Аэроспасьяль SA 321 «Супер Фрелон»

В ответ на требования вооруженных сил Франции к среднему транспортному вертолету фирма «Сюд Авиа- сьон» разработала достаточно крупный для того времени вертолет SE.3200 «Фрелон». Впервые он поднялся в воздух 10 июня 1959 г. Его силовая установка состояла из трех ГТД Турбомека «Тюрмо» IIIB . Снаружи по бокам фюзеляжа машина имела большие топливные баки, в результате чего грузовая кабина получилась весьма просторной, в ней могли разместиться 28 солдат или какой-нибудь груз.

Однако на определенном этапе разработка вертолета была прекращена. Была поставлена новая задача: создать еще более крупный вертолет. В его разработке должны были участвовать фирмы «Сикорс- кий» и «Фиат». Совместными усилиями был спроектирован самый большой в Западной Европе вертолет, несущий винт для которого разработала фирма «Сикорский». Предусматривалось использование машины в качестве амфибийного средства, для чего нижняя часть фюзеляжа была выполнена в виде герметичной лодки. 28 мая 1963 г. на заводе фирмы «Сюд Авиасьон» была завершена постройка сразу двух опытных вертолетов: транспортного SA 3210-01 и морского SA 3210-02.

Четыре предсерийных вертолета были построены уже под новым названием SA 321 «Супер Фрелон». В октябре 1965 г. был готов серийный противолодочный вертолет SA 321G. Кроме выполнения противолодочных операций, вертолет SA321G выполнял проверку состояния моря в районе пребывания атомных ракетных подводных лодок типа «Редутабль». На некоторые вертолеты в носовой части фюзеляжа установили поисковую РЛС для наведения противокорабельных ракет «Экзосет».

Пять грузовых вертолетов SA 321Ga, которые использовались для материально-технического обслуживания французского ядерного испытательного центра на Тихом океане, были в последствии переоборудованы в десантные. В 2003 г. оставшиеся у ВМС Франции на вооружении вертолеты «Супер Фрелон» были переведены в разряд многоцелевых для перевозки подразделений спецназа, доставки грузов на корабли, находящиеся в открытом море, и выполнения поисково-спасательных операций.

В 1980-1981 гг. шесть вертолетов SA 321GM с радиолокационными станциями были поставлены Ливии. Фирма «Аэроспасьяль» занималась переоборудованием вертолетов SA 321G в соответствии с требованиями ВВС и армии. Такие машины под обозначением SA 321Н поставлялись в Ирак, начиная с 1977 г. Всего Ираку передали 16 вертолетов. Они находились на вооружении иракских ВВС и были оборудованы поисковыми РЛС и противокорабельными ракетами «Экзосет». Ирак использовал вертолеты SA 321Н во время войны с Ираном в 1980-х годах и в ходе боевых действий в Персидском заливе в 1991 г.

На основе гражданского вертолета SA 321J была разработана модификация SA 321Ja с увеличенной взлетной массой. 16 таких вертолетов получил Китай и передал их на вооружение ВМС.

Вертолеты «Супер Фрелон» выпускались и экспортировались и в не амфибийном варианте. В частности, Израиль получил 12 вертолетов SA 321К в

качестве транспортных. Транспортная модификация SA 321L поставлялась в ЮАР (16 машин), a SA 321М – в Ливию (8 вертолетов), где их использовали для перевозки грузов и проведения поисково-спасательных операций.

В 1983 г. серийное производство «Супер Фрелонов» во Франции закончилось, было изготовлено 99 штук. Тем не менее их выпуск еще несколько лет продолжался в Китае по лицензии под обозначением Z-8. Известно, что восемь бывших израильских вертолетов после установки новых двигателей были проданы Аргентине.


Вертолеты SA 321 обладают большой дальностью полета. Они до сих пор используются во Франции в качестве поисково-спасательных и транспортных


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аэроспасьяль SA 321G «Супер Фрелон»

Тип. Средний транспортный и поисково-спасательный вертолет. Силовая установка. 3 ГТД Турбомека «Тюрмо» IIIC7 мощностью по 1610 л. с.

Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость на уровне моря 248 км/ч, максимальная скороподъемность 5 м/с, динамический потолок 3100 м, статический потолок с учетом влияния земли 1950 м, дальность полета 1020 км (с платной нагрузкой 3500 кг)..

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 6865 кг, максимальная взлетная масса 13 000 кг, максимальная платная нагрузка 5000 кг.

Размеры. Диаметр несущего винта 18,9 м, ометаемая площадь 280,4 м 2 , длина с вращающимися винтами 23,03 м, высота 6,76 м.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх