39. Формирование абсолютизма в России и его идеологические доктрины XVII – первой половины XVIII вв

Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.) – представитель просвещенного абсолютизма, основными произведениями которого являются «Жезл правления» (1666–1667 гг.), «Вертоград многоцветный» (1668 г.), «Рифмология» (1679 г).

Основные взгляды С. Полоцкого:

1. Защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле. Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределенный судьбой, в чем, и состоит главное предназначение человека на земле.

2. Среди пороков русской жизни критикуется лень, праздность и особенно пьянство, присутствует тема обязательности труда.

3. Главной проблемой творчества мыслителя является разрешение вопросов, связанных с верховной властью, формой ее организации и деятельности.

4. Активно возвышается авторитет царской власти, царь сравнивается с солнцем. Формулу «царь – солнце» он ввел впервые в русскую политическую литературу. Царь и бог у него почти равные величины.

5. Большое внимание уделяется описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с «премудрыми людьми», а особенно полезно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов и «по их примеру живот свой править».

6. Настаивает на различия между царем и тираном – просвещенная монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах.

7. Обращается внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и противопоказано правде.

Феофан Прокопович (1681–1736 гг.), один из первых основателей российской академии наук, сторонник просвещения дворян и народа, член ученой дружины Петра I.

Основные работы: «Слово о власти и чести царской», «Трактат о поэтическом искусстве», «Правда воли монаршей», «История императора Петра I», «Краткая повесть о смерти Петра I», историческая драма «Владимир».

Основные позиции Ф. Прокоповича по государственному устройству и праву:

1. В основе наших рассуждений лежат следующие категории:

· естественное состояние;

· здравый, естественный разум;

· божественный промысел;

· гражданский союз;

· отчужденная воля;

· монархия.

2. В естественном состоянии люди не знали государства. Это было черное, беззаконное сообщество. Люди были опасней хищников. Естественный разум побудил человека сменить природное состояние вольности, войти в гражданский союз. Войдя в такой союз, люди часть своей воли отчуждают и передают монарху (царю). Так образуется государство.

Суверенный вначале народ по промыслу божьему передал свою собственную власть монарху и тем самым подчинил себя ему. Бог поставил монарха выше закона.

3. Ф. Прокопович исследует 4 формы государства:

1) монархия (политический идеал) – может быть наследственной либо выборной. Наследственная форма более устойчива, нежели выборная. В ней престол не остается незамещенным. Наследник, зная о том, что он будет непременно царствовать, заранее готовит себя к управлению страной, а правящий монарх стремится оставить сыну крепкое государство;

2) демократия (власть народа) – она хуже, чем монархия и аристократия, так как часто происходят народные мятежи и восстания;

3) аристократия – аристократия, особенно родовитых, а тем более аристократия чиновников, опасна. В эту среду, среду правящих, проникают мздоимцы, крадущие общие блага. Появляется коррупция и тем самым, аристократическое государство приходит в упадок;

4) «смешанная» форма правления – представляет собой сочетание монархии и аристократии.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх