Агуста-Белл АВ 212asv/asw

В составе ВМС Италии три эскадрильи противолодочных вертолетов АВ 212ASW, находящихся на вооружении с 1968 г. Из 68 заказанных в 2003 г. в эксплуатации находилось 49


Вскоре после начала в США серийного производства вертолета Белл 212, разработанного в соответствии с требованиями ВВС США и вооруженных сил Канады, был организован его лицензионный выпуск в Италии. Вертолет Белл 212 и его итальянская модель Агуста – Белл АВ 212 имели планер от вертолета Белл 205, но силовая установка состояла из спаренного ГТД Пратт-Уит- ни Канада РТ6Т-3 «Турбо Твин Пэк». Двигатель обладал большим запасом мощности, при отказе одного вертолет мог продолжать полет. По вместимости и составу бортового оборудования АВ 212 в значительной степени был аналогичен уже выпускавшемуся по лицензии вертолету АВ 205А-1, но обладал лучшими летными характеристиками и повышенной надежностью. Фирма «Агуста», на заводе которой выпускался вертолет АВ 212, начала поставки в конце осени 1971 г.

В стандартном варианте вертолет АВ 212 перевозит летчика и 14 пассажиров. Его грузопассажирская кабина может быть быстро переоборудована под выполнение других задач, в том числе и для перевозки высокопоставленных лиц (VIP-вариант). По желанию заказчика вертолет может оснащаться спасательной лебедкой, грузовым тросом для перевозки грузов на внешней подвеске, дополнительными топливными баками, поплавковым или лыжным шасси. Грузовая кабина может превращаться в санитарную, в которой могут разместиться до шести больных на носилках и два санитара.

Разработав в свое время морской вариант вертолета АВ 204AS, фирма «Агуста» также поступила и с АВ 212. В результате доработки появился вертолет АВ 212ASV/ASW, предназначенный для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Вертолет рассчитан на эксплуатацию с небольших боевых кораблей (эсминцев или фрегатов). Его планер усилен, добавлены узлы для швартовки машины к посадочной площадке на палубе корабля, а также обеспечена защита от воздействия морской воды.

Самым значительным внешним отличием вертолета является большой обтекатель над кабиной перед пилоном несущего винта. Под этим обтекателем размещается антенна поисковой РЛС. Предусматривается установка нескольких типов станций, включая РЛС Ферранти «Сиспрей»), В грузовой кабине расположены два рабочих места для операторов, следящих за тактической обстановкой.


ВМС Турции имеют на вооружении девять вертолетов ПЛО АВ 212ASW


Справа. В отличие от Италии, которая будет заменять вертолеты АВ 212 современными машинами NH90, Турция для замены своих АВ 212 заказала в США вертолеты Сикорский S-70 «Си Хоук»


Вертолет АВ 212ASV/ASW достаточно универсален. При необходимости над правой грузовой дверью устанавливается спасательная лебедка


На вооружении ВМС Турции находятся девять вертолетов АВ 212ASW, из которых сформирована 351-я эскадрилья


Вертолет способен летать в любую погоду и, что особенно важно, летать в автоматическом режиме. Система автоматического управления(САУ) работает от сигналов, поступающих от системы автоматической стабилизации, радиовысотомера, доплеровской навигационной системы и других датчиков. САУ обеспечивает автоматический переход от крейсерского режим на режим висения для работы с погружаемой гидроакустической станцией (ГАС). На работу САУ не влияют погода и время суток. На экран дисплея на рабочем месте оператора выводятся отметка о месте нахождения вертолета и метка цели. Координаты цели определяются с помощью ГАС Бендикс AQS-18B/F.

Поисковая РЛС и система целеуказания позволяют использовать вертолет АВ 212ASW в качестве пассивного воздушного поста для наведения противокорабельных ракет. В поисково-спасательном варианте вертолет оснащается гидравлической спасательной лебедкой грузоподъемностью до 270 кг.

Обычно экипаж вертолета АВ 212ASW состоит из одного – двух пилотов и двух операторов. Имеется возможность перевозки семи пассажиров или четырех пострадавших на носилках в сопровождении санитара. Если требуется перевозить на внешней подвеске грузы массой 2270 кг, то устанавливается специальная лебедка с тросом. Для увеличения дальности полета могут размещаться (в кабине или снаружи) дополнительные топливные баки. Предусматривается установка надувного поплавкового шасси, удерживающего вертолет на плаву при аварийной посадке.

Фирма «Агуста» начала работы по вертолету АВ 212ASW в 1971 г. В 1973 г. он прошел успешные испытания в итальянских ВМС. На вооружение вертолеты были приняты в 1976 г. Всего фирма построила свыше 100 вертолетов; самым большим эксплуатантом вертолета являются ВМС Италии, которые получили более 60 машин.


Турция и Греция имеют на вооружении вертолеты АВ 212 в варианте РЭВ


Справа. Вертолеты АВ 212ASW греческих ВМС обычно базируются на пяти фрегатах класса «Элли» (раньше входили в состав ВМС Голландии) и трех бывших американских фрегатах класса «Эпирус»


К особенностям вертолетов АВ 212 корабельного базирования относятся специальная система швартовки к палубе корабля и надувные аварийные поплавки, устанавливаемые на полозковом шасси


Первые 12 вертолетов имели поисковую РЛС MEL ARI.5955, а на всех остальных стояла станция APS-705, с помощью которой осуществлялось управление противокорабельными ракетами AS 12. Базирующиеся на борту итальянских эсминцев и фрегатов вертолеты АВ 212ASV/ASW обычно могут нести пару самонаводящихся противолодочных торпед Мк.44, Мк.46 и MQ44 или ракеты AS 12. Позднее в состав вооружения вертолетов вошла система «Марте» II, состоящая из РЛС SMAMM/APS-706 и противокорабельных ракет «Си Киллер» 2.

14 вертолетов АВ 212ASV/ASW (три из которых могли использоваться для РЭБ) получила Греция. В качестве их носителей служат фрегаты класса «Элли». В составе морской авиации Перу шесть вертолетов, применяемых для разведки. На вооружении ВМС Испании 10 вертолетов, вооруженных ракетами AS 12 и пулеметами. Они входят в состав эскадрильи 003 и базируются на десантном корабле «Галисия». В составе ВМС Турции сначала было 12 вертолетов, затем докупили еще четыре, оснастив их РЛС Ферранти «Сиспрей» и противокорабельными ракетами «Си Скьюа». Вертолеты базировались на фрегатах типа «Явуз».

ВМС Венесуэлы имеют восемь машин АВ 212ASV/ASW, все они входят в состав 3-й противолодочной эскадрильи, дислоцированной в Пуэрто-Ка- бельо. По тревоге вертолеты перелетают на борт фрегатов класса «Сукре». В состав вооружения вертолетов входят противокорабельные ракеты ОТО- Мелара «Си Киллер».

В 1983 г. был подписан контракт на поставку Ираку 10 вертолетов. Через некоторое время из-за войны с Ираном эта сделка попала под эмбарго. По поводу его отмены велись длительные переговоры, крест на которых поставило вторжение Ирака в Кувейт в конце 1990 г. В начале 1974 г. примерно 20 вертолетов заказали ВМС Ирана и партию управляемых ракет класса воздух – поверхность AS 12. Во время ирано- иракской войны в 1985-1986 гг. эти ракеты использовались против иранских кораблей в Персидском заливе. Следует отметить, что запасных частей к вертолетам Ирану не хватило, поэтому они постепенно ставились «на прикол» и в настоящее время, похоже, не эксплуатируются.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Агуста – Белл АВ 212 ASV/ASW

Тип. Противокорабельный и противолодочный вертолет, способный использоваться в качестве многоцелевого.

Силовая установка. 1 спаренный ГТД Пратт-Уитни Канада РТ6Т-6 «Турбо Твин Пэк» мощностью 1400 л. е., ограниченной трансмиссией 1290 л. с.

Летные характеристики. Максимальная скорость на уровне моря 195 км/ч, крейсерская скорость на оптимальной высоте и с вооружением 185 км/ч, начальная скороподъемность 6,6 м/с, статический потолок с учетом влияния земли 3200 м, без учета влияния земли – 400 м, дальность полета 615 км (с ракетами AS 12), с дополнительным топливным баком – 670 км, среднее время патрулирования с противолодочными торпедами Мк.46 3 ч 12 мин, максимальная продолжительность полета с дополнительными топливными баками 5 ч.

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 3420 кг, максимальная взлетная масса 5070 кг (в варианте ПЛО с двумя торпедами Мк.46), 4975 кг (в противокорабельном варианте с ракетами AS 12) и 4940 кг (в поиско- во-спасательном варианте). Размеры. Диаметр несущего винта 14.63 м, ометаемая площадь 168,1 м2 , длина с вращающимися винтами 17,4 м, длина фюзеляжа 12,92 м. высота 4,53 м.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх