Еврокоптер AS 350/355 «Экюрей»

В 1972 г. фирма «Аэроспасьяль» впервые объявила о проекте легкого многоцелевого вертолета AS 350 «Экюрей», предназначенного для замены популярных в то время вертолетов «Алуэтт» III. Разрабатывая эту, машину фирма решила отказаться от использования «фенестрона» и вернулась к классическому рулевому винту. Зато в конструкции трехлопастного несущего винта была предусмотрена оригинальная втулка «Старфлекс» с эластомерными сферическими подшипниками. Конструкция «Экюрея» была достаточно проста: хорошо остекленная кабина,рассчитанная на б чел., плавно переходила в хвостовую балку, на конце которой размещались стреловидное вертикальное оперение и горизонтальный стабилизатор.

Первый полет AS 350 выполнил 27 июня 1974 г. На опытной машине стоял один американский ГТД Авко Лайкоминг LTS-101. Второй вертолет, полетевший в феврале 1975 г., уже был оснащен французским двигателем Турбомека «Ариэль». В 1977 г. начались летные испытания предсерийных вертолетов, всего их построили 8 штук.

Сертификация первой серий ной модели AS 350В с двигателем «Ариэль» 1 мощностью 640 л.с. завершилась во Франции в октябре 1977 г. Для североамериканского рынка была разработана модификация AS 350С «А-Стар» с двигателем LTS-101. В 1986 г. во Франции был сертифицирован усовершенствованный вертолет AS 350В, отличавшийся новой трансмиссией и двигателем «Ариэль» 1D мощностью 685 л. е., позволившим эксплуатировать вертолет в условиях жаркого климата и высокогорья. В мае 1985 г. вертолет установил три международных рекорда времени набора высоты, в том числе высоты 9000 м, на которую он поднялся за 15 мин 51.5 с. В тот же период американский вариант AS 350С был заменен улучшенной моделью AS 350D «А-Стар» Mk.III с двигателем LTS-101 -600АЗ (615 л.с.).

Перечисленные выше вертолеты нашли применение в гражданских организациях и полиции. В марте 1985 г. начались летные испытания вертолета AS350L, предназначенного для военных целей. От гражданских он отличался увеличенной высотой стоек полозкового шасси (что дало возможность подвешивать под фюзеляжем контейнеры со специальным оборудованием), заменой дверей автомобильного типа на сдвижные и усиленной конструкцией планера. Вертолет AS 350L мог нести под фюзеляжем турель с 20-мм пушкой GIAT М621, а по бокам фюзеляжа на пилонах могли подвешиваться контейнеры с PC калибром 70 мм или 7,62-мм пулеметами. Поставки вертолета в армию Франции начались весной 1986 г.

Вертолеты «Экюрей» быстро завоевали популярность. Они стали применяться в качестве административных, патрульных, поисково-спасательных, санитарных и пожарных. Попытка использовать на вертолете «фенестрон» не удалась.

С конца 1970-х годах фирма «Аэроспасьяль» разрабатывает новые модификации вертолета «Экюрей», из которых наиболее заметной стала модель AS 355 «Экюрей» 2 с двумя ГТД. Первый полет опытной машины был выполнен 28 сентября 1979 г. Исходный серийный вариант AS 355Е оказался практически незамеченным на рынке, зато следующая модификация AS 355F стала пользоваться спросом. Вертолет был оснащен двумя ГТД Аллисон/Роллс-Ройс 250-C20F мощностью по 420 л.с.

Со временем семейство вертолетов «Экюрей» существенно расширилось. Появились гражданские варианты AS 350В-2 (ГТД Турбомека «Ариэль» 1D1 мощностью 730 л.с.), AS 350В-3 (с двигателем «Ариэль» 2В мощностью 850 л.с.) и AS 355N (два ГТД Турбомека ТМ-319-1А «Арриус» мощностью по 405 л.с.).

Для военных были созданы вертолеты, получившие название «Феннек». Модификация AS 550АЗ представляла собой гражданскую машину AS 350В-2 с двигателем «Ариэль» 2В, оснащенную одной неподвижной подфюзедяжной 20-мм пушкой и пилонами для подвески двух контейнеров с 70-мм PC. Вертолет AS 550С-3 «Феннек» кроме пулеметов и пушки мог уже нести ПТУР «Тоу». Вертолеты AS 555AN имели под фюзеляжем турельную установку с 20-мм пушкой. Для ВМС были созданы многоцелевые машины AS 555MN и AS 555SN, способные участвовать с противолодочных операциях и загоризонтному наведению противокорабельных ракет. Морские вертолеты могли базироваться на легких кораблях водоизмещением от 600 т.

После образования в 1992 г. фирмы «Еврокоптер» развитие семейства вертолетов «Экюрей» продолжалось, но теперь вновь созданные машины получили обозначение ЕС 130. Первый полет опытный ЕС 130 выполнил в июне 1999 г. От исходного AS 350В-3 он отличается существенно расширенным фюзеляжем, новым полозковым шасси, а самое главное – наличием «фенестрона». В начале 2000-х годов были разработаны модификации ЕС 130B3 и В4.

Вертолеты семейства «Экюрей» выпускались по лицензии. Например, в Бразилии фирма «Элибраз» построила свыше 300 вертолетов AS 355 под обозначением НВ-355 «Эскуило». В Китае он выпускается под индексом Z-11. К 2007 г. заказчики из почти 70 стран мира получили свыше 3000 вертолетов.

Весной 2007 г. вертолет AS 550С-2 «Феннек» стал победителем обьявленного в 2004 г. конкурса на поставку индийской армии 197 современных легких вертолетов. Согласно условиям конкурса, «Еврокоптер» поставит 60 вертолетов собственной постройки, а остальные 137 планируется собрать на заводе фирмы HAL в Бангалоре.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Еврокоптер AS 350В-3 «Экюрей»

Тип. Легкий многоцелевой вертолет. Силовая установка. 1 ГТД Турбомека «Ариэль» 2В взлетной мощностью 850 л. е.. ограниченной трансмиссией 670 л.с.

Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость на уровне моря 260 км/ч, начальная скороподъемность 9,1 м/с, статический потолок без учета влияния земли 3630 м, дальность полета 640 км.

Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 1175 кг. максимальная взлетная масса 2250 кг Размеры. Диаметр несущего винта 10,69 м, ометаемая площадь 89,75 м2 , длина вертолета с вращающимися винтами 12,94 м, длина фюзеляжа 10,93 м. высота вертолета 3,14 м.

Число мест экипажа 1, пассажиров 5. Вооружение см текст.


На службе армии и полиции

Вертолеты семейства «Экюрей» («Скуиррел» – «белка») зарекомендовали себя универсальными военным машинами. На основе исходных гражданских транспортных и учебно-тренировочных вариантов фирма «Еврокоптер» разработала различные военные варианты, включая вертолеты ПЛО корабельного базирования. Вертолеты «Экюрей» применяются и в полиции в качестве эффективного средства поддержания правопорядка.



Школа подготовки пилотов военных вертолетов, Великобритания

По просьбе министерства обороны Великобритании фирма «Еврокоптер» разработала специальный учебно-тренировочный вертолет AS 350В2 для вертолетного училища, в котором ведется подготовка пилотов вертолетов для армии, ВВС и ВМС Великобритании. Это училище располагается на авиабазе английских ВВС в Шобэри. Школа располагает 26 вертолетами «Скуиррел» НТ.Мк.1 (см. фото) и 12 машинами НТ.Мк.2, на которых учат пользоваться очками ночного видения. Вертолеты HT,Mk.2 часть базируются в Миддл Уоллопе в составе 670-й эскадрильи армейской авиации.



Колумбия

ВМС Колумбии в свое время получили приличное число вертолетов AS 555 «Феннек». У этих машин под фюзеляжем находится большой обтекатель с поисковой РЛС, которая применяется для обнаружения надводных кораблей и подводных лодок и применяется во время поисково-спасательных операций. Показанный на фото вертолет под номером ARC203 является третьей поставленной машиной. Его сфотографировали в июле 1999 г. на борту колумбийского эсминца «Альмиранте Падилья», во время его стоянки в морской базе Рузвельт-Роуд на Пуэрто- Рико. Тогда вертолет принимал участие в маневрах «Унитас-99».



Австралия

Прошло немало лет, прежде чем на основе многоцелевого гражданского вертолета Аэроспасяьль AS 350 была создана военная модель. За основу была взята модификация AS 350В, превратившаяся в военный вертолет AS 350L, выполнивший первый полет в марте 1986 г. Он был оснащен одним ГТД Турбомека «Ариэль» 1D, имел полозковое шасси с увеличенной высотой стоек, сдвигающиеся по направляющим двери кабины; была предусмотрена возможность установки бронированных сидений и пилонов для подвески вооружения. В дальнейшем на вертолеты стали ставить двигатели Ариэль 1D1 мощностью 732 л.с., в результате чего машины стали обозначаться AS 350L1.

До появления на рынке вертолетов AS 350L/L1 некоторые страны закупили вертолеты AS 350. Например, вооруженные силы Австралии приобрели 24 вертолета AS 350В, которые были затем доработаны в улучшенный вариант AS 350ВА. Шесть вертолетов попали в ВМС Австралии и базировались на кораблях (см. рисунок). Остальные 18 проходили службу в школе подготовки пилотов военных вертолетов. Эта школа курировалась армией Австралии, но выпускала вертолетчиков для всех родов войск.



Великобритания

В 1996 г. два вертолета AS 355F1, взятые в лизинг с «гражданки», поступили на службу в 32-ю эскадрилью ВВС Великобритании, в которой заменил старые вертолеты Уэстленд «Уэссекс», использовавшиеся для перевозки высокопоставленных лиц. Позднее в этой эскадрилье появился третий вертолет (показан на фото), тоже взятый в лизинг.


Другие разработки и эксплуатанты

Как уже отмечалось, вертолеты «Экюрей» («Скуиррел») предназначались для замены старых вертолетов «Алуэтт» II и III. Было очевидно, что в скором времени новые машины найдут дорогу в вооруженные силы. Действительно, вертолеты «Экюрей» в большом количестве были приняты на вооружение ВВС Франции. Их также широко экспортировали, даже выпускали по лицензии в Бразилии и Китае.

В январе 1990 г. фирма «Аэроспасьяль» решила переименовать вертолеты «Экюрей», чтобы отличать гражданские машины от военных. Военным вертолетам дали название «Феннек», при этом вертолеты с одним ГТД стали обозначаться AS 550, а с двумя – AS 555. Каждая модель имела различные модификации. В семействе вертолетов AS 550 были варианты AS 550U2 (многоцелевой), AS 550А2 (оснащенный пушкой), AS 550С2 (армейский, вооруженный управляемыми ракетами, и палубные многоцелевые, вооруженный и невооруженный). В 1990 г. армия Дании купила 12 вертолетов AS 550С2, оснастив их системой ESCO «Гелитол». В ее состав входили прицел-целеуказатель, расположенный над кабиной, и четыре ПТУР «Тоу» на боковых пилонах. Подобные вертолеты были приняты на вооружение Сингапура.

Двухдвигательные вертолеты семейства AS 555 также имели свои модификации: AS 555UN (многоцелевой), AS 555AN (вооруженный пушкой), AS 555MN (палубный многоцелевой) и AS 555SN (вооруженный палубный).

Палубные вертолеты AS555 предназначались для базирования на небольших кораблях водоизмещением 600 т. Они оснащались поисковой РЛС кругового обзора Эллайд Сигнал RDR-1500 в шаровидном обтекателе под носовой частью фюзеляжа и могли нести магнитометр Секстан Авионик Мк.З под хвостовой балкой. Добавили доплеровскую навигационную систему Секстан Надир Мк.Ю. Вертолеты AS 555 способны нести две легкие торпеды Мк.44 или Мк.46 (соответствующие стандартам НАТО) или французскую торпеду «Мурена».



Бразилия

Бразилия является очень важным покупателем вертолетов «Экюрей». Ее фирма «Элибраз» (сейчас это дочернее предприятие фирмы «Еврокоптер») построила по лицензии свыше 300 вертолетов. Примерно 150

гражданских моделей НВ 350ВА, В2 и F2 строились под названием «Эскуи- ло» и поставлялись в полицию, государственным учреждениям, больницам и компаниям, занимающимся обслуживанием морских буровых платформ. Более широкой номенклатурой выпускались военные модификации. ВВС Бразилии получили 16 транспортных вертолетов СН-50 «Эскуило» (НВ 550U2), 20 учебно-тренировочных ТН-50 (правое нижнее фото), которые также могут использоваться для тушения пожаров, 11 вооруженных вертолетов СН -55 (НВ 555U2) и два вертолета в VIP-варианте VH-55 (НВ 355F2). На вооружении ВМС находятся 16 машин UH-12 (НВ 550ВА) и 9 вертолетов UH-12B (НВ 355F2) (верхнее фото). В армии имеются 36 вертолетов НА-1 (НВ 550А2) (нижнее левое фото), из которых 16 служат в качестве транспортных, а 20 – используются для обучения и тушения пожаров.



Парагвай

ВВС Парагвая получили два вертолета НВ 350В «Эскуило» (показан на фото), а ВМС – два таких же вертолета.



Вертолеты на службе полиции

Совместно с английской фирмой «МакАльпин Геликоптерс» фирма «Аэроспасяьль», а позднее «Еврокоптер» на основе вертолета AS 355N разработали полицейский вариант, известный как «Пэлис Тим Скуиррел» («PTS»). Этот вертолет может под носовой частью фюзеляжа нести теплопеленгатор (FLIR) производства фирмы GEC, в задней части кабины располагается рабочее место оператора спецсистем. Под кабиной установлен на карданном подвесе поисковый прожектор «Найтсан» мощностью 30 млн. свечей, а на опорах шасси – два громкоговорителя «Скайшаут». Кабина вертолета «PTS» имеет сдвигаемые по направляющим двери (как на военных моделя) и увеличенную высоту стоек шасси, позволяющих размещать под фюзеляжем любое полицейское оборудование. Находящаяся в Ставертоне Служба полицейской авиации Великобритании является основным поставщиком вертолетов в полицейские подразделения пот всей стране. Вертолеты «PTS» могут применяться в качестве санитарных.



Франция

Двухдвигательный вертолет AS 355 «Туин Скуиррел» («Экюрей» 2) был более привлекателен для военных, чем его однодвигательный собрат. В 1988-1989 гг. появилась его самая совершенная модификация AS 355М, основным покупателем которой является армейская авиация Франции, заказавшая сначала 50 машин. Всего Франция получила 52 вертолета «Экюрей» 2. Первые восемь машин были оснащены двумя ГТД Аллисон (Роллс-Ройс) 250-C20F, а остальные 44 (поставленные с января 1990 г.) – двигателями Турбомека ТМ319 «Арриус» 1М. Экспортная модель имеет обозначение AS 355М2.

Разработка вертолета AS 555 велась в соответствии с требованиями армии Франции к вооруженному патрульному вертолету и вертолету сопровождения. Для вертолета фирма «Аэроспасьяль» создала несколько моделей ракетного вооружения. Вертолет может также нести американские ПТУР «Тоу» и НОТ. Машины AS 555AN, находящиеся на вооружении Франции, вооружены одной пушкой (обычно это GIAT М621 калибром 20 мм), хотя могут подвешиваться контейнеры с пулеметами производства фирм «Матра» и FN.

Вертолеты AS 555AN (верхнее фото) приданы эскадрильям транспортных вертолетов. Самым известным подразделением вертолетов AS 555AN является эскадрилья ЕНОМ 00/068, которая обеспечивает охрану периметра французского космодрома «Куру» во Французской Гвиане. Армия Франции сначала планировала купить 100 вертолетов «Экюрей», но приобрела всего 18 моделей AS 555UN для обучения полетам по приборам. Авиационные силы жандармерии имеют 30 однодвигательных вертолетов «Экюрей» (нижнее фото).



Аргентина

На вооружении ВМС Аргентины находится эскадрилья вертолетов AS 555MN «Феннек», использующихся совместно со старыми машинами «Алуэтт» III. Вооружение вертолеты не несут, но оснащены поисковой РЛС. К полозковому шасси крепятся надувные аварийные поплавки (см. фото), благодаря которым вертолеты регулярно базируются на борту кораблей аргентинского флота.



AS 355 «Экюрей» 2

Показанные на рисунке вертолет с бортовым индексом G-BOSK появился в подразделении столичной полиции в 1989 г. В 1990-х годах на нем стояло стандартное оборудование, но гораздо более эффективное, чем то, которое устанавливалось на предыдущих моделях вертолетов. Наличие двух ГТД повышало надежность и позволяло эксплуатировать машину над населенными городскими кварталами.


Специальное оборудование 1989 г.

В то время вертолет применялся как средство воздушного наблюдения. Например, вертолеты применялись для наблюдения за нарушителями скоростного режим на автотрасах в районе Лондона. С помощью небольшого компьютера передавалась информация о состоянии дороги и различных препятствиях.

Специальное оборудование 1999 г.

Типичный полицейский набор для вертолета включал тепловизор, телекамеры, поисковые прожекторы, громкоговорители, средства микроволновой связи и, даже, речевую командную систему. Наземные полицейские посты могли при необходимости видеть картинку, которую наблюдают с вертолета с помощью телекамеры и передают на землю в масштабе реального времени.

Схемы окраски

В свое время на этом вертолете заменили дверь кабины, взятую от вертолета, принадлежащего другому полицейскому подразделению, от которого сохранилась на двери эмблема. Сначала вертолет был окрашен в цвета, которые, как полагали, обеспечивают высокую заметность. Позднее исследования показали, что для большей заметности вертолеты следует красить в конрастные черный и белый цвета.


На период до 2010 г. фирма «Еврокоптер» оценила рынок вертолетов ЕС 120В в объеме 1600 – 2000 единиц






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх