Уэстленд «Уосп»

Вертолет «Уосп» очень долго находился на вооружении. ВМС Великобритании эксплуатировали его в течение 20 лет. На закате своей карьеры вертолеты «Уосп» приняли самое активное участие в войне из-за Фолклендских островов


В 1958 г. состоялся первый полет опытного вертолета Саундерс-Ро Р.531. Именно на его основе в октябре 1962 г. был разработан легкий палубный вертолет Уэстленд «Уосп» HAS.Mk.1. Он предназначался для базирования на небольших кораблях (фрегатах и эсминцах), имеющих посадочные площадки ограниченных размеров. «Уосп» создавался как противолодочный и многоцелевой. Но он не обладал достаточной мощностью, чтобы одновременно нести поисковое оборудование и вооружение. Поэтому в основном выполнял задачи по обнаружению подводных лодок и передавал информацию на борт корабля-носителя или другим кораблям. В противокорабельном варианте «Уосп» был более автономен. Не имея поисковой РЛС, он мог приближаться к цели на расстояние до 8 км и осуществлять визуальный пуск противокорабельной ракеты AS-12, управляемой по проводам. «Уосп» также использовался для поисково-спасательных операций,разведки, связи, перевозки высоких военных чинов, перевозки легких грузов и аэрофотосъемки. Вертолет имел четырехопорное шасси, колеса которого могли устанавливаться так, что при качке корабля машина не могла сместиться в любом направлении. Имелись специальная тормозная система, удерживающая вертолет на месте, а также швартовочные узлы.

Поставки вертолетов на вооружение ВМС Великобритании начались в 1963 г. Незадолго для снятия их с вооружения вертолеты принимали участие в операции «Корпорейт» в Южной Атлантике во время англо-аргентинской войны в 1982 г. К этому моменту на смену «Уоспам» стали приходить вертолеты «Линкс». В этой операции принимали участие вертолеты «Уосп» HAS.Mk.1 из состава 829-й эскадрильи. Они базировались на восьми английских кораблях. Вертолеты использовались, главным образом, для разведки и перевозки различных грузов, а также эвакуации раненых. Был эпизод, когда три «Уоспа» (два с эсминца «Эндьюранс» и один – с фрегата «Плимут») обнаружили аргентинскую подводную лодку «Санта Фе». Запущенные с вертолетов ракеты AS-12 пробили надстройку, после чего взорвались, не причинив лодке большого вреда.

Вертолеты «Уосп» находились на вооружении ВМС Аргентины, Бразилии, Новой Зеландии и ЮАР. В 2002 г. Малайзия сняла «Уоспы» с вооружения, заменив их вертолетами Еврокоптер «Феннек». В 2006 г. только Индонезия сохранила «Уоспы» на вооружении своих ВМС.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Уэстленд «Уосп» HAS.Mk.1

Тип. Легкий многоцелевой палубный вертолет

Силовая установка. 1 ГТД Роллс-Ройс «Нимбус» 503 мощностью 710 л. с. Летные характеристики. Максимальная скорость с вооружением 190 км/ч, максимальная крейсерская скорость 180 км/ч, дальность полета 435 км.

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 1565 кг, максимальная взлетная 2495 кг.

Размеры. Диаметр несущего винта 9,83 м, ометаемая площадь 75.9 м2 , длина с вращающимися винтами 12,29 м, высота 3,56 м. Вооружение. Две легкие торпеды Mk.44AS или две противокорабельные ракеты AS-12.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх