Загрузка...



Транспортер-тягач МТ-ЛБ (объект 6)


Легкий многоцелевой гусеничный плавающий транспортер- тягач МТ-ЛБ и его небронированный вариант МТ-Л предназначались для буксировки прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также для монтажа различного оборудования. Ими предполагалось заменить в войсках артиллерийские тягачи АТ-П и АТ-Л. Разработаны в КБ ХТЗ. Приняты на вооружение в 1964 году. Серийное производство МТ-ЛБ осуществлялось на ХТЗ; МТ-Л серийно не производился.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

МТ-ЛБ - сварной стальной водонепроницаемый корпус. Водоизмещение позволяет транспортеру держаться на плаву при номинальной грузоподъемности 2 т. В передней части корпуса размещены агрегаты трансмиссии, отделение управления и башенная установка ТКБ-01-1 с пулеметом ПКТ (на машинах поздних выпусков, использовавшихся в мотострелковых частях в качестве бронетранспортеров, вместо башенки устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулеметом НСВТ). В средней части корпуса размещен двигатель, в кормовой - отделение для перевозки людей и грузов. Движение на плаву - за счет перемотки гусениц. Имеется отопительно-вентиляционная установка и ФВУ. На части машин в кормовой части смонтировано оборудование для самоокапывания.

МТ-ЛБВ - снегоболотоходный вариант. Установлены уширенные с 350 до 570 мм гусеницы и соответствующие им гидродинамические и грязевые щитки. Возможна буксировка прицепов массой 4 т. Масса машины в рабочем состоянии 10,35 т. Габариты: 6454x3150x1865 мм.

МТП-ЛБ - машина технической помощи. Оборудована кран- стрелой грузоподъемностью 15 т.

МТ-ЛБу - базовое шасси семейства машин управления самоходной артиллерией.

ТТ-ЛБ - самоходное шасси РЛС СНАР-10 разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии. Дальность обнаружения целей 20 км. Экипаж 4 человека.

Боевая машина 9П149 - самоходный ПТРК «Штурм-С». Выдвижная ПУс одним транспортно-пусковым контейнером с многоцелевой управляемой ракетой 9М114. Система наведения - полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Боекомплект 12 ракет в механизированной боеукладке барабанного типа.

Многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ начали поступать в войска с середины 60-х годов и быстро завоевали популярность своей многофункциональностью. Они использовались для буксировки артсистем калибра до 100 мм, в том числе БС-3 и МТ-12, для перевозки грузов и в качестве санитарных машин.

В северных районах СССР МТ-ЛБ и МТ-ЛБВ состояли на вооружении мотострелковых соединений как бронетранспортер, в частности, по западным данным, ими были укомплектованы 54-я, 64-я, 111-я и 131-я мотострелковые дивизии Ленинградского военного округа.

МТ-ЛБ активно использовались советскими войсками в Афганистане в качестве тягачей и транспортных машин. Существовал и вариант импровизированного самоходного миномета - на крыше транспортного отсека крепился буксируемый 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек». При этом огонь велся прямо с машины.

МТ-ЛБ широко применялись противоборствующими сторонами во всех вооруженных конфликтах на территории СНГ, в основном как бронетранспортеры. На них часто монтировали зенитные установки ЭУ-23-2 и различные ПУ, включая авиационные контейнеры с НУР и ПУ метеорологических ракет «Алазань».


МТ-ЛБ


МТ-ЛБ с пулеметом НСВТ


9П149 «Штурм-С»


РХМ «Кашалот»


ТТ-ЛБ/СНАР-10


На базе МТ-ЛБ были разработаны и серийно выпускались 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», боевые машины 9А34 и 9А35 самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-10», разведывательная химическая машина РХМ «Кашалот» и ее командирский вариант РХМ-К, инженерная машина с размещением в кормовой части корпуса экскаваторного оборудования. На базе МТ-Лбу выпускались машины комплекса управления артиллерийским огнем 1В12. В его состав входили: машина управления огнем батареи самоходных гаубиц 1В13, машина командира батареи 1В14, машина командира дивизиона 1В15 и машина управления огнем дивизиона самоходных гаубиц 1В16. Для частей ПВО сухопутных войск на базе МТ-Лбу были созданы подвижные пункты управления подразделениями ПВО мотострелкового (танкового) полка 9С80 «Овод-М-СВ» - ППРУ-1 и 9С80-1 «Сборка» - ППРУ-1м, а также унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 «Ранжир». Кроме того, на базе МТ-ЛБу размещаются радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219 «Зоо- парк-1» и комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н «Даль».

По советской лицензии производство МТ-ЛБ осуществлялось в Польше и Болгарии. В этих странах проводились собственные программы модернизации. В частности, в Болгарии на базе МТ-ЛБ выпускались 82- и 120-мм самоходные минометы, в Польше - инженерная машина. Помимо этих двух государств, МТ-ЛБ состояли на вооружении и ряда других стран-участниц Варшавского договора: ГДР, Чехословакии, Венгрии. После объединения Германии крупная партия МТ-ЛБ -450 единиц-была продана Швеции. Там на его базе создали боевую бронированную машину PbV401, вооруженную ПТРК RBS-56 «Билл-1», которая поступила на вооружение механизированных бригад сухопутных войск Швеции.


1В13


1В14


1В16


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МТ-ЛБ

МАССА В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом ЗИП, полной заправкой горючим и эксплуатационными материалами), т: 9,7.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ДЕСАНТ, чел.: 11.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6454, ширина - 2850, высота -1865, клиренс - 395.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 1000 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.

ДВИГАТЕЛЬ: ЯМЭ-238В, 8-цилиндровый, дизельный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 240 л.с. (176 кВт) при 2100 об/мин, рабочий объем 14 860 см3 .

ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданная передача, главная передача двухпоточная, объединяющая в одном агрегате коническую пару шестерен, шестискоростную коробку передач и планетарно- фрикционные механизмы поворота, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на 1-м и 6-м катках; в каждой гусенице 108 траков шириной 350 мм, шаг трака 111 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше -61,5; на плаву -6.

ЗАПАС ХОДА, км: на суше -500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35; ширина рва, м - 2,8; высота стенки, м - 1,1.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх