86. Учение как деятельность. Психологическое содержание и структура учебной деятельности

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся.

Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим и главным элементом является цель. Общая и главная цель педагогов представляет собой способ передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умственных сил учащихся. Педагог постоянно ставит перед собой частные задачи по обеспечению глубокого усвоения школьниками конкретной суммы знаний, умений и навыков.

Психолого-педогогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы учителя, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы. В учебном процессе цель «работает» наиболее интенсивно, когда ее хорошо представляет себе не только педагог, но и дети. Разъяснение целей обучения детям является мощным стимулом их познавательной деятельности и всего процесса обучения.

Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого развертывается педагогическое действие, представляющее собой взаимодействие его участников – преподавателей и учеников – является содержание социального опыта, усваиваемого детьми. В содержании проявляется важнейшее педагогическое противоречие: между огромными запасами общественно-исторической информации и необходимостью отбора из нее лишь основ в целях обучающего познания.

Содержание учебного процесса как система может иметь различную структуру изложения. Элементы структуры – отдельные знания или их элементы, которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходной проблемы, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура – комбинация линейной, концентрической и спиральной структур. Смешанная структура является наиболее эффективной системой изложения материала, потому что материал не только изучается, но и закрепляется повторениями и примерами. Так же, путем выявления сопоставления данной темы с другими науками, происходит знакомство учеников с другими предметами. Такой метод способствует более подробному изучению предмета и разносторонне развивает мировоззрение ученика.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх