Агуста-Уэстленд EH 101 «Мерлин»

Этот предсерийный вертолет «Мерлин» НМ.Мк.1 (РР5) сначала использовался для испытаний на борту английского фрегата «Норфолк»(«Тип 23»). Он участвовал в испытаниях по сбросу гидроакустических буев, для чего был оснащен полным комплексом авионики


В конце 1978 г. главный штаб ВМС Великобритании разработал требования SR6646 к противолодочному вертолету, предназначенному для замены вертолетов Уэстленд «Си Кинг». В ответ на это фирма «Уэстленд» предложила проект вертолета WG.34. Но построить опытный вертолет фирме не удалось: программу закрыли. Дальнейший анализ проекта и его доработка показали, что он вполне может соответствовать требованиям ВМС Италии, а также ВМС Великобритании. В 1980 г. итальянская «Агуста» и «Уэстленд» образовали совместное предприятие – консорциум «ЕН Индастриз» для создания общими усилиями нового вертолета, обозначенного ЕН 101. В июне 1981 г. правительства обеих стран одобрили начало девятимесячного этапа определения объема программы, «зеленый свет» которой был дан официально в январе 1984 г. В настоящее время все права на вертолет принадлежат фирме «Агуста – Уэстленд».

Вертолет ЕН 101 выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим винтом, тремя ГТД и убирающимся шасси.


В состав оборудования вертолета «Мерлин» НМ.Мк.1 входят поисковая РЛС кругового обзора GEC Ферранти «Блюю Кестрел», процессорная система GEC Авионикс AQS-903, комплекс РЭБ Рейкал «Орандж Рипер»и погружаемая гидроакустическая станция совместного производства фирм «Ферранти» и «Томсон-CSF»


В состав вооружения вертолета «Мерлин» НМ.Мк.1 могут входить противокорабельные ракеты «Экзосет», «Гарпун», «Си Игл» и «Марте» Мк.2, а также показанные на фото противолодочные торпеды «Стингрей»


В его конструкции широко применяются композиционные материалы, хотя фюзеляж почти целиком сделан из алюминиевых сплавов. Заказчиком исходного противолодочного варианта «Мерлин» НМ.МК.1 стали ВМС Великобритании. Главным подрядчиком по интеграции бортового противолодочного комплекса стала фирма IBM, выбранная фирмой «Уэстленд». Фирма IBM также отвечала за общее управление программой разработки вертолета. В состав вооружения «Мерлина» входят четыре противолодочные торпеды Маркони «Стингрей» и два контейнера с гидроакустическими буями.

В соответствии с начальными требованиями ВМС Великобритании предусматривалось заказать 50 вертолетов «Мерлин» для развертывания на борту фрегатов класса «Тип 23», авианесущих крейсерах класса «Инвинсибл», кораблях вспомогательного королевского флота, других кораблях и береговых аэродромах. В дальнейшем заказ был сокращен до 44 вертолетов. Их поставки начались в конце 1998 г., а не в 1996 г., как планировали ранее.

Английские вертолеты оснащались тремя двигателями Роллс-Ройс/Турбомека RTM322 мощностью по 2310 л. е., в то время как на итальянских стояли ГТД Дженерал Электрик T700-GE-T16A мощностью по 1715 л. с. Эти двигатели собирались в Италии. Для ВМС Италии было заказано 16 вертолетов (требованиями предусматривалось закупить 36).

На опытных вертолетах ЕН 101 использовались гражданские двигатели Дженерал Электрик СТ7. Первая опытная машина РР1 была построена на фирме «Уэстленд». Ее летные испытания начались 9 октября 1987 г. Фирма «Агуста» свою машину (РР2) собрала позднее и начала ее испытывать 26 ноября 1987 г. Судьба этого вертолета оказалась печальной: 21 января 1993 г. разбился. В сентябре 1988 г. начались полеты третьего опытного вертолета РРЗ, построенного фирмой «Уэстленд» в гражданском варианте, а 15 июня 1989 г. полетел вертолет РР4. также изготовленный в Великобритании.Этот вертолет полностью соответствовал варианту, способному летать над морем. Это был первый вертолет, оснащенный двигателями RTM322. 24 октября 1989 г. фирма «Уэстленд» приступила к испытаниям вертолета РР5, соответствующего противолодочному варианту «Мерлин». Испытания проходили на борту фрегата «Норфолк». 26 апреля 1989 г. в Италии состоялся первый полет вертолета РР6 (второго, построенного «Агустой»), выполненного в варианте ПЛО. Всего было изготовлено девять опытных вертолетов ЕН 101.

Канада также заказала 35 противолодочных вертолетов СН-148 «Петрел», призванных заменить «Си Кинги». Машины собирались и оснащались всем необходимым в Канаде фирмой IMP. Их силовая установка должна была состоять из двигателей СТ7-6А1 мощностью по 1920 л. с. Вокруг этой сделки велась ожесточенная борьба, она тщательно проверялась со всех сторон. Поставки вертолетов СН-148 должны были начаться в 1998 г. Однако в 1993 г. в ходе избирательной кампании в Канаде был выдвинут аргумент, что стоит приобрести менее дорогой и сложный вертолет. Правительство консерваторов, поддерживающих закупки вертолета ЕН 101, было заменено либералами, которые, следуя предвыборным обещаниям, аннулировали всю программу.

Тогда в январе 1998 г. канадское правительство для ВМС заказало 15 вертолетов в поис- ково-спасательном варианте СН-149 «Корморан» для замены старых машин СН-113 «Лабрадор». Их поставки были выполнены в 2000 – 2003 гг. Консорциум «ЕН Индастриз» рассматривал и другие варианты вертолета ЕН 101, включая вертолет ДРЛО для ВМС Великобритании и Италии. В 2005 г. было подписано соглашение с японской фирмой «Кавасаки» о лицензионном выпуске почти 80 вертолетов под обозначением KHI-01 для военного флота.

В 2001 г было подписано соглашение между фирмами «Агуста-Уэстленд» и «Локхид Мартин» о том, что последняя займется продвижением вертолета на североамериканский рынок под обозначением US101. Этот вертолет принимал участие в конкурсной программе разработки вооруженного поисково-спасательного вертолета PRV, а также рассматривался в качестве кандидата на новый вертолет для президента США.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Агуста-Узстленд «Мерлин» НМ.Мк.1

Тип. Многоцелевой морской вертолет.

Силовая установка. 3 ГТД Роллс-Ройс/ Турбомека RTM322-01 мощностью по 2310 л. с.

Летные характеристики. Крейсерская скорость 280 км/ч, статический потолок с учетом влияния земли 3810 м, дальность полета 1060 км. Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 10 500 кг, максимальная взлетная масса 14 600 кг, максимальная платная нагрузка 3660 кг.

Размеры. Диаметр несущих винтов 18,59 м, ометаемая площадь 271,51 м2 , длина с вращающимися винтами 22,81 м, высота с вращающимися винтами 6,65 м. Вооружение. По бокам фюзеляжа на внешних узлах может размещаться боевая нагрузка 960 кг. Основное вооружение – четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды. Число мест экипажа 2, солдат с вооружением 45, раненых на носилках 16 в сопровождении санитаров.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх