Прописные истины о знании водителями ПДД

Стремительный рост автомобильного парка страны делает вероятность ДТП все более высокой. Усугубляется это и другими причинами. Пропускная способность улиц наших городов не рассчитана на постоянное увеличение количества машин, а реконструкция и строительство транспортных магистралей и развязок часто длятся довольно долго. Рост количества машин в свою очередь отнюдь не приводит к тому, что качество дорог становится лучше. Если дорожные службы начинают ремонтировать одну улицу, то возрастает интенсивность движения на соседних, что также может приводить к увеличению числа ДТП.

Постоянно ускоряющийся ритм жизни, желание создать соответствующий имидж, подчеркнуть престижность своего положения также приводят к тому, что все большее число людей стремятся сесть за руль автомобиля. К сожалению, чаще всего прирост числа автовладельцев происходит не за счет прилежных учеников ДОСААФ, как было раньше, а за счет тех, кто способен купить права, так как некогда тратить время на обучение вождению. Это также существенно влияет на безопасность движения.

Настоящей проблемой в современных мегаполисах становится так называемый альтернативный общественный транспорт. Чаще всего к таковым относятся маршрутные «газели», водители которых больше заинтересованы в скорости прохождения своих маршрутов, нежели озабочены безопасностью пассажиров и других участников дорожного движения.

Не стоит забывать и о пешеходах. Они также различаются между собой по степени зоркости глаз, умению ориентироваться в сложных ситуациях, а главное — по скорости передвижения. В связи с этим их влияние на дорожную обстановку может оказаться не меньшим, чем пресловутых «газелей».

Все это говорит о том, что за рулем расслабляться нельзя.

Хотелось бы дать практические советы водителям, ставшим участниками ДТП. Пояснить, как действовать в тех или иных ситуациях. Конечно, эти действия зависят от вида ДТП и обстановки его совершения: наезд или столкновение, оживленная улица или безлюдный участок загородного шоссе. Одно дело — поврежденная автомашина, а другое — пострадавшие люди. И возникает совсем плохая ситуация, когда наличествует и то и другое.

Однако в любом случае водитель никогда не должен спешить признавать свою вину. Несмотря на то что об этом было уже достаточно сказано, стоит напомнить еще раз. Даже если налицо, на первый взгляд, бесспорность Вашей вины, следует все-таки внимательно во всем разобраться. Признать вину никогда не поздно. Никогда не поздно извиниться перед потерпевшим и возместить ему ущерб, тем более что сейчас действует и автострахование.

Прежде всего постарайтесь успокоиться и проанализировать ситуацию: кто ехал по главной дороге и кто создал помеху; кто и как действовал в спорной ситуации, а как должен был действовать, и т. д. Вовсе не обязательно виновником аварии является водитель, который выезжал на главную дорогу с второстепенной. Если впоследствии будет установлено, что Вы выехали на главную дорогу перед близко идущей автомашиной, однако водитель последней имел техническую возможность предотвратить аварию, но не сделал этого, то виновником будет признан он.

Здесь речь идет об одном из самых распространенных правовых заблуждений многих водителей, в том числе и опытных. Как известно, существуют два основных правила, которыми должны руководствоваться водители. Первое гласит, что все участники дорожного движения исходят из презумпции неукоснительного соблюдения правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения. Иными словами, каждый водитель изначально предполагает и уверен в том, что другие водители не будут нарушать этих правил. Однако второе правило зачастую забывается (или сознательно игнорируется). Оно гласит, что в случае нарушения правил дорожного движения кем-либо из участников дорожного движения другие его участники обязаны сделать все возможное для предотвращения аварии. Иными словами, их «правота» в той или иной дорожной ситуации не дает им права врезаться в автомобиль, водитель которого по какой-либо причине нарушил правила.

Так, в п. 10.1 ПДД сказано, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Но рассмотренное второе правило зачастую водителями игнорируется. Они полагают, что если движутся по главной дороге (или с иным преимуществом), то могут совершенно не заботиться о безопасности других участников дорожного движения. Однако водители забывают, что эксперт-автотехник может не только определить того, кто создал аварийную ситуацию и какие пункты ПДД при этом нарушил, но и расписать действия всех участников ДТП с указанием, правильно ли они действовали в аварийной ситуации. В связи с этим может оказаться, что виновником создания аварийной ситуации является один водитель (например, неопытный водитель, не разобравшийся в дорожной обстановке и выехавший на перекресток на запрещающий сигнал светофора), а виновником аварии будет признан другой (начавший движение на разрешающий сигнал светофора, не нарушавший изначально никаких правил, но не остановивший свой автомобиль, когда это стало необходимым для предотвращения ДТП). Следовательно, можно посоветовать водителям (и прибывшим на место сотрудникам ГАИ) акцентировать внимание не на том, кто из участников ДТП имел преимущественное право проезда, а на том, кто в кого врезался. Если выяснится, что врезалась машина, следовавшая по главной дороге, то необходимо настаивать на проведении автотехнической экспертизы на предмет установления технической возможности предотвратить столкновение.

К сожалению, это правило зачастую игнорируется. Сотрудники ГАИ ограничиваются констатацией, кто из водителей обязан был уступить дорогу. По их мнению, этого вполне достаточно для того, чтобы установить виновника аварии («кто не уступил, тот и виноват»). Однако нужно еще и устанавливать, а правильно ли действовал второй участник ДТП? Пытался ли он тормозить или, наоборот, прибавил газу, считая себя полностью правым.

***

Пример


По одному из дел водитель автомашины ВАЗ-2107, подъехав к регулируемому перекрестку, включил указатель левого поворота и стал поворачивать налево. Дорожная обстановка вполне позволяла это сделать, так как до иномарки, следовавшей во встречном направлении, было приличное расстояние (что подтвердили свидетели). Однако, когда автомашина ВАЗ-2107 выехала на полосу встречного движения (по которой, как уже говорилось, двигалась иномарка), двигатель неожиданно заглох. Естественно, произошло столкновение. Особо отметим, что удар иномарки пришелся лобовой частью в правый бок «семерки». Прибывшие на место сотрудники ГАИ посчитали картину вполне ясной. По их мнению, в случившемся был виноват водитель «семерки». Потребовалась масса усилий и времени, чтобы доказать, что водитель ВАЗ-2107 если и виноват, то только в нарушении правил проезда перекрестка (не уступил дорогу транспортному средству, двигавшемуся прямо во встречном направлении), да и то с большой натяжкой. Ведь свидетели подтвердили, что расстояние до иномарки было значительным.

Вина водителя иномарки была намного большей. Увидев препятствие на своей полосе движения (и считая себя полностью правым), вместо того чтобы тормозить (как требуется по ПДД), он, не снижая скорости, начал «моргать» дальним светом. Это уже само по себе является нарушением правил пользования световыми приборами в дневное время. Затем он стал сигналить клаксоном, а когда, наконец, сообразил, что надо тормозить, было уже поздно. Выслушав решение суда, его негодованию не было предела. Ведь он считал себя полностью правым.


В связи с этим повторяем еще раз, что нужно обращать внимание не только на то, кто должен был уступить дорогу, а кто имел преимущество, но и на то, как действовал тот водитель, которому дорогу не уступили: принял ли он все возможные меры для предотвращения ДТП (вплоть до полной остановки своего транспортного средства) или не посчитал нужным сделать это?

Можно понять досаду водителя, когда совсем рядом с его машиной кто-то резко выезжает с второстепенной дороги или «подрезает» его справа. Однако представим следующую ситуацию: водитель подъехал к перекрестку и в этот момент ему стало плохо с сердцем, загорелся красный сигнал светофора, а его машина продолжает медленно выезжать на перекресток. В этой ситуации добросовестные водители не должны уповать на собственную правоту и врезаться в автомашину, водитель которой нарушил правила.

Другим важным правилом, которое зачастую забывают водители, является правильное пользование указателями поворота. Иногда водители бездумно включают их на явно излишнем расстоянии от запланированного поворота, забывая при этом, что на пути следования к нему есть еще один поворот на второстепенную дорогу (расстояние между ними, как правило, небольшое). Если на ближнем повороте находится автомашина, водитель которой собирается выехать на главную дорогу, то, увидев включенный указатель поворота, он запросто может посчитать, что машина, движущаяся по главной дороге, сворачивает на его дорогу (по своей полосе движения). В связи с этим он может начать выезжать на главную дорогу, не подозревая о том, что второй водитель собирался повернуть не здесь, а на следующем повороте. В данном случае нарушено правило, согласно которому сигнал поворота не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Большое значение имеет также обстоятельство, кто был в машине: один водитель или с ним ехали еще люди. В этом случае присутствующим не следует самоустраняться от действий на месте ДТП. Водитель, очевидно, будет испытывать шок и потрясение, поэтому нужно постараться помочь ему разобраться в случившемся.

Если же водитель ехал один, то на месте происшествия ему придется рассчитывать только на себя. В этом случае он должен быть и наблюдателем, и психологом, и юристом одновременно.

Как только случилось ДТП, необходимо вызвать работников ГАИ. Тем более что в настоящее время действует ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), согласно которому факт совершения ДТП, а следовательно, факт наступления страхового случая устанавливают сотрудники ГАИ. Исключение составляют случаи, когда один из водителей признает свою вину и предлагает рассчитаться на месте. Однако и в такой ситуации не следует соглашаться ни на какие уступки, пока не получены деньги. Не исключено, что Вас, извините, просто «водят за нос», т. е. просят прощения за доставленные неудобства и предлагают «проехать за деньгами», чтобы решить вопрос полюбовно. А расчет здесь очень прост: увести Вас (и Вашу машину) с места происшествия. Как только Вы уезжаете с места происшествия, то считайте, что дело становится для Вас безнадежным, так как требование ПДД не покидать места ДТП распространяется и на Вас. Если Вы покинули место происшествия, то шанс доказать затем, что являетесь пострадавшей стороной, становится равным нулю. Истинный виновник ДТП может просто оторваться от Вас в пути следования и догонять его не будет смысла. Если Вы даже сумеете его задержать сразу (или установите его местонахождение с помощью сотрудников ГАИ по номеру его автомашины), то это вряд ли поможет. Во-первых, он сам может остановиться у ближайшего поста ГАИ и пожаловаться, что Вы его преследуете. Во-вторых, наличие краски с Вашей машины на его бампере еще ничего не означает, так как большинство машин окрашены у нас в стандартные цвета, а он может заявить, что данная краска на его бампере осталась с прошлогодней аварии. В-третьих, никакой краски вообще там может не оказаться. Если же задержание Вашего обидчика произойдет через день-два, то никакой краски (или других механических повреждений) на его машине может уже вообще не быть.

Итак, если Вам предлагают «договориться на месте», можете соглашаться, но не поддавайтесь на уговоры съездить за деньгами. Не уезжайте сами, а также не разрешайте уехать виновнику. Если он вздумает покинуть место происшествия, не следуйте его примеру. Он может сделать это специально для того, чтобы Вы бросились за ним в погоню и уехали с места происшествия. Доказать потом, что Вы были на своей полосе движения, а он выехал на встречную, уже невозможно. Нужно запомнить его номер, и пусть уезжает куда хочет.

Не поддавайтесь на заверения, что деньги лежат дома, а дом находится далеко. Предложите даже покараулить его машину, пока он съездит за деньгами. Помните, что во времени нахождения на месте ДТП Вас никто не ограничивает. Скажите только, что если не дождетесь от него возмещения ущерба на месте происшествия, то будете вынуждены вызвать ГАИ и страховую компанию.

Если же никто из водителей не признает своей вины, то нужно вызывать ГАИ.

Однако это не означает, что действия водителя, машина которого пострадала в результате аварии, ограничиваются лишь вызовом работников ГАИ. Дело в том, что до их приезда может пройти много времени, а некоторые вещественные доказательства или какие-то детали на месте происшествия могут быть утрачены. Особенно это касается оживленных трасс, где интенсивность движения высока, или определенных погодных условий (наличие дождя, снегопада) и т. п. В связи с этим водителю, заинтересованному в установлении истины по делу, необходимо принять ряд мер по сохранности следов происшедшего. Прежде всего это относится к транспортным средствам, участвовавшим в ДТП. Помните, что, оказавшись участником ДТП, водитель обязан выполнить требования п. 2.5 и 2.6 ПДД:

• немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями п. 7.2 ПДД (знак устанавливается на расстоянии не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов), не перемещать предметы, имеющие отношение к месту происшествия;

• принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

• освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

• сообщить о ДТП в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут предварительно составить схему происшествия, подписать ее и прибыть на ближайший пост ДПС или в орган милиции для оформления происшествия.

Иногда ДТП случается в таких узких местах, что поврежденные транспортные средства на проезжей части делают затруднительным (а то и вовсе невозможным) движение других машин. Применительно к таким ситуациям в юридической литературе иногда рекомендуют убрать поврежденные машины (или одну из них) с проезжей части, предварительно отметив мелом или углем их расположение. Нам представляется такой совет сомнительным. Во-первых, у Вас может не оказаться кусочка мела. Во-вторых, указанные Вами отметки могут исчезнуть в силу естественных причин (из-за дождя, снега и т. п.). В-третьих, чем большую помеху создают пострадавшие автомашины, тем быстрее на место происшествия приедут сотрудники ГАИ. Кстати, когда будете звонить в ГАИ по телефону, то обязательно скажите, что машины остались на проезжей части и образовалась огромная пробка (ведь именно в их обязанность входит регулирование дорожного движения). Даже если по телефону они посоветуют Вам убрать машины с дороги, отметив как-то их месторасположение, не спешите следовать этому совету. Фиксация места расположения машин — отнюдь не пустая формальность, а ответственное юридически значимое действие. Это желательно делать в присутствии понятых, иначе потом будет сложно доказывать, что Ваша машина стояла именно в отмеченном месте, а не в другом. Во-первых, когда машина остается на месте, где она остановилась после ДТП, трудно будет обвинить ее владельца в том, что он переместил ее поближе к своей полосе движения или своей обочине. Во-вторых, недобросовестный участник ДТП может немного подкорректировать мелом месторасположение своей машины, сделав его более выгодным. В этом случае Вам будет трудно доказать, что он фальсифицировал обстановку ДТП. В-третьих, отмечать машины тоже можно по-разному: либо очертить весь периметр машины (передний и задний бамперы, боковины), либо отметить крестиком месторасположение всех четырех колес. Однако машины могут оказаться в разных положениях (на боку, на крыше и т. п.) — как тогда фиксировать их расположение? Следовательно, лучшим вариантом будет оставить их в том же положении и месте, где они оказались. В любом случае прибывшие на место происшествия сотрудники ГАИ не смогут обвинить Вас в неправильности действий.

Не следует также поддаваться на уговоры других водителей, которые просят убрать поврежденные машины с дороги, так как они мешают движению. При этом обычно взывают к «сознательности», уверяя Вас в том, что очень спешат, опаздывают в аэропорт и т. п. Можно спокойно возразить им на это, что дежурный ГАИ по телефону запретил Вам убирать машины с дороги или изменять их расположение. Упоминание о ГАИ, как правило, действует отрезвляюще. Помните, что в соответствии с ПДД Вы обязаны освободить проезжую часть только в том случае, если движение других транспортных средств невозможно. Если же оно всего лишь затруднительно, то правовых оснований для освобождения проезжей части не имеется.

Итак, как только стало ясно, что вину за совершение ДТП брать на себя никто не собирается, необходимо все свое внимание направить на фиксацию (хотя бы зрительную) обстоятельств его совершения. В дальнейшем это поможет Вам при разбирательстве в органах ГАИ или в суде.

Прежде всего постарайтесь твердо запомнить, кто сидел за рулем автомобиля, столкнувшегося с Вашим. Это необходимо по ряду причин. Во-первых, к моменту прибытия сотрудников ГАИ может выясниться, что за рулем сидел якобы совсем другой человек из числа компании, находившейся в этой машине. Например, пьяный водитель, повредивший Вашу машину, покинет водительское место, а его трезвый товарищ или родственник выдаст себя за водителя. Это может быть и в том случае, если водитель был лишен права на управление транспортным средством, и т. п. Не исключен вариант, что за рулем автомобиля сидел взрослеющий ребенок владельца машины, не имеющий права на управление, но которого отец вздумал обучать вождению на оживленной улице.

В этом случае, по возможности, надо попытаться обратить внимание очевидцев происшедшего (в первые секунды после ДТП недостатка в них не будет, если, конечно, дело происходит не на безлюдной трассе за городом) на водителя противоположной машины. Для этого можно громко (риторически) высказаться по поводу того, что Вы думаете о нем и его манере водить машину.

Выясняя причину случившегося, разговаривать нужно только с ним. Если кто-то из противоположной компании будет пытаться вклиниваться в разговор, нужно громко обрывать его и подчеркнуто демонстративно разговаривать только с водителем, который сидел за рулем. Во-первых, это не оставит у него сомнений в том, что Вы прекрасно его рассмотрели в момент аварии. Во-вторых, у окружающих также не возникнет сомнений, кто сидел за рулем машины.

Однако мало того, чтобы свидетели запомнили, кто сидел за рулем «виновной» автомашины. Еще надо обязательно переписать свидетелей и очевидцев. От свидетелей очевидцы отличаются тем, что они непосредственно наблюдали происшедшее. Но это не означает, что нужно переписать только их. Гражданин может не видеть непосредственно факта столкновения (так как стоял, например, спиной к месту происшествия или только что вышел из-за угла), но он лучше других может запомнить, кто именно сидел за рулем машины, ставшей виновником ДТП. Понятно, что у свидетелей и очевидцев есть свои неотложные дела, нам всем всегда некогда, поэтому особого желания записываться в свидетели, чаще всего, нет ни у кого. В связи с этим отговорки типа «я же ничего не видел» не должны Вас смущать. Нужно тактично (но настойчиво) объяснить свидетелю, что хотя он и не видел факта самого ДТП, но не мог затем не заметить того, кто сидел за рулем автомобиля. Нужно объяснить свидетелю, что от него потребуется подтвердить лишь этот факт. В конце концов можно воззвать к его совести и попытаться убедить, что надо помогать друг другу. Ведь не исключено, что сегодня Вы попали в трудную ситуацию, а завтра он может оказаться в такой же ситуации. В любом случае от Вашей настойчивости в эти первые минуты на месте ДТП будет зависеть многое.

Свидетели могут запомнить и другие факты, имеющие значение для дела. Например, что не горел светофор или что он горит зеленым цветом во всех направлениях (случается и такое). Узнав о ДТП, дорожные службы постараются побыстрее его отключить, чтобы не платить за ущерб. Бывает, что в участке производства дорожных работ отсутствуют предупреждающие знаки. Можно быть уверенными, что, узнав о ДТП, дорожные службы постараются быстро установить их в положенном месте.

Следовательно, все детали случавшегося надо запоминать и настойчиво обращать на них внимание свидетелей и очевидцев.

Наихудшим вариантом является случай, когда за рулем сидел угонщик автомобиля, а такое встречается нередко. Именно эта группа «водителей» ведет себя наиболее рискованно. Они не озабочены сохранностью автомобиля, навыки их вождения не всегда достаточны. Кроме того, их может преследовать милиция или истинный владелец автомашины, поэтому о соблюдении ПДД они будут думать меньше всего. После столкновения такой «водитель» пытается скрыться с места происшествия, бросив машину. В связи с этим, став свидетелем столь странной его реакции, не теряйте времени на удивление, а постарайтесь его задержать. Даже если виновником аварии окажется подвыпивший ученик соседнего ПТУ, ответственность за случившееся можно будет возложить на его законных представителей. Это все-таки некий шанс на возмещение ущерба. Если же долго размышлять о неадекватном поведении оппонента, можно остаться одному около двух поврежденных машин и потерять все возможности на их восстановление.

Возможен и другой вариант. За рулем машины, ударившей Вашу, могут сидеть пресловутые персонажи анекдотов про «братков» и «новых русских». При таком развитии событий не исключено, что бежать придется Вам. Во всяком случае личная безопасность важнее, чем сохранение вещественных доказательств. Если есть возможность, поставьте машину на противоугон, включите сигнализацию и отойдите на безопасное расстояние. Пусть они размахивают руками и кричат на весь белый свет о Вашей виновности. В любом случае вопрос о виновности будет решать суд, а не они.

Можно, наоборот, закрыться в своей машине и вовсю жать на клаксон. Это привлечет внимание прохожих и остудит пыл бандитов, оскорбленных в своих лучших чувствах. К тому же прохожие, увидев нестандартную ситуацию, могут позвонить в милицию или иным образом оказать Вам хотя бы моральную поддержку.

Как еще можно зафиксировать обстановку ДТП?

Было бы отлично, если на месте происшествия Вам удалось использовать видеокамеру. Она вполне может оказаться в машине, если семья едет на отдых или в гости, поэтому о ней вовремя надо вспомнить. С помощью видеокамеры можно зафиксировать и дорожную обстановку, и погодные условия (дождь, грязь, гололед), и даже того, кто сидел за рулем противоположной машины. Если ее нет, то можно использовать фотоаппарат. Сделайте несколько снимков места ДТП с четырех сторон (издалека и поближе), сфотографируйте повреждения Вашей машины. Это пригодится потом не только для установления картины происшедшего, но и для обоснования ущерба, причиненного ДТП.

После того как месторасположение машин зафиксировано, очевидцы и свидетели переписаны (а лучше одновременно), следует обратить внимание на предметы дорожной обстановки. По осколкам стекла или пластмассы (фары, бамперы и т. п.) эксперты могут определить место столкновения. Это особенно важно в тех случаях, когда после столкновения (или касания) машины, едущие на приличной скорости, разлетаются в разные стороны. В таких случаях установить, на чьей полосе движения произошло столкновение или касание, не всегда просто. В связи с этим нужно, по возможности, попытаться сохранить и такие вещественные доказательства. Это можно сделать путем организации объезда. Место происшествия нужно отгородить знаком аварийной остановки и подручными средствами (запаской, канистрой, сумкой с инструментом и т. п.) таким образом, чтобы проезжающие мимо автомашины не ехали по осколкам стекла и другим вещественным доказательствам.

Что еще нужно учитывать? Когда случается ДТП, его участники, как правило, начинают звонить знакомым работникам ГАИ. Помочь Вашему противнику они могут не всегда (особенно, если его вина налицо), но испортить Вам настроение (и «нахимичить» в документах) вполне способны.

В связи с этим постарайтесь вспомнить, кто из знакомых мог бы помочь Вам в данной ситуации. Виновность в ДТП определяется, конечно, не количеством нужных знакомств (хотя бывает и такое), но, безусловно, любая помощь на месте ДТП Вам не помешает.

Необязательно этим человеком должен быть знакомый сотрудник ГАИ. Такового у Вас может просто не оказаться.

Есть и много других профессий «хороших и важных», представители которых смогут помочь Вам не меньше. Не исключено, что у Ваших родственников или друзей есть нужные связи. Позвоните им и попросите подъехать. Не исключено, что нужные знакомства окажутся у них и они сделают соответствующие звонки по дороге к вам. Повторяем, что любая помощь на месте ДТП может оказаться очень кстати.

Не хотелось бы, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что виновность участника ДТП определяется исключительно соотношением круга его знакомств с кругом знакомств другого его участника. Однако, к сожалению, зачастую так и случается. В связи с этим, если есть возможность подстраховаться с помощью влиятельных друзей, не стесняйтесь.

Если ничего подходящего на ум не приходит, не отчаивайтесь. Попробуйте внушить собравшимся на месте ДТП, что и у Вас нужных знакомств не меньше. Просто считаете ситуацию очевидной, никакой Вашей вины в случившемся нет, поэтому Вы не видите необходимости беспокоить своих влиятельных друзей. Иногда упомянутой вскользь фамилии высокого начальника (даже районного масштаба) бывает достаточно, чтобы отношение сотрудников ГАИ к Вам резко изменилось.

Следует отметить, что контингент сотрудников ГАИ не отличается однородностью (впрочем, это касается и водителей). Среди них могут быть профессионалы с большой буквы и новички, добросовестные служаки и откровенные мздоимцы. Однако именно от их действий во многом будет зависеть решение по делу и выбирать их на месте происшествия не приходится.

Раньше многое зависело от того, застрахован или не застрахован Ваш автомобиль. Сейчас такой дилеммы не возникает, так как с 1 января 2004 г. все автомобили являются застрахованными. Исключение составляют лишь те водители, которые не боятся быть остановленными. Предложите своему новому «знакомому» показать друг другу документы на автомобиль и страховку, чтобы все обсудить должным образом. Если он начинает отказываться под разными предлогами, следовательно, не исключено, что Вы имеете дело именно с таким водителем-наглецом.

Раньше сотрудники ГАИ не спешили на место ДТП, давая его участникам побольше времени на обсуждение происшедшего, надеясь на то, что их услуги не потребуются. Введение в действие Закона об ОСАГО лишило их даже призрачной надежды на это. По закону они обязаны выезжать на все ДТП независимо от их желания. Единственным исключением является случай, когда участники ДТП приходят к обоюдному (подчеркиваем!) согласию не доводить дело до страховых выплат. Только в такой ситуации присутствие сотрудников ГАИ на месте происшествия необязательно. Во всех остальных случаях необходимо звонить дежурному по городу, останавливать проезжающие мимо автомашины ГАИ и т. п. Даже если выяснится, что проезжающая мимо милицейская машина не принадлежит ГАИ или является таковой, но торопится на другое задание, есть шанс, что они сами вызовут дежурный наряд ГАИ по своей рации.

Когда сотрудники ГАИ наконец-то прибудут на место ДТП, постарайтесь определить, не являются ли они специально вызванными Вашим оппонентом. Это не всегда просто, однако не зря отмечалось выше, что водитель на месте происшествия — это тонкий психолог, внимательный наблюдатель и юрист одновременно. Однако независимо от того, заинтересованы ли прибывшие работники ГАИ в результатах осмотра, ему в любом случае придется проявить достаточную внимательность, наблюдательность и даже настойчивость.

А понятые кто?.. Прежде всего следует знать, что в осмотре места происшествия должны участвовать понятые. Иногда пишут, что понятые присутствуют при осмотре места происшествия, с чем, по нашему мнению, согласиться нельзя. Присутствие — это всего лишь выполнение роли статистов при священнодействии работников ГАИ. Участие же подразумевает определенную степень равноправности. В связи с этим понятые обязаны не просто присутствовать при осмотре (стоять в сторонке), а именно активно участвовать в нем.

Добросовестные работники ГАИ (кстати, это не обязательно должны быть именно сотрудники ГАИ, но и любые другие сотрудники милиции, направленные на место происшествия дежурным по городу) используют понятых в полной мере. Они привлекают их к участию в замерах (одного — на одном конце рулетки; другого — на другом) и иных действиях. Есть и такие сотрудники ГАИ, которые считают понятых не более чем бессловесными статистами. Необходимо контролировать эту ситуацию. Вам никто не может запретить лично участвовать в проводимых измерениях, чтобы все размеры были указаны в схеме ДТП правильно.

Обычно сотрудники ГАИ решают проблему подбора понятых старым, проверенным способом, т. е. останавливают пару проезжающих мимо автомашин и просят их водителей взяться за рулетку. Такой вариант вполне приемлем для водителя пострадавшей машины. Во всяком случае есть хоть какая-то уверенность в том, что замеры будут проведены добросовестно.

Если же водитель увидит, что понятыми собираются быть лица из компании, вышедшей из противоположной машины, нужно сразу заявить работникам ГАИ о своем несогласии. Наивно рассчитывать, что они сразу послушают Вас и поменяют понятых. Бывает и так, что найти других не всегда возможно (на пустынной дороге, глубокой ночью и т. п.). В таком случае необходимо настаивать, чтобы сотрудники ГАИ отразили в протоколе, что в качестве понятых выступают лица, ехавшие на противоположной машине. На это сотрудники ГАИ безусловно пойдут неохотно, так как понятыми могут быть только незаинтересованные в исходе дела лица. Не исключено, что Вам собственноручно необходимо будет сделать соответствующую отметку в протоколе осмотра места происшествия. Кроме того, нужно скрупулезно фиксировать и другие процессуальные нарушения, чтобы потом отразить их в протоколе.

Для этого будут две возможности. Во-первых, в протоколе об административном правонарушении есть графа «объяснения нарушителя», в которой Вам предложат написать краткое объяснение, если виновником ДТП посчитают Вас. Иногда советуют зачеркнуть слово «нарушителя» и написать «водителя», «участника» и т. п. либо просто зачеркнуть его, оставив только «объяснение». На наш взгляд, принципиальной необходимости в этом нет, так как виновность в ДТП будет определяться судом, а не названием соответствующей графы в протоколе. В указанной графе нужно будет обязательно отразить все процессуальные нарушения, допущенные при осмотре. Если их много, то можно написать следующее: «объяснение прилагается на отдельном листе» (или «объяснение прилагается на „___“ листах»), расписаться и поставить дату. Во-вторых, в протоколе осмотра места происшествия имеется графа о замечаниях присутствующих при составлении протокола. В ней также можно будет сделать аналогичные записи.

И наконец, не стесняйтесь внимательно (и не спеша) прочитать весь протокол. Это является Вашим правом. Вы должны знать, за что расписываетесь, и быть твердо уверены, что все записано правильно. Если почерк сотрудника ГАИ, составившего протокол, неразборчив, то попросите его расшифровать написанное. В Вашей просьбе не будет ничего неестественного (и тем более противозаконного). Если Вам отказали и Вы не смогли разобрать написанное, откажитесь от подписи.

Вернемся к началу осмотра, т. е. к тому моменту, когда понятых наконец-то определили и сотрудники ГАИ приступили к осмотру.

Даже если Вы полностью уверены в своей невиновности в ДТП и беспристрастность понятых не вызывает никаких сомнений, не стоит самоустраняться от участия в осмотре и ждать, когда Вас позовут подписать протокол. Наоборот, нужно принять самое активное участие в осмотре места происшествия. Наш совет будет следующим. Обычно рулетку держат двое понятых. Встаньте рядом с тем из них, кто смотрит длину замеров и объявляет их сотруднику ГАИ, который пишет протокол (второй обычно указывает, какие именно нужно делать замеры). Контролировать надо и второго понятого на противоположном конце рулетки, чтобы он случайно не перепутал точку отсчета, а также следить за показаниями на рулетке, чтобы размер был назван правильно (и именно тот, который замерен). Ведь понятой может просто ошибиться, т. е. правильно сделать замер, но неверно назвать его результат. К тому же если понятыми являются проезжавшие мимо водители, остановленные специально для использования в этом качестве, то от них вряд ли можно ожидать необходимого усердия. Вы же непосредственно заинтересованы в исходе дела.

Будет лучше, если Вы будете не только контролировать понятых, но и записывать на своем листке все названные размеры. В этом могут помочь Ваши попутчики. Если же Вы ехали один, то рассчитывать придется только на себя. Лучше побегать от одного конца рулетки до другого, чем потом корить себя за невнимательность.

Семь раз отмерь… И столько же раз проверь!

Когда схема ДТП составлена, прежде чем ее подписывать, сверьте все цифры со своими записями. В случае выявления каких-то расхождений не надо стесняться заявить об этом, попросите понятых не торопиться подписывать схему и предложите сделать новый замер. Помните, что от одного неправильного (искаженного) замера может зависеть исход дела! Если Вам откажут в этой просьбе, то нужно действовать точно так же, как при составлении протокола: когда предложат расписаться в соответствующей графе, напишите свои замечания. Тем самым Вы ничуть не «испортите» протокол, как заявляют иногда сотрудники ГАИ. Если же Вам отказывают и в этом, не подписывайте схему и протокол. Попросите о том же и понятых. Если они честные водители, то вряд ли откажут Вам в этом. В любом случае все будет зависеть от Вашей настойчивости. После этого можно будет обжаловать протокол и (или) схему, указав правильные замеры. Не забудьте сохранить свой листок с записями, так как правильно запомнить их все вряд ли удастся.

Возможен и другой вариант. Как уже отмечалось, сотрудники ГАИ различаются по своим интеллектуальным способностям точно так же, как и любые другие люди. В связи с этим случается, что они иногда забывают (без злого умысла, но тем не менее) замерить какое-либо расстояние на месте происшествия, которое затем может оказаться крайне важным. Неоднократно встречались случаи, когда эксперт-автотехник объективно не мог дать заключения по той простой причине, что схема была составлена бестолково и невозможно было что-либо из нее понять. Более того, даже при следственном эксперименте нельзя было поставить машины на месте происшествия таким образом, чтобы совпали самые важные замеры.

В связи с этим участникам ДТП желательно не только контролировать замеры, проводимые на месте происшествия, но и следить за тем, чтобы были проведены (по возможности) все необходимые замеры. В этом могут быть заинтересованы оба участника (например, если ДТП произошло по вине лица, скрывшегося с места ДТП, или по вине дорожной службы). Конечно, сделать это не всегда просто. Следовательно, водитель должен быть не только психологом и юристом, но еще и немного специалистом в области автотехнической экспертизы. И это действительно так. Трудно требовать от каждого водителя специальных познаний в области автотехнической экспертизы, однако если какие-то замеры, по Вашему мнению, сделаны не были, то можно указать на это лицам, проводящим осмотр. Надо помнить, что лишних замеров не бывает. Это подтвердят Вам и сами эксперты. Важно, чтобы были сделаны необходимые замеры. Если же какие-то из них окажутся лишними, то не беда. Сотрудники ГАИ могут ответить, что замеры, предлагаемые Вами, не нужны, поэтому попробуйте все-таки настоять на своем. Скажите им, что имеете определенное представление о том, как нужно осуществлять осмотр и какие делать замеры, а заодно и припугните, что напишете жалобу на их недобросовестность при проведении осмотра. Думаем, что сотрудникам ГАИ будет легче сделать еще один-два замера, на которых Вы настаиваете, нежели отписываться потом по Вашей жалобе.

После составления схемы ДТП и протокола осмотра места происшествия сотрудники ГАИ обязаны произвести осмотр транспортных средств, ставших участниками ДТП. Это крайне важно для того, чтобы впоследствии иметь возможность обосновать размер причиненного Вам ущерба. В связи с этим необходимо обратить внимание сотрудников ГАИ на все механические повреждения, полученные Вашей машиной (хотя бы видимые). В противном случае противоположная сторона впоследствии может оспаривать некоторые из причиненных Вашей машине повреждений, пытаясь уменьшить размер ущерба.

После составления всех необходимых документов не забудьте о своей обязанности известить страховую компанию о наступлении страхового случая. По Закону об ОСАГО Вам дается для этого пять дней. В противном случае страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения. Не поленитесь заблаговременно (и внимательно) ознакомиться со своим договором об ОСАГО. Его недостаточно возить постоянно в своей машине, необходимо изучить этот договор и при наступлении страхового случая скрупулезно выполнить все указанные в нем требования.

Разумеется, извещение о наступлении страхового случая необходимо направлять в ту страховую компанию, в которой застрахована ответственность виновника ДТП. Однако бывают ситуации, когда истинный виновник ДТП отказывается представить сведения о своей страховой компании. Тогда можно предложить ему направить извещение именно в Вашу страховую фирму. Это не будет являться признанием Вами своей вины. Согласно закону водители вправе каждый составить свое собственное извещение о страховом случае (в каждом бланке извещения имеется для этого два образца, т. е. для каждого из водителей). Естественно, что каждый из них опишет случившееся по-своему и будет настаивать на своей невиновности. Независимо от того, в чью страховую фирму поступят версии о случившемся, будьте уверены, она быстро разберется, кто из вас виноват на самом деле.

Можно также попросить сотрудников ГАИ, собирающих материал на месте ДТП, сообщить сведения о страховой фирме, в которой застрахована ответственность водителя, повредившего Вашу машину.

Иногда сотрудники ГАИ изымают водительские удостоверения у участников ДТП и назначают время разбора. На разбор желательно прийти с адвокатом или лицом, разбирающимся в тонкостях дела. К сожалению, эта процедура проводится зачастую формально; должностные лица ГАИ ограничиваются вынесением постановления о назначении штрафа. По существу, это является своего рода спекуляцией, так как водители стремятся побыстрее вернуть свои права и поэтому просто вынуждены платить назначенный штраф. Однако вопреки высказываемому иногда мнению, ничего страшного в этом нет. Верховный Суд РФ указал, что уплата гражданином штрафа не означает еще признание им своей вины.

В случае несогласия с решением, принятым по делу, постановление о наложении на Вас взыскания можно обжаловать.

Что нужно знать для получения возмещения ущерба?

Основными документами, устанавливающими факт ДТП, являются протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра технического состояния транспорта, составленный на месте происшествия работниками ГАИ в присутствии участников происшествия, а также справка о ДТП, в которой указываются сведения о его виновнике.

Чаще всего в протоколе осмотра транспортного средства, составленного на месте ДТП, указывают только внешние повреждения автомобиля. Однако не исключено, что у Вашей машины могут быть и внутренние повреждения, иногда гораздо более серьезные. В любом случае Вам необходимо будет обратиться в специализированную организацию, которая занимается исчислением размеров причиненных убытков.

При этом обязательно нужно выполнить ряд необходимых действий. Прежде всего известить виновника аварии о месте и времени осмотра Вашей автомашины. Это следует делать только в письменном виде под расписку либо надо направить ему заказное письмо (или телеграмму) с уведомлением. Только тогда Вы сможете доказать впоследствии, что известили его надлежащим образом. Если виновник не явится в назначенное время, то осмотр может быть проведен и без него. В этом случае в акте осмотра Вашего транспортного средства необходимо будет сделать отметку о том, что он был своевременно уведомлен, и до суда нужно будет сохранить почтовое уведомление о вручении виновнику аварии телеграммы или заказного письма.

В акте осмотра должны быть указаны все внутренние и внешние повреждения, имеющиеся на машине, и сделано заключение о необходимости замены запасных частей или ремонта с учетом степени амортизационного износа транспортного средства. Затем составляется калькуляция с указанием стоимости восстановительного ремонта автомашины, включающая стоимость ремонтных работ, запчастей, подлежащих замене, амортизационный износ и соответствующее ему уменьшение размера ущерба, справка о страховом возмещении.

Следует знать, что в соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, возмещается виновником в полном объеме. Если виновником ДТП является водитель предприятия или организации, управлявший служебной автомашиной, то на основании п. 1 ст. 1068 ГК юридическое лицо либо гражданин должны возместить вред, причиненный его работником при исполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей.

***

Примеры


1. Индивидуальное частное предприятие (ИЧП) обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в результате ДТП. Ответчиком было указано автотранспортное предприятие. В ходе судебного разбирательства установлено, что при столкновении автомашин ИЧП и автопредприятия по вине водителя последнего автомашина истца получила повреждения, подтвержденные протоколом осмотра транспортного средства с участием ДПС.

В обоснование размера убытков истцом представлена дефектная ведомость, составленная зональным автоцентром, не имеющим статуса консультационного пункта по автотехнической экспертизе. Сведения о количестве и характере повреждений, большая часть которых не могла остаться незамеченной даже при внешнем осмотре, противоречили протоколу осмотра и существенно увеличивали размер убытков. В связи с этим арбитражный суд отклонил иск по мотиву недоказанности размера указанных в ведомости убытков, не приняв в качестве доказательства односторонне составленный и противоречивый документ — дефектную ведомость.

Суд указал на то, что в этой ситуации не были соблюдены важнейшие условия объективности документа, определяющего размер ущерба: ведомость составлена без вызова ответчика организацией, не обладающей соответствующим статусом.

2. В результате ДТП, имевшего место в дальнем уголке Подмосковья, автомобилю гражданина К. были причинены технические повреждения. Общая сумма материального ущерба составила 31 005 руб., которая состояла из стоимости восстановительного ремонта без учета степени износа запасных частей — 29 166 руб., стоимости технической экспертизы и составления калькуляции — 1839 руб.

Суд первой инстанции исковые требования К. полностью удовлетворил.

Кассационная инстанция областного суда, рассмотрев дело по жалобе ответчика, данное решение отменила. Было указано, что при определении размера убытков суд не учел амортизационный износ автомобиля. Дело направили на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

Готовясь к повторному процессу, вступивший в дело адвокат истца не ограничился имеющимися у него актом осмотра поврежденного автомобиля и сметой на восстановительный ремонт. Он составил заявление о дополнительном обосновании своих исковых требований и дополнительном уточнении подлежащей взысканию суммы. В заявлении было указано следующее. С ответчика подлежит взысканию полная стоимость восстановительного ремонта, так как ст. 15 ГК закреплено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб).

Взыскание убытков, причиненных ДТП, в меньшем размере, в том числе с учетом амортизационного износа автомобиля, законом не предусмотрено. Законом также не установлено, что амортизационный износ снижает причиненный ущерб.

Согласно Методическому руководству по определению стоимости автомобиля РД 37.009.015-92 амортизационный износ исчисляется для определения стоимости автомобиля. В смете, которую составляет эксперт при осмотре поврежденного автомобиля, производится расчет величины затрат на его ремонт, а не размера компенсации за восстановление поврежденного транспортного средства (размера причиненных при ДТП убытков).

В официальной продаже не бывает изношенных, бывших в употреблении запасных частей, снабженных сертификатом безопасности. В продаже не может быть также автомобильной краски с какой-либо степенью износа. Стоимость работ по замене поврежденных частей у автомобиля с пробегом всегда выше, чем ремонт нового.

Таким образом, ответчик должен полностью возместить причиненный реальный ущерб, т. е. всю денежную сумму, которую истцу нужно уплатить в кассу магазина и кассу автосервиса для восстановительного ремонта своего автомобиля.

Кроме того, истец К. по просьбе своего представителя собрал по имеющейся смете чеки на все запасные части для автомобиля, которые он приобретал лично. Чеков на автомобильную краску, грунтовку, шпаклевку и некоторые запасные части найти не удалось, поэтому им были подобраны заверенные справки или прайс-листы из торговых организаций о стоимости указанных деталей и аксессуаров. Заверенные прайс-листы подбирались не менее чем из двух торговых организаций на каждую запасную часть или аксессуар. Имея перечисленные документы на руках, истец К. получил возможность во время повторного судебного заседания подтвердить свои реальные расходы. На их основании в указанном заявлении цена иска была увеличена истцом до 42 340 руб.

В связи с тем что в кассационной инстанции ответчик оспаривал компетентность эксперта и представил свой контррасчет к его смете, выполненный другим экспертом, представитель истца подготовил также письменное ходатайство о допросе эксперта в судебном заседании, составлявшего истцу смету, и договорился с ним о явке в суд.

В судебном заседании было заявлено и приобщено к материалам дела указанное выше заявление о дополнительном обосновании исковых требований и дополнительном уточнении подлежащей взысканию суммы. К заявлению прилагались чеки, заверенные справки и прайс-листы в подтверждение реальных расходов гражданина К.

Ответчик и его адвокат полагали, что указание кассационной инстанции, будучи обязательным для нижестоящего суда, автоматически снизит размер компенсации с учетом амортизационного износа поврежденного в ДТП автомобиля, и не были готовы к такому заявлению, поэтому серьезных возражений на него в судебном заседании представить не смогли.

Выступивший эксперт представил суду свою лицензию, а затем грамотно и обоснованно (со ссылками на специализированные справочники и с предъявлением последних суду) подтвердил каждый пункт своей сметы, объяснил время и механизм образования у автомобиля выявленных им повреждений. Доводы контррасчета путем ссылок на объективные критерии (специализированная литература, подзаконные акты, цены известных фирм на аналогичные работы и методика оплаты этих работ) экспертом были опровергнуты.

Приход в суд эксперта и его последующий допрос в судебном заседании были второй неожиданностью для ответчика и его представителя, вопросы которых ни в коей мере не смогли поставить под сомнение компетентность эксперта.

Расчет ответчика на затягивание процесса с целью уменьшения размера компенсации как «естественным путем» (за счет экономической нестабильности), так и требованием о применении коэффициента амортизационного износа в отношении поврежденных запасных частей не оправдался. Суд вынес решение о взыскании с ответчика 42 340 руб. и возврате суммы уплаченной государственной пошлины по делу.


Рассмотренный пример может послужить горьким, но поучительным уроком. Советуем водителям-истцам при составлении сметы восстановительного ремонта требовать у эксперта, чтобы тот не указывал в калькуляции восстановительного ремонта степень износа запасных частей и амортизационный износ автомобиля. В смете должен быть приведен лишь конкретный расчет величины затрат на ремонт.

В данном разделе были изложены наиболее типичные ситуации, с которыми может столкнуться водитель в результате ДТП. Охватить все случае просто нельзя из-за их многообразия. Можно лишь пожелать всем водителям никогда не оказываться участниками ДТП, добросовестно вести себя во время дорожного движения и помнить золотое правило: «Тише едешь — дальше будешь».








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх