в AS 532UC «Кугар». Бывший транспортный вертолет с удлиненным фюзеляжем AS 332М1 стал иметь обозначение AS332UL. Вооруженный вариант вертолета AS 532UC получил индекс AS 532АС, а подобная модель вертолета AS 532UL превратилась в AS 532AL. Морской вертолет с удлиненным фюзеляжем AS 332F1 получил обозначение AS 532SC. Его первым покупателем стали ВМС Саудовской Аравии. В состав вооружения этого вертолета входят две противокорабельные ракеты АМ39 «Экзосет».

Военно-транспортный AS 532U2 (бывший AS 332М2) представлял собой модификацию с более мощными ГТД, в то время как его вооруженный вариант стал обозначаться AS 532А2. На основе последнего для ВВС Франции был разработан вооруженный поисково- спасательный вертолет RESCO «Кугар», оснащенный системой заправки топливом в полете, теплопеленгатором FLIR, спутниковой навигационной системой GPS, поисковой РЯС, способной обнаруживать людей, средствами самообороны и узлами крепления вооружения в кабине и на внешних пилонах. Проектирование вертолета RESCO началось в 1996 г., а в 1999 г. первую машину передали французским ВВС.

Вертолет AS 532U2, кроме Франции, находится на вооружении Нидерландов, Саудовской Аравии и Таиланда. Последняя модификация «Кугара» (в исходном облике) появилась в 1997 г. Это был AS 532UB «Кугар» 100, более дешевый и упрощенный, без внешних обтекателей, с переделанными основными опорами шасси и кое-каким новым оборудованием. Вооруженный вариант машины получил обозначение AS 532АВ.

Семейство вертолетов AS 332 и AS 532 выпускалось по лицензии в Индонезии фирмой IPTN под обозначением NAS 332. Лицензии также освоили фирмы CASA (Испания) и F+W (Швейцария). В некоторых странах вертолеты «Супер Пума» и «Кугар» имели собственные обозначения, например, в Испании поисково-спасательные вертолеты обозначались HD.21, а транспортные для перевозки высокопоставленных лиц – НТ.21. В вооруженных силах Швеции существует обозначение НКР10.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аэроспасьяль AS 332L1 «Супер Пума»

Тип. Средний транспортный вертолет

Силовая установка. 2 ГТД Турбомека «Макила» IA1 взлетной мощностью по 1820 л.с.

Летные характеристики. Крейсерская скорость 265 км/ч, начальная скороподъемность 8,1 м/с, динамический потолок 4600 м, дальность полета 870 км.

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 4460 кг, максимальная взлетная масса 8600 кг. Размеры. Диаметр несущего винта 15,6 м, ометаемая площадь 191,1 м. длина вертолета с вращающимися винтами 18,7 м, высота вертолета с вращающимися винтами 4,92 м. Число мест 24 (максимальное).


Название «Джет Рейнджер» стало синонимом для гражданских вертолетов. Большинство радиокомпаний и газетных редакций в США используют в своей работе именно эти вертолеты






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх