Глава 16

Чтение между строк

Недавно кто-то поинтересовался у меня: «Как научиться чтению между строк?» Прекрасный вопрос! Хотя в некоторой мере смешной, потому что люди все время считывают информацию между строк, сами не замечая того.

Объясню, что имею в виду. К примеру, кто-то написал записку. (Вы и сами, наверное, видели подобный случай, но не обратили внимания.) Итак, другой человек находит записку и быстро читает ее. В это время он спешит и думает о другом, или, возможно, не считает записку важной, но все же прочитывает ее, а позже с удивлением упоминает ее в разговоре:

— Почему он написал в записке о том-то и о том?

Возможно, вы тоже ознакомились с запиской и отвечаете ему:

— О чем ты говоришь? В записке нет ничего на эту тему.

— Конечно же, есть! Это написано прямо в первом предложении, — отвечает он вам.

Затем вы идете за запиской, находите ее и показываете собеседнику. Он читает ее и, конечно, видит, что там нет того, о чем он говорил.

— Видимо, это не та записка, которую я читал. Наверное, было две разных записки — это твоя, а я читал вторую, — говорит он, на что вы отвечаете:

— Нет, я думаю, что это единственная записка. Просто ты перепутал ее содержимое.

На самом деле, ваш собеседник воспринял то, что было написано между строчками записки.

Потому, в каком-то смысле, всем мы уже умеем писать между строк. Но это можно делать сознательно или неосознанно. Если хотите сознательно записать информацию между строк, надо во время того, как будете писать, о чем-то думать. Когда делаете это неосознанно, происходит то же самое. Например, когда вы очень спешите, когда ваш ум сильно чем-то занят — очень эмоционально заряженной мыслью, ощущением, переживанием... Вы поглощены ими, но вспоминаете, что должны написать записку: «Джим, купи несколько фломастеров и бумагу для копировальной машины». Вы пишете это почти автоматически, а доминирующая у вас в сознании и в ощущениях эмоционально заряженная мысль наложится на этот текст.

Вы не увидите этой информации глазами, но она присутствует на записке, и ее там даже больше, чем того, что написано буквами, — потому что написанное послание не заряжено эмоциями, в нем очень мало энергии. Так и получается, что ваши эмоционально заряженные мысли оказываются записанными между строк. Это лишь один пример, но происходит подобное очень-очень часто.

Я заметил это много лет назад. Такое произошло потому, что мне удается быть немного отстраненным, неэмоциональным по поводу некоторых тем, которые значат очень много для большинства людей. Я как бы стою в сторонке и наблюдаю за происходящим вокруг. А чтобы быть в состоянии видеть происходящее, чтобы понимать даже самого себя — надо стать практически бесстрастным наблюдателем, эмоционально не вовлеченным. А это именно то состояние, что позволяет читать между строк.

Если мы эмоционально вовлечены, эмоционально заряжены, нам будет очень сложно читать между строк. Нужно быть безразличным. Когда тибетскому монаху поручают записать на свиток информацию, которую надо скрыть, он прячет ее между строками текста. Тибетские тексты можно перевести на различные языки. И вот вы читаете такой текст, читаете и, наконец, восклицаете: «Что за запутанная болтовня! Похоже на речь политика...» Вы слышали когда-нибудь выступление политика? Они никогда не отвечают на заданные вопросы, никогда, а вместо этого болтают, пока у слушателей совсем не отключаются мозги. Почитайте переводы тибетских текстов — они выглядят точно так же, особенно если в оригинале было скрытое послание.

Итак, предположим, у вас есть страница текста, между строк которого скрыта информация о местонахождении клада. Если вы долго искали этот клад, если вы взволнованы и эмоционально привязаны к результату, то не сможете считать информацию между строками. Сознательно вы ничего не прочитаете. Подсознательно вы, конечно, все равно считаете ее, но ваш сознательный ум не сможет принять ее из подсознания из-за вашего сильного эмоционального возбуждения.

Вот в чем секрет чтения между строк, в том числе чтения тибетских свитков. Так их записали, и так же их следует читать — без эмоциональной вовлеченности. Получается, что человек, тратящий все силы на поиск какой-то информации, на ее нахождение, изучение, исследование — его вовлеченность закрывает его к восприятию этой самой информации. Сначала необходимо стать эмоционально безразличным к предмету исследования. Другими словами, вот вам величайший секрет: «Подумаешь, мне все равно». Вы можете возразить, что одних этих слов мало. Конечно, недостаточно просто повторить эту фразу, тут нельзя притвориться, надо по-настоящему стать безразличным.

Получается, что вам дают карту к кладу на миллиарды, и вы можете забрать себе весь клад. Кладете карту на стол — тут же воспламеняются эмоции, и вы не в состоянии ощутить ничего из информации, записанной между строк.

Вот насколько безэмоциональным надо уметь быть, чтобы расшифровывать такую информацию, и это, конечно, тяжелое задание. Научиться этому нелегко, но возможно. Кстати, это пригодится и в повседневной жизни — ведь если хотите от чего-то избавиться, то необходимо убрать свой эмоциональный заряд по отношению к этому явлению; только так можно отпустить его. Если есть эмоциональный заряд по отношению к чему-то негативному, мы будем постоянно говорить о нем, будем расстраиваться... Явление намагничивается и остается с нами. Но, как только сможете стать безразличным наблюдателем, оно будет отпущено.

Что до слова «безразличный», оно не совсем подходит к нашему описанию, но приходится использовать его за неимением более точных терминов. Пытаюсь описать явление, когда перед вами лежит что-то поистине фантастическое, а вы остаетесь совершенно спокойным. Это просто штука... Возьмете вы ее или нет — вам все равно.

Если можете относиться подобным образом к тому, что вам не нравится, — это явление исчезнет из вашей жизни, потому что вы больше не питаете его энергией. Вот такое состояние необходимо для восприятия информации, содержащейся между строк.

Много информации содержится между строк моей первой книги «Посланник». Это потребовало очень много работы — пока писал книгу, я провел много часов в легкой медитации и много часов в глубокой медитации. Входил в состояние медитации, затем писал текст, скажем, полстраницы, затем останавливался и начинал сначала. И так раз за разом, раз за разом.

Как же научиться сознательно считывать информацию, содержащуюся между строк? Читая книгу, подсознательно вы все равно воспринимаете межстрочную информацию. Подсознание считывает ее, а в состоянии медитации полученная информация медленно поступает в сознательный ум. Когда человек начинает работать с любовью, посылать любовь, запускается процесс, благодаря которому много подобной информации просачивается в его сознательный ум.

Но если хотите просто считать межстрочную информацию, то сначала прочитайте книгу обычным способом. Затем выберите одну-две страницы, которыми и займетесь. Прочитайте их, но в состоянии безразличия к значению слов. «Это неважно», — вы просто читаете и позволяете появляющимся эмоциям входить в свое сознание. Конечно, это требует практики.

Открою вам секрет гадания по чайным листьям. Большинство из вас, наверное, знает, что это такое: приходите в кофейный или чайный магазинчик, выпиваете чашечку чая, а потом вам гадают по листочкам чая на дне чашки. Конечно, мы говорим о настоящем гадании, а не о его имитации. О гадателе, действительно обучившемся этому искусству и практикующему его внимательно и с усердием. Такой гадатель тоже читает между строк — и неважно, слова перед ним или чайные листья, суть одна.

Ведь он делает единственную вещь — воспринимает. Когда вы пьете чай, когда размешиваете его, когда наливаете в чашку кипяток, внутри вас проносятся тысячи мыслей, ощущений, эмоций, идей, надежд, мечтаний, страхов, вдохновений... И следы этого остаются на всем, что вы делаете с окружающим миром. Чайные листья укладываются определенным образом, точно так же, как вода очень восприимчива к магнитным импульсам и долго хранит их. Все молекулы чая выстраиваются определенным образом. А когда гадалка или гадатель берут чашку и гадают по ней, они считывают оставленную вами информацию. А это и есть чтение между строк.

Неважно, слова это или чайные листья. Возьмите хоть камни! Если возьмете ведро камней и разложите их, подобно словам, на нескольких «страницах», то кому-то покажется, что это просто камни, не содержащие никакой информации. Но между строками этого каменного «текста» содержится огромный объем информации.

Я называю такое явление чтением между строк, потому что это подходит к нему лучше всего. Не знаю, как еще его назвать... Не хочу использовать термин «психические способности», потому что это не так. Информация содержится в том, как положен каждый камень; каждый из них хранит ваш магнитный отпечаток, отпечаток ваших мыслей, ощущений, эмоций — всего, что происходило в вас.

Вы можете спросить: «А что с прошлым? Как гадатель по чайным листьям заглядывает в прошлое?» Дело в том, что прошлое, настоящее и будущее — суть одно. Их раздельность — лишь иллюзия, которая исчезает, когда вы читаете между строк. Единственное, что связано со временем, это слова, которые пишут на бумаге, — они расположены во временном порядке. Но, внимательнее присмотревшись к этому, вы поймете, что словами можно написать о прошлом, настоящем и будущем. Значит, и они имеют отношение не только к моменту «сейчас»? То же справедливо для листьев чая, для камней, для костей (которые бросают на стол для гадания), для карт... Все сводится к одному — к чтению между строк.

Вернемся к тибетским свиткам — они содержат информацию, записанную между строк, которую могут считать лишь знающие, как ее расшифровать. Причем не нужно даже знать тибетский язык, чтобы считать информацию, содержащуюся между строк свитка. Да, не нужно понимать язык, на котором написан текст, потому что слова, из которых он состоит, не имеют отношения к тому, что написано между строк. Получаем прекрасный способ сокрытия информации. Очень эффективный способ — ведь тому, кто будет сильно хотеть завладеть информацией, как раз будет невозможно это сделать (помешают сильные эмоции). Изящно придумано!

Всегда ли вы думаете о том, что пишете, когда сочиняете кому-то письмо? Не уверен, ведь мы подвергаем самоцензуре большую часть своих мыслей.

И это — одна из причин, по которой я не разрешаю сильно редактировать мои книги. И особенно — книгу «Посланник», мою первую. Как-то я отдал ее на редактирование, после чего пришлось ее восстанавливать, что было очень непросто. Ведь если отдать текст человеку, не ориентирующемуся в теме, то он переделает все по своему разумению. А это все равно что после того, как вы разложили камни на земле, придет кто-то и переложит их по-своему. Тем самым добавив свою межстрочную информацию. Если у этого человека был не лучший день, если от него ушла жена (или ушел муж, если это женщина) — то они оставят между строк свои эмоции. Вот почему я так строг в вопросе редактирования своих текстов. И всегда прошу переводчиков переводить их как можно ближе к оригиналу, точно то, что я написал.

Если вы не читаете по-английски и желаете попробовать чтение между строк, возьмите какую-нибудь книгу на английском. (Можете вы ее читать или нет — не имеет значения, на самом деле.) Таким способом, кстати, легче всего обучиться чтению между строк. Ведь внимание не отвлекается на смысл слов, вы просто продолжаете читать — как будто умеете читать эти слова. Продолжайте, и через некоторое время вам станет немного... скучно. А скука означает «неважно, неинтересно, неэмоционально», ведь чтение становится монотонным. Как раз это нам и нужно. Когда чтение становится монотонным, скучным, неинтересным — тогда вы отпускаете напряжение, и информация с большей легкостью входит в ваш сознательный ум. Это становится возможным потому, что с приходом скуки сознательный ум немного приоткрывается и позволяет входить в себя тому, что обычно блокирует. Он как бы говорит: «Дайте же мне хоть что-нибудь! Я согласен на что угодно!» — тут-то информация и входит в него.

И снова-таки, когда практикуете чтение между строк книги, подвергшейся сильному редактированию, — сами можете предположить, что произойдет. Мне доводилось видеть, как текст, созданный автором, проходил сквозь редактирование. Должен признаться, что он больше не был тем же текстом.

Что до грамматики, пунктуации и сокращений, запомните такую вещь: писательство — искусство, тесно связанное с тем, кто пишет. Принятое в нашем обществе отношение к правописанию: «Все должно быть по правилам, все точки и запятые на своих местах» — это все равно что приказать художнику использовать лишь два цвета. «С настоящего момента художникам позволяется пользоваться лишь двумя цветами и рисовать кистью лишь слева направо!» Смешно, ведь картину создает сам художник, она практически часть его самого. Нельзя редактировать картину, это все равно что прийти к Пикассо и сказать: «Знаешь, неплохо, но вот тут слишком много прямых линий и недостаточно кривых. Потому вместо этой линии мы проведем такую кривую, вместо вот этой — левую дугу, а вместо этой — изогнутую линию». Всего пару движений — и больше нет картины Пикассо! Понимаете? Точно так же писательство — глубоко личное занятие.

Конечно, если вы юрист и пишете бумагу для суда, понятно, что она должна быть написана по определенному шаблону. Но если вы пишете другое — рассказ, письмо, что-то о себе, что угодно, то ни за что не отдавайте это редактировать. Неправ будет тот, кто скажет: «Неплохо, но надо подредактировать». Почему? Потому что он не понимает значения написанных на бумаге слов и того, чем они становятся.

Такая страница со словами — это картина. На ней, возможно, лишь один цвет — черный, но это картина, нарисованная расположением предложений. В школе все учатся помещать слова в одинаковом порядке, писать их одинаково. Как это скажется на картине — разрушит ее? Нет, не разрушит — но изменит. И, конечно, внесет шум в междустрочную информацию. Ведь возьмем писателя — вот он пишет книгу по одной, две, по полстраницы в день. Каждая из таких страниц отличается от всех других, каждая из них уникальна, и в каждой запечатлены определенные эмоции. Рукопись попадает к редактору, тот хочет ее отредактировать. Конечно, вам выбирать, что вам нравится — гладко причесанный текст или исходный текст с оригинальным содержимым.

Вывод следующий: не следует редактировать все подряд, что под руку попадет. И когда пишете что-то, оставляйте как есть, позвольте этому тексту быть в первоначальном виде. (Конечно, это не относится к формализованным юридическим документам.)

Когда-нибудь этому будут учить в школе. Хотя все и так читают между строк в повседневной жизни, и, присмотревшись, вы заметите это. Например, человек читает какой-то обычный текст и говорит: «Что-то не то с этим текстом, не могу объяснить, но он мне не нравится». Во многих случаях это относится не к тому, что написано словами, а к междустрочному содержанию. Редактированием можно это убрать. Если внести достаточно исправлений, то междустрочного текста будет уже не прочитать. Но когда текст подвергается слишком сильному редактированию, и междустрочное содержание превращается в кашу, то часто становится просто неинтересно читать.

Я заметил, что книги некоторых популярных писателей устроены так: они пишут гладкие тексты в стиле, который нравится читателям. Одновременно между строк тоже попадает информация, организованная подобным же образом. В результате получается конфета с очень нежной начинкой. Такие авторы становятся очень популярны, если только их тексты не разрушаются редактированием.

Конечно, редактирование может быть и щадящим — исправить опечатки в словах, расставить запятые, где положено. Такое редактирование не разрушит и не перемешает междустрочную информацию...

Так или иначе, книги, между строк которых содержится успокаивающая и подбадривающая информация, пользуются большой популярностью. Тебе хочется читать и читать такую книгу. Мало того, даже хочется прижать ее к груди — ведь в ней такая приятная междустрочная информация.

Вот я и рассказал вам про информацию между строк. Надеюсь, вы удовлетворены. До следующей встречи!

Март 2007 года








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх