14. Схоластическое толкование политики и права

Философия Средних веков носит название схоластики. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией.

Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов христианской религии, иначе обязано объяснить разумом то, что предполагает вера.

Отличительные черты схоластики:

· служит делу христианской веры;

· при помощи языческих мыслителей.

Метод схоластики – это исключительно силлогизм, воспринятый от Аристотеля. Суть его в том что надо было найти основное положение, почерпнутое у авторитетного источника и уже из него, путем дедуктивным, делать ряд выводов, которые в совокупности могли составить целую систему. Большой посылкой служил или догмат или положение признанного писателя.

В истории схоластики выделяют два периода, различающиеся по тому, кто из корифеев языческой философии является в данный момент признанным авторитетом в деле защиты католической веры против критикующего разума. Первый период с IX в. до конца XII в. – время господства Платона; второй период, главным образом XIII в. – эпоха господства Аристотеля.

Ф. Аквинский (Аквинат) (1225–1274 гг.) – основными трудами которого являются: «О правлении властителей», «Сумма теологии».

Представления Ф. Аквинского о государстве – первая попытка развить христианская доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».

В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид удовлетворить в одиночку свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же утверждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собой государство.

Выделяются три элемента государственной власти:

· сущность государственной власти;

· формы (происхождения);

· использования.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения.

Формы правления:

1) монархия;

2) аристократия;

3) олигархия;

4) демократия;

5) смешенная форма (аристократия и демократия).

Согласно Ф. Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной.

Естественный закон схоластики понимают как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.

Предназначение естественного закона они видели в том, что в нем воплощалась сила и страх принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели. В отличие от закона естественного человеческий (позитивный) закон – это императив с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона могут быть в разных странах весьма несхожими.

Право, утверждали представители схоластических учений, есть сфера правды, справедливости. Если уравнивание совершается в соответствии с человеческими установлениями, то имеет место право позитивное.






 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх