Агуста-Уэстленд «Линкс»

Под руководством фирмы «Уэстленд» был создан уникальный многоцелевой вертолет «Линкс», способный выполнять задания в интересах сухопутных войск и флота. Он также применяется для борьбы с танками, может вести разведку, уничтожать подводные лодки, а также вести борьбу с надводными кораблями.

Вертолет «Линкс» представляет собой легкую и достаточно компактную винтокрылую машину, способную базироваться на небольших кораблях и выполнять противолодочные операции,а также решать различные задачи в составе сухопутных войск. Конструкция вертолета изготовлена преимущественно из обычных алюминиевых сплавов, некоторые съемные панели, двери и различные обтекатели сделаны из стеклопластика. Из композитов изготовлены лопасти несущего винта. На самых новейших модификациях «Супер Линкс» и «Бэттлфилд Линкс» применяются усовершенствованные цельнокомпозиционные лопасти несущего винта, разработанные в рамках программы BERP (British Experimental Rotor Programme) и позволившие заметно увеличить крейсерскую скорость и уменьшить уровень вибрации.

В передней части кабины сидят пилот и второй пилот или оператор-наблюдатель. За ними на легких откидных сиденьях могут разместиться до 10 вооруженных солдат. Вертолет «Супер Линкс» имеет под носовой частью фюзеляжа поисковую РЛС кругового обзора Ферранти «Си Спрей» и Эллайд Сигнал RDR 1500. Для сопровождения и борьбы станками армейский вариант вертолета оснащается 20-мм пушками, контейнерами с PC и ПТУР «Тоу», НОТ или «Хэллфайр» в количестве до восьми штук. В состав вооружения противолодочной машины входят две самонаводящиеся торпеды «Стингрей», а противокорабельный вертолет может нести до четырех ракет «Си Скьюа» или две ракеты «Пингвин». Фирма «Уэстленд» (в настоящее время «Агуста – Уэстленд») построила более 430 вертолетов «Линкс» для вооруженных сил Великобритании и семи других стран и до сих пор продолжает их выпуск.


Вертолет «Линкс» имеет вполне обычную, почти полностью цельнометаллическую конструкцию. При этом в ней удачно сочетаются некоторые технические новшества. Не последнее место среди них занимает несущий винт, у которого втулка и торсионы лопастей представляют собой монолитную конструкцию из титана


Вертолет «Линкс» 3 был построен фирмой «Уэстленд» для демонстрации его возможностей в качестве боевого. Он имел хвостовую балку от вертолета WG.30, более мощные двигатели и переделанные воздухозаборники, а также несущий винт типа BERP


После окончания Второй мировой войны фирма «Уэстленд» решила сменить вывеску, перейдя от разработки и производства легких самолетов к созданию вертолетов.Сначала она занялась лицензионным производством вертолетов фирмы «Сикорский», значительно их доработав. Получив определенный опыт, «Уэстленд» начала разработку собственных машин. Этому способствовало и то,что в результате реструктуризации авиационной промышленности в 1959-1960 гг. она оказалась практически единственной в Великобритании, понимающей толк в вертолетной технике. Свою деятельность в вертолетной сфере она начала с исследований будущих военных вертолетов. Первым проектом был вертолет W.3, оснащенный ГТД Пратт-Уитни PT6T. Этот вертолет был разработан в соответствии с требованиями SR358, выработанными ВВС и ВМС Великобритании к среднему тактическому вертолету. На базе этого вертолета, позднее получившего обозначение W.13, были созданы различные варианты. В октябре 1964 г. армия разработала техническое задание OR3335, предусматривающее создание многоцелевого вертолета с экипажем из двух человек, способного перевозить со скоростью 275 км/ч семь полностью экипированных солдат.

В июне 1966 г. это задание было дополнено требованием сделать вертолет, который можно будет использовать на борту фрегатов или эскадренных миноносцев, особо оговорив эксплуатацию в условиях сильной качки.

В это же время во Франции были разработаны почти аналогичные требования. В результате 22 февраля 1967 г. было подписано англо-фран- цузское соглашение о совместных работах по вертолетам WG.13, SA 330 «Пума» и SA 341 «Газель». По вертолету WG.13 фирма «Уэстленд» была назначена головной за создание машин для английской армии, а французская «Сюд-Авиасьон» (в дальнейшем «Аэроспась- яль») стала руководить разработкой разведывательного вооруженного варианта и палубного противолодочного.

Официальное «добро» было получено в июле 1967 г., и работа закипела.Задача создания вертолета облегчалась тем, что был разработан ГТД Роллс-Ройс RS.360 мощностью 900 л. с. (двигатель сначала зародился на фирме «Бристоль Сиддли» как BS.360). Но у «Роллс-Ройс» что-то не заладилось, там никак не могли получить заданную мощность. Поэтому первый полет вертолета, которому присвоили имя «Линкс», пришлось отложить почти на восемь месяцев.

В соответствии с контрактом требовалось построить 13 опытных вертолетов. Первый из них поднялся в воздух 21 марта 1971 г. Вертолет № 3 взлетел 28 сентября в том же году, а вертолеты N24 и 2, соответственно 8 и 24 марта 1972 г. Наконец, в 1971 г. двигатель RS.360, названный «Джемом», развил требуемую мощность. С этим двигателем «Линкс» сразу показал требуемые характеристики, установив попутно мировой рекорд скорости 321,74 км/ч.

12 апреля 1972 г. начались летные испытания первого вертолета АН.Мк.1, предназначенного для британской армии. Первый полет палубного вертолета HAS Mk.2 для Королевского флота состоялся 25 мая 1972 г. К сожалению, в том же году 21 ноября он потерпел катастрофу. Палубный вертолет отличался от сухопутного удлиненным носовым обтекателем для размещения антенны поисковой РЛС и передней опоры шасси. Впервые вертолет сел на палубу корабля 29 июня 1973 г. Выполнил эту посадку второй вертолет HAS.Mk.2. В различных войсковых испытаниях приняли участие 11 вертолетов. Первый серийный вертолет «Линкс» АН. Мк.1 с двигателями «Джем» 2 полетел 11 февраля 1977 г.

Второй этап развития вертолетов семейства «Линкс» связан с созданием палубного варианта «Супер Линкс» и армейского «Бэттлфилд Линкс», которые позднее стали обозначаться Мк.8 и Мк.9 в вооруженных силах Великобритании. Эти же вертолеты пошли на экспорт. От предыдущих эти вертолеты отличались усовершенствованным несущим винтом BERP и измененным направлением вращения рулевого винта. У вертолетов возросла взлетная масса, они стали всепогодными, могли летать днем и ночью. Были увеличены дальность полета и платная нагрузка.

В настоящее время в серийном производстве находится несколько моделей: «Супер Линкс» 100 с двигателями Роллс-Ройс «Джем» 42-1, «Супер Линкс» 200, имеющий силовую установку из двух ГТД LHTEC CTS800-4N мощностью по 1350 л. с. и палубный «Супер Линкс» 300 также с двигателями CTS800-4N,но с многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в кабине вместо обычных электромеханических.

Вертолеты «Супер Линкс» активно идут на экспорт. Ежегодно их заказывают десятками штук. Южная Корея заказала 25 вертолетов (под индексом Мк.99), оснащенных поисковой РЛС «Сиспрей» Мк.З, погружаемым гидролокатором противокорабельными ракетами «Си Скьюа». ВМС Португалии купили пять вертолетов под индексом Мк.95 для базирования на фрегатах класса «Васко да Гама». Бразилия для своего флота получила 28 вертолетов Мк.21. Эти вертолеты имеют РЛС «Сиспрей» 3000 и спутниковую навигационную систему GPS. На вооружении ВМС Германии находится 26 вертолетов Мк.88, а ВМС Дании приобрели 8 машин Мк.80 и Мк.90В. В начале 2004 г. вертолеты Мк.120 поступили на вооружение Омана. Вертолеты «Супер Линкс» имеют у себя также Египет, Аргентина, Нидерланды, Норвегия, Малайзия, Таиланд, Нигерия, ЮАР, Катар.

Недавнофирма«Агуста-Уэст- ленд» приступила к разработке вертолета «Фьючер Линкс».


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Агуста – Уэстленд «Линкс» HAS.Mk.2

Тип. Многоцелевой палубный вертолет

Силовая установка. 2 ГТД Роллс-Ройс «Джем» 42-1 мощностью по 1135 л. с. Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость 230 км/ч, максимальная скороподъемность на уровне моря 11 м/с, боевой радиус 180 км (в поисково-спасательном варианте с 11 спасенными). Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 2740 кг, максимальная взлетная 4765 кг.

Размеры. Диаметр несущего винта 12,8 м, ометаемая площадь 128,71м2 , длина фюзеляжа 11,92 м, высота 3,48 м.

Вооружение. Две торпеды Мк.46 или «Стингрей», две глубинные бомбы Mk.11 или четыре противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Для самообороны имеется один пулемет FN НМР калибром 12,7 мм. На внешнем пилоне может устанавливаться система РЭП ALQ-167.


Вертолеты «Линкс» на службе ВМС Великобритании

Вертолету «Линкс» нет равных среди вертолетов, способных базироваться на палубе небольших кораблей. Благодаря малым размерам, хорошей маневренности, наличию гарпунной системы притягивания машины к палубе корабля и эффективного несущего винта, вертолет может эксплуатироваться при большем волнении моря, чем его конкуренты.


Опытные вертолеты «Линкс» WG.13

Первым опытным стал вертолет с номером ХХ469 (показан на фото на переднем плане). От предыдущих опытных машин он отличался более широким носовым обтекателем для размещения антенны РЛС «Сиспрей». Палубный вертолет имел неубирающееся колесное шасси вместо полозков на армейских машинах. В 1972 г. вертолет ХХ469 разбился, и его обязанности взял на себя опытный вертолет ХХ510. Испытания вертолетов министерство обороны Великобритании и ВМС Франции осуществляли до конца 1970-х годов. По их результатам на вооружение и был принят «Линкс» HAS.Mk.2.



«Линкс» HAS.Mk.2

Вертолет «Линкс» HAS.Mk.2 был исходным палубным вариантом в семействе вертолетов «Линкс» для ВМС Великобритании. Он был оптимизирован для базирования на небольших противолодочных кораблях. Палубный «Линкс» является модификацией армейского многоцелевого вертолета «Линкс» АН.Мк.1, отличаясь заменой полоз- кового шасси на неубирающееся колесное и установкой характерных для палубного вертолета систем (навигационной, системы «Гарпун» для притягивания вертолета к палубе корабля при качке, двух надувных аварийных поплавков и складывающейся хвостовой балки). Несущий винт армейского вертолета был хорошо адаптирован для эксплуатации с небольших кораблей, он быстро реагировал на команды системы управления, что особенно было важно при посадке на качающуюся палубу. Морской вертолет имеет внешние узлы для подвески вооружения, включая две торпеды Мк.44 или Мк.4б, двух глубинных бомб Mk.11 или четырех противокорабельных ракет «Си Скьюа». Под носовым обтекателем располагается поисковая РЛС «Сиспрей» Мк.1, хотя основными ее задачами являются наведение ракеты «Си Скьюа» и обеспечение всепогодной эксплуатации. Вертолет HAS.Mk.2 появился на вооружении раньше вертолета АН.Мк.1. Всего британские ВМС получили 60 вертолетов, из которых 53 были в дальнейшем переоборудованы в модификацию HAS.Mk.3. Вертолеты HAS.Mk.2 входили также в состав эскадрильи 700L, сформированной в сентябре 1976 г.

Она функционировала как совместное англо-голландское учебное подразделение. Кроме английских машин, там были два голландских вертолета «Линкс» Мк.25. Один из вертолетов эскадрильи 700L в 1977 г. базировался на борту английского фрегата «Сириус». В середине декабря 1977 г. эскадрилью 700L расформировали. В начале января 1978 г. входившие в нее вертолеты образовали ядро новой учебной эскадрильи № 702, которая была также приписана к штабу ВМС Великобритании. В январе 1981 г. учебные функции у эскадрильи отобрали, и она стала носить № 815 и обслуживать только штаб ВМС. Впервые вертолеты «Линкс» стали нести боевую службу 8 февраля 1979 г. на фрегате «Феб» (класс «Линдер»), Затем вертолеты постепенно распространялись на фрегатах классов «Трайбл», «Линдер» и «Тип 21», эскадренных миноносцах класса «Тип 42», а впоследствии на фрегатах классов «Тип 22» и «Тип 23». Со временем от чисто противолодочных задач вертолеты перешли к борьбе с надводными кораблями, радиоэлектронной разведке и т. д.



«Линкс» 3

Морской вертолет «Линкс» 3 (не путать с вариантом HAS.Mk.3) разрабатывался параллельно с армейским вертолетом «Линкс» 3. Макет вертолета впервые был обнародован в сентябре 1985 г. Он имел поисковую РЛС кругового обзора под носовой частью фюзеляжа, целеуказатель на верхней части носового обтекателя, хвостовую балку и рулевой винт от вертолета WG.30 и низкорасположенный стабилизатор. Развития вертолет не получил, так как предпочтение было отдано более совершенному варианту HAS.Mk.3.




«Линкс» HAS.Mk.3

Вертолет HAS,Mk.3 (верхнее фото) является слегка улучшенной модификацией вертолета HAS.Mk.2 за счет установки доработанных трансмиссии, динамической системы и силовой установки, которые позволили улучшить летные характеристики и несколько увеличить полезную нагрузку. В состав этой нагрузки удалось включить новое оборудование, в частности пассивную систему предупреждения о радиолокационном облучении Рейкал Декка MIR-2 «Орандж Кроп» и буксируемый магнитометр. Вертолет получил новую аварийную систему посадки из четырех надувных баллонов. В состав вооружения были включены противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Постройка и поставки вертолетов HAS.Mk.3 состоялись в период марта 1982 г. по апрель 1985 г. Постепенно сохранившиеся вертолеты HAS.Mk.2 были переоборудованы в варианты HAS.Mk.3/3S. С началом военной службы вертолеты HAS.Mk.3 подвергались различным модификациям, перечисленным ниже.

«Линкс» HAS.Mk.3GM (фото вверху справа). Вертолеты данной модификации были доработаны для эксплуатации в районе Персидского залива и входили в число 14 вертолетов, принимавших участие в операции «Гренби», проводимой вооруженными силами Великобритании. В вариант 3GM (Granby Modification) было переоборудовано 18-19 вертолетов. Все вертолеты, как полагают, должны были иметь систему MIR-2. Над дверями кабины экипажа были установлены постановщики тепловых помех Лорал «Челленджер», которые позднее были сняты с целью снижения массы пустого вертолета, а также из-за того, что палубные вертолеты «Линкс» не подвергались опасности со стороны ПЗРК с тепловой головкой наведения. Во время операции «Шторм в пустыне» вертолеты «Линкс» Королевских ВМС добились 17 попаданий ракетами «Си Скьюа» в иракские корабли, из которых 12 было потоплено.

«Линкс» HAS.Mk.3S. Вертолеты HAS.Mk.3, оснащенные системой засекречивания УКВ связи GEC-Маркони AD3400, получили обозначение HAS.Mk.3S, где буква «S» означала «secure», т. е. «безопасность».

Имелись сведения, что третья серийная партия вертолетов HAS.Mk.3 была построена сразу в варианте Mk.3S.

«Линкс» HAS.Mk.31CE (правое нижнее фото). Специально для условий Антарктики было переоборудовано некоторое количество «Лин- ксов». На поверхности фюзеляжа выделили яркой оранжевой краской носовой обтекатель, центральную часть фюзеляжа и хвостовые секции концевой балки. В состав бортового оборудования включили специфические системы, например, контейнер с телекамерой, передававшей изображение находящейся непосредственно под вертолетом поверхности, и перископ в кабине экипажа. Системы, завязанные на ракеты «Си Скьюа», сняли в соответствии с международными договорами о демилитаризации Антарктиды.

«Линкс» HAS.Mk.3SICE. Вертолеты Mk.3ICE после оснащения системой AD3400 стали иметь обозначение Mk.3SICE. В течение семимесячного пребывания корабля «Индьюранс» в районе Антарктиды в 1999 г. два вертолета «Линкс» проводили исследования в заливе Кэролла, занимаясь аэрофотосъемкой и сбором данных о состоянии окружающей среды.

«Линкс» HAS.Mk.3CTS. Этот вертолет служил для летной отработки центральной тактической системы (CTS) Рейкал RAMS 4000, призванной уменьшить нагрузку на экипаж и предназначенной для вертолета «Линкс» НМА. Мк.8.

«Линкс» HAS.Mk.3S/GM. Вертолеты HAS. Mk.3S, переоборудованные для участия в операции «Гренби», официально получили обозначение HAS.Mk.3S/GM.




«Линкс» НМА.Мк.8

Самый усовершенствованный палубный вертолет «Линкс» НМА.Мк.8 до конца 1995 г. обозначался как HAS.Мк.8. Одновременно с ним шло создание армейского многоцелевого вертолета АН.Мк.7. Если вертолеты HAS.Mk.3 модернизировались под требования 1980-х годов, то вертолеты НМА.Мк.8 – это уже машины XXI столетия. Вертолет оснащен двигателями Роллс-Ройс «Джем» 42-200 мощностью по 900 л. е., усовершенствованным несущим винтом BERP и новым рулевым винтом. В состав оборудования вошли самые современные системы, улучшающие возможности вертолета по ведению разведки и борьбы с надводными кораблями, а также позволяющие увеличить автономность. Вертолеты НМА.Мк.8 оснащены новыми цифровыми процессорами для поисковой РЛС «Сиспрей». Имеющие такие процессоры вертолеты получают обозначение HMA.Mk.8DSP (Digital Signal Processing) или HMA.Mk.8(DP). В настоящее время на вертолетах НМА.Мк.8 устанавливаются контейнеры с 12,7-мм пулеметами.

Такие пулеметы ставились на вертолеты HAS.Mk.3GM, хотя информация об их использовании отсутствует. На этапе разработки вертолета НМА.Мк.8 были задействованы машины HAS.Mk.3CTS. Вертолет под номером XZ236 служил для разработки и интеграции системы CTS, вертолет ZD266 – комплекса авионики, а вертолет ZD267 – нового обтекателя для поисковой РЛС под носовой частью фюзеляжа и тепловизионной системы «Си Оул», размещенной на карданной подвеске в обтекателе в носовой части фюзеляжа. В мае 1992 г. бывшая в то время фирма «Уэстленд» получила контракт на модернизацию первых семи вертолетов из запланированных 44. Потом было заключено еще четыре подобных контракта. Первый модернизированный вертолет был поставлен в июле 1994 г. в учебное подразделение, сформированное в составе 815-й эскадрильи. К середине 1995 г. первая семерка была поставлена флоту. В феврале 1996 г. первые вертолеты НМА.Мк.8 поступили в 702-ю эскадрилью. Первые полеты в морских условиях вертолет выполнил в конце 1995 г. на борту фрегата «Монроуз» (класс «Тип 23»), Переоборудование всех 44 вертолетов планировали завершить в 2003 г.





«Линксы» за рубежом

Палубные вертолеты «Линкс» активно поставлялись на экспорт во многие страны. Фирма-разработчик выпускала вертолеты в соответствии с пожеланиями заказчика. Это касалось и двигателей, и оборудования.


Бразилия – «Линкс» Мк.21, «Супер Линкс» Мк.21А

Вертолеты Мк.21 были вариантом вертолетов HAS.Mk.2 британских ВМС, имели на вооружении противокорабельные ракеты «Си Скьюа», глубинные бомбы Мк.9 и торпеды Мк.46. Первый полет вертолет совершил 30 сентября 1977 г. Было построено девять машин, послед няя полетела 14 апреля 1978 г. В ВМС Бразилии вертолеты получили обозначение SAH-11. С 1978 г. входят в состав эскадрильи ударных вертолетов НА-1, расположенной на базе в Сан-Педро-де-Альдейя. Вертолеты приписаны к фрегатам класса «Нитерой».

Бразилия также получила 14 вертолетов «Супер Линкс» Мк.21А: девять новой постройки и пять, переоборудованных из вертолетов Мк.21. Контракт стоимостью 150 млн. фунтов стерлингов на поставки этих вертолетов был подписан в 1993 г. Вертолеты Мк.21А во многом соответствуют вертолетам Мк.95, находящимся на вооружении ВМС Португалии. Отличаются установкой поисковой РЛС кругового обзора «Сиспрей» 3000 и узлами крепления тепловизионной системы FUR, контейнеров с разведывательной аппаратурой и погружаемой ГАС. На вертолетах стоят ГТД «Джеи» 42-1 мощностью по 1120 л. с. и несущий винт с цельнокомпозиционными лопастями. Первый модифицированный вертолет выполнил полет 23 марта 1996 г., а первый вновь построенный -12 июля 1996 г.



Аргентина – «Линкс» Мк.23

Два аргентинских вертолета «Линкс» Мк.23 (первые полеты состоялись 17 мая и 23 июня 1978 г.) служили для целей ПЛО и базировались на борту эскадренных миноносцев «Геркулес» и «Сантисима Тринидад» (бывшие английские корабли класса «Тип 42», полученные из Великобритании). Во многом они были идентичны английским вертолетам HAS.Mk.2 и бразильским Мк.21. Накануне войны с англичанами из-за Фолклендских островов оба вертолета находились на базе в Порт-Стэнли и сыграли незначительную роль в боевых действиях. Один вертолет с бортовым номером З-Н-42 0735 (показан на верхнем фото) разбился 2 мая 1982 г., а второй после этого случая не летал и был в ноябре 1987 г. продан Дании.


Дания – «Линкс» Мк.80, Мк.90 и «Супер Линкс» Мк.90В

Дания закупила 10 вертолетов (восемь в варианте Мк.80 и два – Мк.90) для охраны рыболовства. Эти вертолеты привлекли датчан двумя надежными двигателями, обеспечивающими безопасность эксплуатации, и возможностью заправляться топливом в полете, зависая над кораблем. Специально для этого была спроектирована заправочная система HIFR (Helicopter In-Flight Refuelling). Все датские вертолеты «Линкс» представляли собой варианты вертолетов HAS. Mk.3 с РЛС «Сиспрей». Первые восемь машин являлись вновь изготовленными вертолетами Мк.80. Первый полет такой вертолет совершил 3 февраля 1980 г. Два вертолета Мк.90 были куплены в 1987 – 1988 гг. для замены двух вертолетов Мк.80, разбившихся в 1985 и 1987 гг.

Находящиеся на вооружении вертолеты проходят модернизацию в соответствии с программой MLU, которая за рубежом обычно выполняется с целью продления эксплуатационного ресурса. После модификации вертолеты получают обозначение Мк.90В.



Нидерланды – «Линкс» Мк,25, Мк.27, Мк.81 и «Линкс» STAMOL

Первые шесть голландских «Линксов» Мк.25 были аналогами английских машин HAS.Mk.2 и приобретались как поисково-спасательные. Их первые полеты состоялись в период между 23 августа 1976 г. и 16 сентября 1977 г. Получив местное обозначение UH-14A, вертолеты также применялись для учебных целей, в качестве транспортных и для обеспечения антитеррористического подразделения ВВЕ, входившего в состав Королевского корпуса морской пехоты.

Вертолеты Mk.27 (SH-14B) также являлись подобием вертолетов HAS.Mk.2, но имели силовую установку из двух ГТД «Джем» 4 Мк.1010 мощностью по 1120 л. с. Десятка противолодочных вертолетов Мк.27 предназначалась для размещения на фрегатах классов «Тромп», «Кортенаар» и «Ван Спейк». Первый полет машина совершила 6 октября 1978 г. В состав противолодочного комплекса входили погружаемая ГАС Алкател DUAV-4A и одна-две торпеды Мк.46.

Третья партия вертолетов под индексом Мк.81 представляла собой дооборудованные вертолеты HAS.Mk.3. В ВМС Нидерландов они имели обозначение SH-14C. Первый полет этого вертолета состоялся 9 июля 1980 г. Сначала на вертолетах SH-14C не было погружаемой ГАС, вместо нее стоял буксируемый магнитометр Тексас Инструменте AN/ASQ-81(V)2. Но он оказался неэффективным и был снят. С этого момента вертолеты SH-14C стали применяться как учебные и многоцелевые.

По программе STAMOL оставшиеся в эксплуатации 22 вертолета «Линкс» были модернизированы в вариант SH-14D, который стал стандартным для ВМС Нидерландов. Во многом они походили на вертолеты SH-14B, оснащенные ГАС. На вертолетах устанавливались более мощные ГТД, усовершенствованные лопасти несущего винта и новая авионика. Предполагали использовать более эффективную РЛС, но из- за нехватки средств от нее отказались в пользу более дешевой тепловизионной системы FUR.



Франция – «Линкс» Mk.2(FN), Mk.4(FN)

Вертолет Mk.2(FN) представлял собой вертолет HAS.Mk.2 с увеличенной до 4765 кг взлетной массой. Такую же взлетную массу имели голландские вертолеты «Линкс» Мк.27 с двигателями «Джем» 4. С самого начала разработки вертолет Mk.2(FN), показанный на нижнем фото, предназначался и для противокорабельных операций. В британском флоте вертолеты «Линкс» получили такую возможность позднее и только при существенном переоборудовании. На французских вертолетах вместо локатора «Сиспрей» устанавливалась станция OMERA-SEGID ORB31W. В состав вооружения входили ракеты Аэроспасьяль AS 12. Первый полет вертолет выполнил 24 октября 1979 г. Всего было изготовлено 26 штук.



Малайзия – «Супер Линкс»

В сентябре 1999 г. было объявлено о продаже Королевскому флоту Малайзии шести вертолетов «Супер Линкс» для замены устаревших вертолетов «Уосп». Подробностей о составе их оборудования и вооружения нет.


Норвегия – «Линкс» Мк.86

ВВС Норвегии заказали шесть вертолетов «Линкс» для последующей передачи Береговой охране для использования в качестве поисково-спасательных, охраны рыболовства и экологического мониторинга. Первая машина поднялась в воздух 23 января 1981 г. Вертолеты входили в состав 337-й эскадрильи в Бардуфосе, а базировались на патрульных кораблях класса «Нордкап», выполняя работы в Северной Атлантике выше 65° северной широты.

Вертолеты Мк.86, оснащенные двигателями «Джем» 4 Мк.1010, не имели складывающуюся хвостовую балку, как на других палубных вертолетах «Линкс». На них стояла РЛС «Сиспрей», а в дополнение к обычным средствам радиосвязи в КВ и УКВ диапазонах устанавливались специальные средства связи, применяемые в полиции и спасательных службах. Вертолеты были снабжены специальной телекамерой, которая позволяла четко зафиксировать место нарушения территориальных вод. Установленная спасательная лебедка использовалась для высадки инспекторов на борт подозрительного судна для его проверки. Лебедка также служила для подачи шланга для подключения к топливной заправочной системе HIFR. Норвегия очень активно использует вертолеты «Линкс», налет у них чрезвычайно боль шой. В связи с этим в ближайшее время будет поставлен вопрос о закупке нового вертолета.



Португалия – «Супер Линкс» Мк.95

ВМС Португалии выбрали вертолет «Супер Линкс» в качестве противолодочного. Заказ на пять вертолетов был оформлен 2 ноября 1990 г. Хотя вертолеты и назывались «Супер Линкс» и номинально были вариантами НМА.Мк.8, на них отсутствовала пассивная тепловизионная система «Си Оул» в носовом обтекателе, применяемая на английских вертолетах. Зато на них стояла спутниковая инерци- альная навигационная система Рейкал RNS252 с оборудованием GPS, поисковая РЛС Бендикс RDR1500 в обтекателе под носовой частью фюзеляжа и погружаемая ГАС Бендикс AN/AQS-18(V). Все это было впервые применено на вертолетах

«Супер Линкс». Пять вертолетов Мк.95 предназначались для фрегатов класса «Васко да Гама». В обычное время машины содержались на базе в Монтихо недалеко от Лиссабона. Три португальских вертолета были построены заново, а два были переоборудованы из английских HAS.Mk.3. Первый модернизированный вертолет полетел 27 марта 1992 г., а вновь построенный – 9 июля 1993 г.



Нигерия – «Линкс» Мк.89

Последние серийные вертолеты HAS.Mk.3 продавались Нигерии в варианте Мк.89, который был аналогичен немецкому вертолету Мк.88, но без погружаемой ГАС, зато со складывающейся хвостовой балкой. Нигерийские вертолеты имели двигатели Роллс-Ройс «Джем» 43-1 Мк.1020 мощностью по 1135 л. е., адаптированные к работе 8 условиях высоких температур и горной местности. Первый вертолет полетел 29 сентября 1983 г. Нигерия получила три вертолета, из которых сформировали 101-ю эскадрилью.



Пакистан – «Линкс» HAS/Mk.3(P)

В июне 1994 г. Пакистан подписал соглашение о покупке из запасов ВМС Великобритании трех вертолетов «Линкс» HAS.Mk.3, оговорив приобретение в дальнейшем еще трех машин. Вертолеты предназначались для базирования на трех из шести фрегатах класса «тип 21», также закупленных в Великобритании. Перед поставкой вертолеты прошли «косметический» ремонт, во время которого было снято все оборудование, связанное с использованием противокорабельных ракет «Си Скьюа».


Катар – «Линкс» Мк.28

Полиция Катара была единственным покупателем вертолетов в вари анте НС.Мк.28. Она получила три вертолета, которые были аналогами вертолетов «Линкс» АН.Мк.1 английской армейской авиации. Отличались они внешне только установкой противопыльных фильтров на воздухозаборниках двигателей. Первый вертолет Мк.28 полетел 2 декабря 1977 г. Все три машины катарская полиция получила в 1978 г. Карьера у вертолетов Мк.28 оказалась недолгой. В 1991 г. они были проданы английской фирме «Бритиш Аэроспейс», которая потом их передала министерству обороны Великобритании.



Южная Корея – «Супер Линкс» Мк.99

Южная Корея стала первой страной-экспортером вертолетов «Супер Линкс», заказав их в 1988 г. Сначала вертолеты назвались «Супер Линкс» 9, так как цифра «9» у корейцев олицетворяет счастливое будущее. Затем они стали обозначаться Мк.99. Южнокорейские вертолеты, хотя и относятся к семейству «Супер Линкс», не оснащаются несущим винтом BERP с цельнокомпозиционными лопастями. На вертолете стоит новая РЛС «Сиспрей» Мк.З, закрытая обтекателем под носовой частью фюзеляжа. Всего было куплено 12 вертолетов. Они предназначены для эскадренных миноносцев классов «Аллен Самнер» и «Гиринг». Фактически они входят в состав 627-й эскадрильи, дислоцированной на базе в Чинхае (Chinhae). В состав вооружения вертолетов входят противолодочные торпеды Мк.44 и противокорабельные ракеты «Си Скьюа». Первый полет вертолет Мк.99 совершил 16 ноября 1989 г. Поставки заказанных машин состоялись между июлем 1990 г. и маем 1991 г. Среди поставленных вертолетов отсутствовала машина с серийным номером 90-0704, так как цифра «4» в Корее символизирует несчастье.



ЮАР – «Супер Линкс» Мк.64

Для ВВС ЮАР заказаны четыре вертолета «Супер Линкс» Мк.64, которые должны быть поставлены в третьем квартале 2007г. Вертолеты оснащены поисковой РЛС Телефоникс APS-143B с круговым обзором, теплопеленгатором Денел Оптроникс FLIR и другим оборудованием, разработанным фирмами ЮАР.



Германия – «Линкс» Мк.88 и «Супер Линкс» Мк.88А

Вертолеты ВМС ФРГ «Линкс» Мк.88 представляли собой обычные английские вертолеты HAS.Mk.3. Однако они не имели систему складывания хвостовой балки, хотя предназначались для размещения на небольших кораблях. Вертолеты были оснащены погружаемой ГАС Бендикс AN/AQS-18(V). Было построено 19 вертолетов, которые базировались в Нордхольце. Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 26 мая 1981 г. Позднее 17 вертолетов были переоборудованы в вариант «Супер Линкс» Мк.88А с усовершенствованными системами. В сентябре 1996 г. был оформлен заказ стоимостью 100 млн. фунтов стерлингов на семь вертолетов Мк.88А новой постройки. Первый из них полетел 1 мая 1999 г. (бортовой номер 83+21, показан на фото). Вертолет Мк.88А похож на бразильский Мк.21А. На нем стоят поисковая РЛС GEC-Маркони «Сиспрей» 3000 и тепловизионная система GEC-Сенсорс MST FLIR в носовой части фюзеляжа на турельной подвеске.


На фото показан первый, доставленный из США вертолет Сикорский SH-3D в момент взлета с площадки в доках Эйвонмот 11 октября 1966 г. Пилотировал вертолет главный летчик-испы- татель фирмы «Уэстленд» Слим Сиэрс. Первый вертолет «Си Кинг» HAS.Mk.1 лицензионной сборки полетел только через три с лишним года








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх