3. СЕКС И УЧЕНИЧЕСТВО

45] (1) Хочется сказать пару слов и о сексе в жизни ученика. Много непонятного остается в этом вопросе для стремящихся, и обязательное безбрачие почти превратилось в религиозную доктрину. Нередко с благими намерениями, но весьма нелогично нас убеждают в том, что ученик не может жениться и что без соблюдения безбрачия реальные духовные достижения невозможны. Такая теория имеет в основе своей две причины.

Первая причина в том, что на Востоке всегда бытовало неправильное отношение к женщине. Второй причиной является укоренившаяся со времен Христа западная тенденция представлять себе духовную жизнь как жизнь монашескую, монастырскую. Обе установки воплощают ошибочные идеи и лежат в корне многих заблуждений с весьма негативными последствиями. Мужчина не лучше женщины и женщина не лучше мужчины. Однако многие тысячи видят в женщине олицетворение какого-то зла и принцип искушения. Но Бог изначально устроил так, чтобы мужчина и женщина соответствовали потребностям друг друга и дополняли один другого. Бог не предписывал мужчинам жить вместе отдельно от женщин или женщинам – отдельно от мужчин; обе великие системы стали причиной множества сексуальных злоупотреблений и страданий.

Убеждение в том, что ученичество непременно означает жизнь в безбрачии и полное воздержание во всех естественных функциях, одновременно и неправильно, и нежелательно. Это становится понятно, если учесть два момента.

Во-первых, если божественность действительно реальна и выражает всемогущество, вездесущность и всеведение и если человек по самой сути своей божественен, то такой сферы, в которой не могла бы проявляться божественность, просто не может быть. 46] Нет такой сферы деятельности человека, где он не мог бы действовать божественно и где какая-либо функция не могла бы быть озарена светом чистого разума и божественного интеллекта. Я не имею в виду тот благовидный, но обманчивый довод о том, что то, что всеми добропорядочными людьми обыкновенно считается неправильным, все равно якобы должно быть правильно в силу присущей человеку божественности. Подобные рассуждения – всего лишь слабое оправдание за прегрешения. Я же говорю о правильных сексуальных отношениях в рамках как духовного, так и государственного закона.

Во-вторых, жизнь не развивается нормально, пока не задействуются все функции ее природы – животная, человеческая и божественная (а человек – это все три в одном теле), такая жизнь пуста, ограничена, неполноценна и ненормальна. Не все в наши дни могут вступать в брак – это правда, но данный факт не отвергает того большего факта, что брак предусмотрен Богом для человека. То, что не все сейчас в состоянии жить нормальной, полной жизнью – тоже следствие нынешних ненормальных экономических условий, но это вовсе не отрицает неестественность такого положения дел. И обязательное безбрачие как показатель высокой духовности и непременное условие какой бы то ни было эзотерической и духовной подготовки – такая же ложная, необоснованная и нежелательная идея. Для ученика и посвященного нет лучшей школы, чем семейная жизнь с ее непростыми отношениями, необходимостью жертвенности и служения, широкими возможностями для самовоспитания и приспособляемости и полного выражения каждой части человеческой природы. Нет большего служения расе, чем предложение тел воплощающимся душам, забота о них и воспитание их в домашних условиях. Однако в целом взгляд на семейную жизнь и деторождение извращен. И пройдет еще немало времени, прежде чем и к браку, и к детям начнут относиться как должно 47] – как к таинству, и еще больше времени – прежде чем прекратятся боль и страдания из-за наших ошибок и злоупотребления сексом и весь нынешний комплекс идей сменится пониманием красоты и священности брака и проявления души в форме.

Итак, у идущего по Пути ученика и стремящегося и у Посвященного на его «Светлом Пути» нет лучшей возможности для практического обучения, чем жизнь в правильно понимаемом браке. Подчинение животной природы ритмической дисциплине, принесение эмоциональной и инстинктивной частей своей природы на жертвенный алтарь и необходимая в семейной жизни самоотверженность представляют собой неоценимые средства очищения и развития. Истинный целибат – это отказ высшей природы подчиняться требованиям низшей, отказ духовного человека уступать личности и плотским побуждениям. Убеждение в обязательности безбрачия привело многих учеников к унижению, проституированию и многочисленным извращениям данных Богом функций и способностей; и даже если обходится без столь печальных эксцессов и ведется нормальная и здоровая жизнь, зачастую ей предшествуют излишние страдания, немалое умственное напряжение и чрезмерная дисциплина, прежде чем исчезнут назойливые мысли и прекратятся неверные тенденции.

Верно, конечно, что в одной из своих жизней человек может столкнуться с проблемой безбрачия, когда ему приходится воздерживаться от любых физических связей и соблюдать строгий целибат, дабы доказать себе, что он способен держать в узде свою инстинктивную, животную природу. Однако нередко это становится результатом излишеств и распущенности в предшествующей жизни, требующих суровых мер и ненормальных состояний, чтобы устранить последствия прошлых ошибок и дать низшей природе время для нормализации. 48] Но опять же, это не является ни показателем духовного развития, ни его отсутствие. Не забывайте, что я говорю об особом случае налагаемого на себя безбрачия, а не о нынешних общемировых условиях, которые по экономическим или иным причинам лишают мужчин и женщин полноты естественного выражения жизни.

Проблема секса должна в конце концов разрешиться в семье и в нормальных условиях, и разрешить ее должны передовые люди мира и ученики всех степеней. (7 - 304/7).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх